В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Илья Клебанов: Выступление Е.Лукьянова на заседании Совета при полномочном представителе Президента РФ в СЗФО Назад
Илья Клебанов: Выступление Е.Лукьянова на заседании Совета при полномочном представителе Президента РФ в СЗФО
"О ходе реализации приоритетных национальных проектов в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа, а также о ходе реформирования жилищно-коммунального хозяйства, подготовки объектов ЖКХ к работе в осенне-зимний период 2007-2008 года, переселения граждан из жилых помещений, находящихся в аварийном состоянии и капитального ремонта многоквартирных жилых домов".




Уважаемый Иосифович!
Уважаемые члены Совета!




Рассматривая итоги реализации приоритетных национальных проектов за прошедшие пять месяцев 2007 года, мы с удовлетворением констатируем, что основные направления национальных проектов и экономические механизмы развития таких важнейших социальных сфер, как здравоохранение, образование, жилищное строительство; такой сложной отрасли экономики, как сельское хозяйство успешно работают и приносят свои плоды.

Исполнительные органы государственной власти субъектов Российской федерации, в большинстве своем, эффективно используют финансовые и организационные инструменты Проектов, активно участвуют в софинансировании отдельных программ, привлекают дополнительные денежные средства федерального бюджета.
В прошлом году на первоначальном этапе реализации нацпроектов практически всем регионам пришлось столкнуться с множеством организационных проблем. Однако, благодаря нашим совместным усилиям, конструктивному сотрудничеству с федеральными министерствами и ведомствами, активной позиции глав регионов большинство из них удалось решить и как результат, работу по реализации нацпроектов в 2006 году Совет признал удовлетворительной.

В программах национальных проектов в 2007 году появилось много нового:

в проекте "Образование" теперь будут участвовать учебные заведения начального и среднего профессионального образования, развивается направление комплексной модернизации региональных систем образования;
в проекте "Доступное жилье..." выделено направление развития дорожной сети в районах малоэтажной застройки и планируется формирование подпрограммы ликвидации ветхого и аварийного жилья;
в проекте "Развитие АПК" предусмотрены меры поддержки рыборазведения и северного оленеводства, что особенного актуально для северных регионов нашего округа;
в проекте "Здоровье" появится подпрограмма снижения смертности от управляемых причин, предусматривающая, в частности, создание сети специализированных медицинских учреждений для оказания помощи пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий.
Особенно необходимо отметить, что Правительство Российской Федерации осуществляет меры по координации и синхронизации мероприятий всех национальных проектов, нацеливая их на конечный результат - улучшение демографической ситуации в Российской федерации.

