В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Воробьев пошел ва-банк / Премьер придумал, как не отдать областную казну Латышеву. Слово за прокуратурой Назад
Воробьев пошел ва-банк / Премьер придумал, как не отдать областную казну Латышеву. Слово за прокуратурой
Интрига с передачей свердловского бюджета в управление федерального казначейства получила свое продолжение. В распоряжение "УралПолит.Ru", попали инициативы регионального правительства, предлагающего дать премьеру Алексею Воробьеву исключительные полномочия по перераспределению бюджетных средств. Таким образом, команда премьера убивает сразу трех зайцев: избавляется от необходимости утверждать бюджет в парламенте, доказывать законность выдачи госсредств той или иной компании, существенно увеличивает аппаратный вес председателя правительства. Правда, инициатива полностью противоречит федеральному законодательству. О том, как на это смотрят в полпредстве, что разозлит губернатора, из-за чего распустят областную Думу и кто натравит прокуратуру на Алексея Воробьева - в материале нашего экспертного канала. Революция · 36 Информация о передаче с 1 января 2006 года средств областного бюджета со счета регионального минфина в федеральное казначейство появилась две недели назад и стала настоящей сенсацией для всех участников бюджетного процесса. Если перевести ее с языка цифр на человеческий, то получается следующее: до нового года владельцами бюджетных миллиардов были губернатор и его команда. Именно они решали, кто будет получать деньги в первую очередь, кто во вторую, а кого накажут и вообще не дадут ни рубля. При этом были случаи, когда еще до утверждения той или иной бюджетной статьи деньги уже перечислялись по поручению премьера. С нового года ситуация должна была в корне измениться - деньгами начинает управлять руководитель свердловского представительства федерального казначейства, которого региональные власти обязаны просить провести тот или иной платеж, постоянно доказывая его законность. Эта процедура проходит в соответствии с общероссийской реформой, в результате которой все регионы передают средства в федеральное казначейство и Минфин РФ получает уникальную возможность контролировать расходы 89 субъектов РФ. Кто-то отдает свои полномочия без боя, но свердловские власти не таковы. Министр финансов области Мария Серова на прошлой неделе призналась нашему экспертному каналу, что в регионе из-за реформы если что и изменится, то не очень существенно. Теперь смысл ее спокойствия стал ясен. В распоряжение "УралПолит.Ru" попали инициативы правительства области, которые прописаны в проекте бюджета на 2006 год. По своей сути они революционны - через полтора месяца бюджет ждут изменения структуры расходов. Все они описаны в статье 36, которая гласит: "Правительство Свердловской области в ходе исполнения настоящего Закона вправе вносить изменения сверх пределов, установленных Бюджетным кодексом РФ, в распределение средств областного бюджета по главным распорядителям бюджетных средств." В переводе на общечеловеческий язык данная статья означает следующее - при наличии дополнительных доходов бюджета (свыше 10% от его принятых нормативов - установлено Бюджетным кодексом РФ) их распределение осуществляется постановлениями правительства, а не внесением изменений в бюджет через Законодательное собрание. Алексей Воробьев потолстеет. Аппаратно Ответов на вопрос: "Зачем это нововведение Алексею Воробьеву", как минимум три, и ни один из них не исключает два других. Во-первых, принимая статью 36, председатель правительства избавляется от необходимости по несколько раз в год появляться в парламенте и убеждать депутатов утвердить именно его план распределения доходов. Конечно, в настоящий момент Дума подконтрольна правительству, но очаги сопротивления еще существуют и рассмотрение поправок в бюджет положительных эмоций у исполнительной власти не вызывает. Скорее наоборот. Притом, если в нынешнем году уговаривать депутатов господину Воробьеву приходилось два раза, то в следующем - из-за заранее заниженного плана по доходам - появляться с поправками придется 3-4 раза. Понятно, что особой радости от этого никто не испытывает. Принятие 36-й статьи от необходимости появляться на заседаниях избавляет: есть допдоходы, тут же расписываешь их по министерствам и ведомствам, финансируешь. Шуму никакого, проблем - ноль. Вторая