В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Игорь Семенихин: Сечь рублем отстающих в нацпроекте `Образование` Назад
Игорь Семенихин: Сечь рублем отстающих в нацпроекте `Образование`
Рособразование торопит регионы с освоением федеральных средств, выделенных на реализацию комплексных проектов модернизации образования. Причина?
Многомиллионные средства приоритетного нацпроекта "Образование", увы, многие регионы не успевают потратить в срок. А ведь они так упорно боролись за них во время конкурсного отбора.

Напомню... Администрации 21 российского региона, выигравшие в конкурсе нацпроекта "Образование", обязались повысить заработки учителей, перейдя на новую отраслевую систему оплаты труда, перестроить экономику образования под нормативно-подушевое финансирование (бюджетные деньги следуют в образовательное учреждение за учеником), расширять общественное участие в управлении школами и вузами и придумать объективную систему измерения качества работы педагогов.
Всего на реализацию программы комплексной модернизации образования из казны нацпроекта было выделено более четырех млрд. руб. при этом регионы представили свои бизнес-планы и графики выполнения работ на три года. Но вот беда, с выполнением этих графиков обнаруживаются ныне серьезные большие проблемы.


Вчера в ходе селекторного совещания федеральные чиновники пытались выяснить у региональных, почему до сих пор в ряде областей не началась реализация ключевых направлений комплексного проекта модернизации образования -- тех самых, под которые и выделяются средства. Как заявил замруководителя Федерального агентства по образованию Евгений Бутко, "для значительной части регионов существует опасность не успеть израсходовать в соответствии с графиком средства, чего допустить категорически нельзя".

Напомню: Открытый конкурс субъектов Федерации, внедряющих проекты модернизации образования, прошел в январе - марте 2007 г. По его итогам для оказания государственной поддержки на реализацию комплексных проектов модернизации образования в 2007 - 2009 годах был отобран 21 субъект (из 53 подавших заявки). Выигравшие в конкурсе нацпроекта "Образование" обязались повысить заработки учителей, перейдя на новую отраслевую систему оплаты труда, перестроить экономику образования под нормативно-подушевое финансирование (бюджетные деньги следуют в образовательное учреждение за учеником), расширять общественное участие в управлении школами и вузами и придумать объективную систему измерения качества работы педагогов.
Всем победителям в порядке софинансирования предоставляются субсидии из федерального бюджета на реализацию своих комплексных проектов. В 2007 году объем финансирования данного направления нацпроекта "Образование" составит более четырех млрд. руб. В целом финансирование регионов-победителей рассчитано на три года при условии, что субъект РФ будет выполнять взятые на себя обязательства.
Со второго квартала 2007 г. Рособразование начало перечисление средств в регионы, направив 1,524 млрд руб., в третьем квартале уже перечислено 1,320 млрд руб. В отобранных регионах обучается 4,2 млн школьников, что составляет порядка 30% обучающихся в общеобразовательных учреждениях страны.

Они представили свои бизнес-планы и графики выполнения работ на три года. С выполнением этих графиков у регионов и обнаруживаются сейчас большие проблемы.

Однако, по замечанию Евгения Бутко, не всем регионам удается своевременно расходовать бюджетные средства. К освоению средств приступили лишь 12 регионов (республики Бурятия (освоила полностью), Саха (Якутия) (освоила на 95%), Чувашия, Белгородская, Воронежская, Калининградская, Ивановская, Тамбовская, Псковская, Самарская и Свердловская области, Красноярский край). В трех регионах (Астраханская, Московская области, Краснодарский край) объявлены конкурсы на поставку оборудования и проведение работ, но контракты еще не заключены. В шести регионах (Новгородская, Новосибирская, Волгоградская, Тверская области, республики Северная Осетия и Мордовия) конкурсная документация только готовится, торги будут объявлены в начале третьего квартала.
Среди причин отставания ряда регионов Евгений Бутко назвал необходимость внесения большого количества изменений в нормативные акты, затянувшуюся работу по подготовке конкурсной документации, отсутствие в регионах необходимого опыта. Всем руководителям региональных комплексных проектов было настоятельно рекомендовано принять меры, направленные на активизацию работы и выполнение принятых на себя обязательств. В противном случае будет подниматься вопрос о целесообразности участия отстающих регионов в данном направлении нацпроекта.
Помимо 21 региона, получившего право на федеральное софинансирование для проведения системной комплексной модернизации образовательной системы, были определены три субъекта Федерации, взявшие на себя роль консультантов, - Москва, Санкт-Петербург и Тюменская область. Как заявил в ходе селекторного совещания представитель Санкт-Петербурга, уже сегодня консультанты готовы удовлетворить все заявки регионов, испытывающих те или иные трудности.