Развитие новых направлений в национальных проектах, очевидно, потребует корректировки имеющегося финансово-экономического и организационного инструментария.
Однако, анализ работы за пять месяцев текущего года показывает, что по многим позициям, до сих про не решены проблемы, накопившиеся еще в прошлом году.
Например:
В рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" в части оказания гражданам высокотехнологичной медицинской помощи в 2006 году было выделено квот на 4394 меньше потребности регионов.
В январе-феврале 2007 года только 2908 человек получили высокотехнологичную медицинскую помощь (при плане 6675 чел). За два месяца лечебными учреждениями было выполнено лишь 43,6% квартального плана. Причина понятна, квоты на лечение в федеральных клиниках на 1 квартал 2007 год поступили в субъекты Российской Федерации только в начале марта. По состоянию на 1 марта еще были не согласованы квоты по Мурманской, Новгородской, Псковской областям, Республике Карелия.
Во втором квартале картина повторилась. На первое июня, выделенные на второй квартал квоты освоены только на 21,6% . При этом из бюджетов субъектов Российской Федерации израсходовано 132,47 млн. рублей, что на 140,0 млн. рублей меньше запланированного.
Проблемы, выявленные в ходе реализации данного направления Проекта в 2006 году, успешно перекочевали в 2007 год и отрицательно влияют на эффективность работы на местах.
По-прежнему требует доработки механизм планирования распределения квот на высокотехнологичную медицинскую помощь;
информация о фактически оказанной медицинской помощи не поступает из федеральных медицинских учреждений в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
в перечень медицинских учреждений, работающих в рамках Проекта, не включены региональные и муниципальные лечебные учреждения, часто имеющие достаточную научно-техническую базу и квалифицированный медицинский персонал.
В условиях дефицита федерального финансирования требует улучшения механизм планирования перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, т.е. выделение приоритетов по наиболее проблемным видам заболеваний в регионах.
Сегодня мы вынуждены констатировать увеличение очередей на оказание высокотехнологичной медицинской помощи. Например, по эндопротезированию. Изменение системы оплаты эндопротезов привело к значительному увеличению числа лиц, находящихся на очереди на эндопротезирование. (Например, в республике Карелия это 240 чел.)
Еще одна застарелая проблема Проекта "Здоровье" - оплата труда медицинского персонала. Вопрос о включении надбавок, выплачиваемых в рамках национального проекта, в средний заработок медицинского персонала поднимался неоднократно, однако до сих пор не решен. Для этого необходимо увеличить федеральное финансирование на дополнительные выплаты минимум на 1/12 часть. Минздравсоцразвитие РФ предлагает переложить эти расходы на бюджеты субъектов Российской Федерации, но уровень бюджетной самообеспеченность большинства регионов округа не превышает 80% и средств на поддержание этой программы, как правило, не хватает.
По состоянию на 01.06.2007 года дополнительные денежные выплаты получали 26529 медицинских работников всех категорий, включенных в нацпроект (при плановом значении - 27198 чел.). Но по сравнению с первым кварталом, число специалистов, включенных в государственный регистр, сократилось на 1170 чел. В целом по округу сохраняется существенный дефицит кадров в первичном звене здравоохранения. Необеспеченность кадрами составляет около 40%.
Резкое различие в уровне заработной платы приводит к росту текучести кадров внутри отрасли. Эта проблема требует дополнительного анализа.
Сохранился прежний порядок закупок и поставок медицинского оборудования и техники, хотя в прошлом году по этому вопросу было немало нареканий со стороны органов власти субъектов Российской Федерации.
Сегодня, в июне, поставки технологического оборудования в медицинские учреждения еще не начались. Исполнительные органы государственной власти на местах по-прежнему исключены из системы закупок и практически не могут вести претензионную работу с поставщиками. Не решен вопрос об увеличении норматива расходных материалов, поступающих в комплекте с новым оборудованием, а именно недостаток расходных материалов часто становится причиной простоя оборудования.
Мы предложим Минздравсоцразвитие в ближайшее время отдельно рассмотреть эти вопросы совместно с поставщиками и представителями регионов.

