В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Мокрый: Властная вертикаль сильна горизонталью Назад
Владимир Мокрый: Властная вертикаль сильна горизонталью
Нужно вести разговор не о том, много или мало сегодня органов местного самоуправления, а об эффективности местной власти, которая зависит прежде всего от финансово-бюджетной обеспеченности и от профессиональной подготовленности муниципальных служащих.
Председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления Владимир Мокрый считает, что реализация национальных проектов невозможна без опоры на местное самоуправление.
- Владимир Семенович, мне приходилось слышать в регионах мнение, что, мол, развивая крепкую "властную вертикаль", о дееспособном местном самоуправлении, о "горизонтали" мы позабыли.
- Принимая 131-й закон об общих принципах организации местного самоуправления, законодатели как раз и ставили перед собой задачу создать горизонтальные связи. Закон не только более четко разграничивает полномочия различных уровней власти, но, главное, организует местное самоуправление на всей территории Российской Федерации на поселенческом уровне. Это сделано именно для развития горизонтали, чтобы не было провалов в системе местной власти. Ведь в большинстве регионов система местного управления раньше сводилась к организации на районном принципе, а районный принцип административно-территориального деления отражал не специфику современных социально-экономических отношений, а специфику партийной организации общества. Сегодня мы пытаемся провести через закон основной конституционный принцип - право человека на местное самоуправление.
- Прошло полгода с момента вступления в силу 131-го закона. Можно ли уже сделать какие-то первоначальные выводы о жизнеспособности этого закона? Преподнесла ли реальность какие-нибудь сюрпризы или все идет как было изначально задумано?
- 131-й закон в настоящее время в 46 субъектах РФ реализуется в полном объеме, а в оставшихся - в соответствии с тем объемом, которым органы местного самоуправления наделены законами субъектов РФ. Если подводить итог сегодняшнего дня, то основная проблема стоит не только в объективном или субъективном разграничении полномочий. Сегодня наиболее сложная проблема - бюджетное обеспечение полномочий, закрепленных за органами местного самоуправления. Нужно вести разговор не о том, много или мало сегодня органов местного самоуправления, а об эффективности местной власти, которая зависит прежде всего от финансово-бюджетной обеспеченности и от профессиональной подготовленности муниципальных служащих - как депутатского корпуса, так и управленцев исполнительных органов. Надо признать, что финансово-бюджетная обеспеченность органов местного самоуправления крайне недостаточная. Те основные налоги, которые закреплены за муниципальными образованиями, особенно первичного звена, - налог на землю и налог на имущество физических лиц - не являются основой бюджетной обеспеченности муниципальных образований. За субъектами Российской Федерации закреплены право и ответственность бюджетного выравнивания. Казалось бы, субъект РФ должен объективно и справедливо обеспечить бюджетными деньгами муниципальные образования. Но, по нашей оценке, на сегодняшний день у самих субъектов РФ недостаточно средств для исполнения своих полномочий. Бюджетное выравнивание идет не по принципу обеспечения качественного и эффективного исполнения полномочий, а "лишь бы структура местного самоуправления работала", то есть по минимальному принципу.
- Сегодня развитие местного самоуправления - это явление для нашей страны, общества, граждан новое, во многом непривычное. Продолжаются споры о правильности тех или иных положений закона.
- Я полагаю, что развитие местного самоуправления и реализация 131-го закона находятся на такой стадии, когда надо не столько обсуждать, правильно или неправильно в законе установлены положения административно-территориального деления или статус муниципальных образований. Все это мы уже прошли в 2005 году. Сегодня нужно разговаривать с карандашом в руках о возможности реализации обязательных полномочий и о содержательной работе органов местного самоуправления и в целом муниципальных образований. Содержательно это значит, что все услуги населению, все действия органов местного самоуправления по исполнению своих полномочий должны быть прежде всего направлены на развитие социально-экономических услуг на их уровне, на развитие муниципального образования. Говорят о том, что, мол, неправильно установлен законом поселенческий принцип. Но если посмотреть национальные проекты, которые реализуются в области здравоохранения, образования, жилищной, сельского хозяйства, как же возможна их реализация, не опираясь на работу местных органов? Национальные проекты нацелены не на конкретные субъекты РФ, а на конкретного человека, на изменения условий его жизни. А человек живет в конкретном городе, в конкретном селе. И реализовывать проекты без населения, без местной власти бессмысленно. Все равно что превратиться в Дедов Морозов и пытаться все время раздавать подарки. Никогда нам этих подарков, как и денег, не хватит, если мы сами не будем принимать в этом участие и втягивать население и местную власть в изменение условий своей жизни. Сегодня должен стоять вопрос: насколько компетентны сами управленцы муниципальных образований, насколько обеспечены органы местного самоуправления бюджетными возможностями?
- Да есть ли надежда на то, что местное самоуправление будет все-таки иметь достойный бюджет, который даст возможность местным властям самим, как вы говорите, реально "изменять условия своей жизни"?
- Когда деньги появятся в достаточном количестве, основной вопрос встанет об эффективном использовании этих средств. Мы имели 12,5 тысячи муниципальных образований, а сегодня их у нас более 24 тысяч. Это значит, пришла огромная армия муниципальных управленцев, которые в большинстве случаев не имеют опыта управленческой работы, прежде всего в муниципальном хозяйстве. Надо обучаться управлению финансами, бюджетной дисциплине, вопросам права и многому другому. Это не приходит в одночасье. Я могу понять, с другой стороны, и руководителей субъектов Федерации, которые отвечают в целом за ситуацию в регионе, за состояние социально-экономического развития региона. Они не могут просто так бездумно раздавать налево и направо деньги, которых во всех субъектах не хватает. Поэтому даже бюджетное выравнивание происходит достаточно, я бы сказал, экономно. Тут нет готовых решений. Нужны время, терпение и системная работа как органам государственной власти, так и тем, кто пришел в местную власть. Нужно учиться управлять.
- Надо ли так понимать, что все вопросы жизнеобеспечения ложатся теперь именно на "низшие" ступени власти, а государство как таковое от этих проблем устраняется? Не будет ли в этом случае шириться различие между уровнем жизни в разных регионах страны? Чем виноват человек, проживающий, например, в сельской местности какой-либо дотационной области?
- Всем в обществе нужно понять, что мы без местного самоуправления не сможем жить - это часть системы публичной власти, наиболее приближенная к населению. Поэтому компетенция органов местной власти должна соответствовать основным, ключевым проблемам организации жизни человека в том или ином городе либо селе. А для этого должны быть соответствующие средства. Если органы местного самоуправления чего-то не исполняют, то это не снимает ответственности с органов государственной власти, потому что публичная власть едина в своей системе, в своей природе. Губернатор в любом случае отвечает за ситуацию в своем регионе. Сам регион состоит из городов и сел.


Беседовал Николай Никоноров



Парламентская газета, Город: Москва
Дата: 19 Июля 2006




Док. 348070
Перв. публик.: 19.07.06
Последн. ред.: 02.08.07
Число обращений: 330

  • Мокрый Владимир Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``