"На 99% выполнили свои обязательства два региона -- Саха (Якутия) и Бурятия, совсем не приступили к реализации четыре региона", -- пояснил г-н Бутко. Основная проблема, с которой столкнулись региональные власти, -- договоры с исполнителями тех или иных работ могут быть заключены только после проведения обязательных тендеров. Это правило государственного заказа, требующее дополнительного времени, причем не только на сами конкурсные процедуры, но и на заполнение всевозможных отчетных материалов. Например, министр образования Московской области Лидия Антонова посетовала, что ее подчиненные заполнили уже более 3500 таблиц, оговорившись при этом, что она "понимает, что строгая отчетность необходима".

Аналогичная история случилась в 2006 году с лучшими инновационными вузами -- победителями нацпроекта. Тогда был специально продлен срок использования денег для подстраховки и закрытия "академических" хвостов. Сегодня вопрос об отсрочках, однако, не ставится.
Не стоит сегодня выставлять оценки, - считает министр образования и науки Андрей Фурсенко, - я просто прошу тех, у кого есть проблемы, посмотреть на опыт лидеров и попробовать его использовать". А реальные результаты работы, которые должны проявиться уже в первые дни нового учебного года, министерство оценит в сентябре, на специальном заседании, принять участие в котором намерен первый заместитель председателя правительства России Дмитрий Медведев.

По словам главы Минобрнауки Андрея Фурсенко, возможность подтянуться к графику у регионов еще есть. Однако затем к "неуспевающим" будут приняты жесткие меры. "Расходование средств является, конечно, не самоцелью, но это индикатор, причем объективный, хода работ, -- заявил министр, обращаясь к региональным чиновникам. -- Мы реализовывали это направление как самое масштабное и значимое во всем нацпроекте. Никто никого насильно участвовать не затягивал. Если кто-то не справляется, то участие региона в нацпроекте будет закончено".
Как заявил недавно первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев на встрече с членами Экспертного совета при Совете по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, пока национальный проект "Образование" большинство россиян оценивают как один из наиболее удачных. "Нам нужно подумать, какие можно создать дополнительные возможности для его реализации. Главная цель заключается не столько в модернизации образования, сколько в создании новой образовательной модели. Конечная цель - создание даже нескольких моделей, прежде всего моделей финансово-экономической и правовой", - подчеркнул он.

"Одна из главных задач нацпроекта "Образование" - сделать так, чтобы жителю любого региона, географически отдаленного от Москвы и Петербурга, не нужно было слишком далеко уезжать от дома для получения прекрасного, качественного образования, - отметил Дмитрий Медведев.- Но для решения всех этих задач нужна инициатива и твердая воля на местах"...
Увы, пока вынужден признать: ДАЖЕ ПРИ ВЫДЕЛЕННЫХ ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВАХ НА НАЦПРОЕКТ "ОБРАЗОВАНИЕ" ВО МНОГИХ РЕГИОНАХ НЕ ХВАТАЕТ НИ ИНИЦИАТИВЫ, НИ ВОЛИ... Многие все еще не могут проснуться от застойной спячки... Наверное, единственный способ их пробуждения - сечь рублем!

02.08.2007
www.nasledie.ru




Док. 347774
Опублик.: 02.08.07
Число обращений: 1169

  • Семенихин Игорь Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``