Реализация приоритетного национального проекта "Образование", в целом осуществляется успешно.
Выплаты вознаграждения за классное руководство производятся в регулярном режиме 64602 учителям. Практически во всех субъектах Российской Федерации сохранены доплаты из регионального бюджета.
По итогам федерального конкурса лучших общеобразовательных учреждений отмечается очевидное усиление интереса школ к инновационным программам развития. Всего на конкурс было подано 554 заявки (при квоте 233 премии), что на 60 заявок больше, чем в 2006 г.
Число общественных организаций - участников экспертных комиссий по рассмотрению конкурсных документов школ и учителей - значительно увеличилось (в среднем в 1,5-2 раза), конкурсы приобрели более открытый характер.
В плановом режиме осуществляется подключение общеобразовательных учреждений к сети Интернет.
В 2007 г. комплексные проекты модернизации образования будут реализовываться в Калининградской, Новгородской, Псковской областях в г. Санкт-Петербурге.
Особо хочу остановиться на вопросе укрепления материально-технической базы общеобразовательных учреждений.
Органами прокуратуры Северо-Западного федерального округа в апреле-мае 2007 г. осуществлялась масштабная проверка по фактам некачественных поставок в общеобразовательные учреждения учебного оборудования и школьных автобусов. В результате проверок были отмечены факты серьезных нарушений. Речь идет о морально устаревшем, некачественном учебном оборудовании для комплектования школьных кабинетов географии, химии и биологии, поступающим часто в разукомплектованном виде, а иногда и в непригодном состоянии.
Так, поставленные ООО "Дрофа" (г.Москва) учебные карты для кабинетов географии содержат сведения конца 1980 - начала 1990-х гг., школьные метеостанции китайского производства 1987 года выпуска не снабжены инструкцией на русском языке и не могут эксплуатироваться в условиях Северо-Запада России, учебные черно-белые видеофильмы отражают информацию 1970 - 1980-х годов.
Оборудование для кабинетов биологии и химии не всегда имеет сертификаты качества и поступает зачастую в недоукомплектованном виде. Так, поставленные ОАО "Медиус" (г.Санкт-Петербург) учебные микроскопы изначально неисправны или выходят из строя в течение первого занятия.
Выявлены факты поставки реактивов гексохлорбензола и хлороформа, запрещенных Роспотребнадзором и Госпожнадзором к использованию в образовательном процессе.
Школьные автобусы в основном не пригодны для перевозки детей часто имеют заводской брак. В частности, поставленные в Республику Карелия и Архангельскую область автобусы не соответствуют требованиям соответствующего ГОСТа и не могут быть признаны годными для эксплуатации. Отмечены многочисленные случаи рекламаций на заводские недоработки и поломки механизмов автобусов.
Таким образом, можно констатировать, что выделяемые из федерального бюджета средства на поставку учебного, учебно-наглядного оборудования и школьных автобусов в рамках приоритетного национального проекта "Образование" расходуются весьма неэффективно, не улучшают качество учебного процесса и дискредитируют саму идею указанного проекта.
По итогам проверки направлено письмо Первому Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации с просьбой дать поручение Министерству образования и науки Российской Федерации принять безотлагательные и действенные меры в отношении недобросовестных поставщиков и не допускать некачественные поставки в общеобразовательные учреждения в 2007 году.
Также хочу обратить ваше внимание на недостаточную работу региональных и муниципальных управлений образованием, и директоров отдельных школ, которые принимали некачественные и неполноценные поставки, подписывали акты о приемке, не соответствующие действительности.
Прошу вас рассмотреть у себя в регионах вопрос об усилении контроля и ответственности в данной сфере.
По всем показателям производства важнейших видов сельскохозяйственной продукции регионы Северо-Запада отстают от других регионов Российской Федерации. А по производству молока (99,7%) и яйца (97,5%) сельскохозяйственные предприятия округа не вышли на уровень соответствующего периода прошлого года.
Общая тенденция в агропромышленном комплексе округа - это сокращение поголовья крупного рогатого скота. В среднем по округу сокращение составило 4,5%, особенно сократилось поголовье коров - на 8,2%. Не уменьшилось поголовье крупного рогатого скота только в Республике Коми и в Ленинградской области.
Это связано с уменьшение поголовья в личных подсобных хозяйствах.
Примечательно, что в первом квартале 2007 года в целом по округу производство скота и птицы на убой к тому же периоду прошлого года выросло на 2,4%.
Складывается впечатление, что меры, направленные на поддержку личных подсобных хозяйств в рамках национального проекта "Развитие АПК", дают обратный эффект, а показатели по мясу перевыполняются за счет массового забоя скота, как в годы бескормицы.
По итогам первого квартала план по привлечению кредитов для поддержки малых форм хозяйствования выполнен только на 9%.
Во многом это связано с тем, что муниципальные органы власти недостаточно активно работают с сельским населением, слабо взаимодействуют с банками. За полтора года работы Проекта так и не создан реальный механизм предоставления государственных гарантий при кредитовании фермеров и владельцев личных подсобных хозяйств, не имеющих достаточного залогового обеспечения.
Медленно разворачиваются в этом году программы кредитования по направлениям "Ускоренное развитие животноводства", и "Развитие товарного рыбоводства". Из 800 млн. рублей, выделенных федеральным бюджетом на субсидирование процентных ставок, фактически освоено только 41 млн., т. е. чуть более 5%., а средства субъектов Российской Федерации на эти цели освоены лишь на 1,5%.
Учитывая медленное развитие филиальной сети ОАО "Россельхозбанка" мы привлекли к сотрудничеству Сбербанк России и считаем целесообразным дальнейшее расширение перечня банков и лизинговых компаний, участвующих в Проекте с целью развития конкуренции на рынке кредитования сельских товаропроизводителей.
Северо-Западный округ является одним из лидеров в Российской Федерации в сфере жилищного строительства. Объем ввода в действие жилых домов в первом квартале года увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 1,7 раза (РФ-151,1%). Увеличение объемов жилищного строительства отмечается во всех регионах округа, но при этом продолжают расти цены на жилье.
Индекс цен на жилье в первом квартале составил 104,4% на первичном и 107,8% - на вторичном рынках и превысил показатели 2006года. В некоторых регионах сохраняется тенденция более динамичного роста цен на первичном рынке, что косвенно свидетельствует о наличии "нерыночных" факторов формирования цен. В Республике Карелия (116,8 и 102,6), Калининградской области (143,5 и 125,8), Новгородской области (118,8 и 118,3).
Рост цен на жилье остановить пока не удается и поэтому в 2007 году на первое место выходит проблема доступности жилья.
По направлению "Повышение доступности жилья" в первом полугодии осуществлялось субсидирование молодых семей при приобретении жилья. При планировании и согласовании параметров проекта на 2007 год субъекты Российской Федерации в среднем на 69,7% увеличили объем своих обязательств по сравнению с 2006 годом. По плану на 2007 год предполагается выдать субсидии 2 тыс. 817 семьям.
В первом квартале в программах субсидирования участвовало 283 семьи или 10,1% от годового ориентира.
Необходимо отметить, что все субсидии в отчетном периоде (42 млн. 412тыс. руб.) выдавались за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Однако начали реализацию данной подпрограммы только 5 из 11 регионов, это Калининградская, Новгородская, Ленинградская области, Республика Карелия, НАО.
Основной причиной медленного развития данного направления, по мнению специалистов, является неверная методика определения размера субсидий, не учитывающая реальную рыночную стоимость жилья. По этой причине практически не осваиваются средства федерального бюджета.
В 2006 году в рамках проекта планировалось выдать ипотечных кредитов на сумму 7,4 млрд. рублей. Фактически данный показатель превышен в 3 раза.
На 2007 год объем ипотечного кредитования предусмотрен в сумме 10,3 млрд. рублей. За первый квартал фактически выдано кредитов на сумму 5,3 млрд. рублей или 51,4% годового плана.
С учетом тенденции, сложившейся в первом полугодии, в 2007 году можно ожидать значительный рост объемов ипотечного кредитования и превышения выполнения согласованных планов. Но, очевидно, следует ожидать и очередного подъема цен на жилье.
Основной задачей органов власти станет создание механизмов сдерживания роста цен и эффективного регулирования процентных ставок по ипотечным кредитам, выдаваемым в рамках нацпроекта.
Отдельно необходимо сказать о проблеме ветхого и аварийного жилья. В ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации этой проблеме уделено особое место.
В Северо-Западном федеральном округе более 300 тысяч человек - это около 1,5% населения, в настоящее время проживают в ветхих и аварийных домах, не приспособленных для постоянного проживания.
Суммарная площадь ветхого и аварийного жилья в регионах округа составляет около 3 млн. кв. метров - это примерно 5% общего жилищного фонда округа.
По Северо-Западному федеральному округу первое место занимает Ненецкий автономный округ - 11,3% от общего жилищного фонда, второе - Республика Коми - 8%, третье - Архангельская область -7,5%.
Ежегодно в округе наблюдается рост доли ветхого и аварийного жилья от 1 до 2%. Наиболее изношенный - это сельский жилищный фонд - удельный вес ветхого и аварийного жилья в нем составляет около 17%.

