В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Комплексные проекты модернизации образования дают возможность существенным образом улучшить систему образования Назад
Комплексные проекты модернизации образования дают возможность существенным образом улучшить систему образования

Проект модернизации региональных систем образования - это самое масштабное и значимое из всего, что делается сегодня в рамах приоритетного национального проекта "Образование".

С такими словами Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко обратился сегодня на селекторном совещании к представителям субъектов федерации, выигравших конкурсный отбор и уже начавших внедрение комплексных проектов модернизации образования на своих территориях.

Руководители региональных комплексных проектов и представители заинтересованных министерств и ведомств собрались, чтобы обменяться информацией о том, что за первые месяцы реализации проекта удалось сделать, какие реальные изменения почувствуют учителя, школьники и их родители уже в первый месяц нового учебного года и чем новый учебный год будет отличаться от предшествовавших.

"Проект модернизации дает уникальную возможность существенным образом улучшить систему образования", - сказал руководитель Минобрнауки. При этом он подчеркнул, что, говоря об улучшении качества образования, имеет в виду "не только лучшие результаты ЕГЭ". "Мы имеем в виду, что ребята должны учиться в лучших условиях, получать лучшие методические пособия и учиться у лучших учителей", - пояснил Андрей Фурсенко. - Вся предлагаемая нами система направлена именно на это".

Напомним, что основная цель комплексных проектов модернизации образования - предоставить всем школьникам независимо от места жительства возможность получить качественное общее образование.

Проекты предусматривают введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей, переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, развитие региональной системы оценки качества образования, развитие сети общеобразовательных учреждений региона и расширение общественного участия в управлении образованием.

В январе-марте этого года состоялся открытый конкурс субъектов федерации, внедряющих проекты модернизации образования. На конкурс поступили заявки от 53 субъектов, 51 заявка была допущена к экспертизе. В результате для оказания государственной поддержки на реализацию комплексных проектов модернизации образования в 2007-2009 годах был отобран 21 субъект.

В отобранных регионах обучается 4,2 млн школьников, что составляет порядка 30% обучающихся в общеобразовательных учреждениях страны. Всего в регионах, принявших участие в конкурсе, обучается более 100 млн российских школьников.

Кроме того, трем субъектам федерации, участвовавшим в отборе - Москве, Санкт-Петербургу и Тюменской области - конкурсная комиссия присвоила статус победителей-консультантов, имея в виду использование их опыта и возможностей при методическом сопровождении реализации комплексных проектов модернизации образования.

Всем победителям предоставляются субсидии из федерального бюджета на реализацию своих комплексных проектов. В 2007 году объем финансирования данного направления нацпроекта "Образование" составит более 4 млрд руб. В целом, финансирование регионов-победителей рассчитано на 3 года при условии, что субъект РФ будет выполнять взятые на себя обязательства.

Со второго квартала Рособразование начало перечисление средств в регионы, направив 1,524 млрд руб., в третьем квартале уже перечислено 1,320 млрд руб. При этом важно, что федеральные субсидии являются софинансированием реализации проектов, а регионы внесут свою часть средств на эти цели.

По данным, которые привел заместитель руководителя Рособразования Евгений Бутко, Республика Бурятия полученные во втором квартале из федерального бюджета 67,2 млн руб. освоила полностью, Саха-Якутия - на 95% (77,6 млн руб.). Целый ряд регионов, по словам Евгения Бутко, пока расходует только собственные средства, а есть и такие, кто не приступил еще к освоению ни региональных, ни федеральных средств.

Причиной этих задержек, как считают в Рособразовании, стала необходимость внесения в региональные законы и нормативные акты ряда изменений, без которых выделенные на реализацию проектов модернизации образования средства расходовать невозможно. Другой причиной задержек в агентстве называют затянувшиеся работы по проведению конкурсных мероприятий, а также отсутствие опыта, особенно в муниципальных образованиях, проведения подобных конкурсов.

Учитывая сложившуюся ситуацию, в Рособразовании приняли решение начиная со второй половины июля осуществлять еженедельный мониторинг объемов, темпов и направлений расходования федеральных средств.

Первые результаты мониторинга оказались оптимистичными: в ряде субъектов в течение первых недель третьего квартала были предприняты самые активные действия по освоению федеральных субсидий. На 1 августа таких субъектов 13 - в них по результатам проведенных конкурсов идет заключение государственных контрактов. При этом темпы у регионов разные: в Бурятии госконтракты заключены полностью, в Самарской области - на 72% от полученных средств, в Чувашии - на 56%, в Красноярском крае - на 50,6%. В Северной Осетии контракты заключены только на 0,09% от двух полученных траншей, в Новгородской области - на 0,2%, в Калининградской, Тамбовской, Ивановской, Воронежской и Свердловской областях - на 12-14%. В трех регионах на сегодняшний день объявлены конкурсы на поставку оборудования и проведение работ, но контракты еще не заключены, а в пяти - Новгородской, Новосибирской, Волгоградской, Тверской областях и в Республике Мордовия - только готовится конкурсная документация. "Это самая сложная ситуация", - отметил Евгений Бутко.

Поясним, что приоритетными направлениями расходования федеральных средств на данном этапе являются проведение капитального ремонта базовых школ и ресурсных центров, приобретение мебели, транспорта, учебного оборудования, а также повышение квалификации и переподготовка педагогических и управленческих кадров.

По мнению замруководителя Рособразования, на сегодняшний день для ряда регионов существует реальная опасность не освоить до конца года предусмотренные в их же заявках средства. Но в таком случае под угрозой окажется дальнейшее участие и, соответственно, финансирование реализации проекта модернизации образования в таком регионе. "Допускать это категорически невозможно", - подчеркнул Евгений Бутко.

Важной предпосылкой успеха начатых преобразований является тесная координация действий на региональном и муниципальном уровнях. При этом муниципалитетам должна быть обеспечена всесторонняя поддержка. "Только при создании системы обратной связи можно быть уверенными, что заявленные проекты будут реализованы полностью", - выразил уверенность замруководителя агентства. Он также призвал представителей регионов обращаться в Рособразование и к оператору проекта - Институту образовательной политики "Эврика" с любыми возникающими вопросами и спорными ситуациями.

Подводя итоги совещания, Министр образования и науки России напомнил о необходимости развивать общественное управление. "Мы должны продолжать открывать систему образования для общества", - сказал он. "Какие бы схемы мы ни рисовали, основную оценку будем получать со стороны граждан, - подчеркнул Андрей Фурсенко. - Очень важно, чтобы наши действия оценили учителя, но еще важнее, чтобы оценили родители и школьники".

1 августа 2007 года
www.rost.ru

Док. 347639
Опублик.: 02.08.07
Число обращений: 1692

  • Фурсенко Андрей Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``