Правовая база решения вопроса имеется, это постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2002 г. N 33, утвердившее подпрограмму "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящую в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Указанным постановлением рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принять участие в финансировании мероприятий программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных средств.
Я надеюсь, что присутствующий на Совете руководитель Росстроя Сергей Иванович Круглик даст более подробную информацию по данному вопросу.
Для того чтобы ускорить процесс переселения необходимо подготовить соответствующий дешевый жилой фонд, подготовить земельные участки для нового строительства, разработать комплексные планы развития инфраструктуры муниципальных образований.
Например, во Псковской области органами местного самоуправления в ходе реализации приоритетного национального проекта еще не принято 244 необходимых нормативных правовых актов. Бездействие органов местного самоуправления влечет за собой нарушение конституционных прав граждан и существенно тормозит реализацию Проекта.
По состоянию на 20 июня проекты комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства утверждены только в Санкт-Петербурге и Калининградской области. Приступили к этой работе в Ленинградской области. В остальных субъектах Российской Федерации округа необходимо привести эту работу в соответствии с требованиями Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации No265 от 5 мая 2007года.
И еще одна проблема, которой я хотел бы коснуться в заключении. Это социальная реклама приоритетных национальных проектов.
За период с марта по май 2007г. было зафиксировано 1632 публикации прямо или косвенно связанных с реализацией приоритетных национальных проектов в регионах округа. По сравнению первым кварталом активность прессы возросла в 2,5 раза.
Однако, ориентация СМИ в основном на проблемы, возникающие при реализации приоритетных национальных проектов, мало способствует продвижению самих Проектов, успех которых, часто напрямую зависит от информированности населения.
Поэтому, в целях дальнейшей популяризации приоритетных национальных проектов, повышения эффективности программ и финансовых инструментов, предусмотренных Проектами, на наш взгляд необходимо активнее использовать методы и средства социальной рекламы, как наиболее эффективного инструмента информирования населения. И мы просим предусмотреть в региональных бюджетах средства на социальную рекламу приоритетных национальных проектов уже в этом году.
Благодарю за внимание.


27.06.2007

http://www.szfo.ru


Док. 347621
Перв. публик.: 27.06.07
Последн. ред.: 02.08.07
Число обращений: 739

  • Клебанов Илья Иосифович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``