причина появления радикальной инициативы - сведение на нет опасности прокурорской проверки расходования средств или запрета на прохождение платежа в федеральном казначействе. Единственной причиной для двух этих бед могла стать попытка правительства провести платеж, еще не одобренный Думой. А раз закон позволяет направлять деньги куда угодно самому правительству, то и причин для запрета платежа не существует. И, наконец, третий ответ - новый подход к распределению средств на порядок увеличивает аппаратный вес Алексея Воробьева, от одной подписи которого зависит судьба миллиардов рублей. Прокуратура ждет команды Между тем, в самом правительстве об инициативе говорят неохотно. В четверг представители всех профильных ведомств, лояльные правительству депутаты из бюджетного комитета Думы и чиновники аппарата кабинета министров отказывались комментировать 36-ю статью. Ссылались при этом на загруженный график работы - 24 ноября завершала работу согласительная комиссия по бюджету, а вечером бюджетный комитет должен был дать согласие на утверждение проекта ко второму чтению. Однако, по информации нашего экспертного канала, причина неразговорчивости чиновников не только в их занятости. Самая главная проблема свердловского нововведения в том, что оно противоречит федеральному законодательству. Статья 234 Бюджетного кодекса РФ дает региональному правительству возможность распределять допдоходы собственными решениями только в том случае, если их размер не превышает 10% от бюджета. Так что реально подготовленной статье не заработать - прокуратура Свердловской области оспорит данный акт, и мечта правительства не сбудется. И здесь возникает самый интересный вопрос - кто укажет органу надзора на нарушение закона. В настоящий момент желающих "сдать" Алексея Воробьева как минимум три. Одним из первых планирует возмутиться полпредство. Высокопоставленный сотрудник аппарата представителя президента, посмотрев на разработанные правительством документы, с ходу выпалил: "Никто не позволит срывать реформу, созданную Минфином РФ". "Странно, что правительство верит в возможность работы этой поправки. Первой задачей Петра Михайловича (Латышев - полпред президента) было приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным, и он с этой миссией справился всего за год. Отлаженная система мониторинга регионального законодательства никуда не исчезла, она есть, и как только закон будет принят - включится механизм его отмены", - уверяет подчиненный Петра Латышева. Он замечает, у полпреда были планы по контролю за областным бюджетом через федеральное казначейство, и уничтожить их подобными инициативами будет очень трудно. Обида губернатора Не меньше причин для протеста у областных депутатов. При всей своей лояльности правительству, каждый парламентарий понимает: потребность в нем существует только до того момента, пока исполнительная власть зависит от законодательной. Как только эта зависимость исчезнет, внимания со стороны чиновников не будет. А поскольку за полтора года Дума отдала правительству почти все свои полномочия, единственным реальным поводом для общения двух ветвей власти остается бюджет. При его принятии и рассмотрении изменений члены правительства готовы слушать и главное слышать депутатов. Как только парламентарии сдадут последний бастион, отношение к ним сразу изменится. При этом понятно, открыто голосовать против инициативы Алексея Воробьева никто не посмеет, а вот втихую написать запрос в прокуратуру и подвигнуть орган надзора к проверке - запросто. Но наиболее интересен третий пострадавший от инициатив премьера, способный привлечь к расследованию прокуратуру. Это губернатор Эдуард Россель. Летом сотрудник администрации главы области рассказывал корреспонденту нашего экспертного канала, что Эдуард Эргартович без особой радости следит за тем, как премьер распределяет допдоходы. Эту информацию подтвердил и источник "УралПолит.Ru" в областном минфине. "Сейчас все средства расписывает Алексей Петрович, и просители идут к нему, а не к губернатору, как было раньше. Понятно же: есть допдоходы, за них отвечает премьер, он силен, а губернатор занимается стратегией, а никак не конкретикой", - по секрету пояснил чиновник, очень волновавшийся, как бы его руководство не узнало о "сливе" секрета. При этом о возможности сдачи Эдуардом Росселем своего ближайшего соратника он говорит неохотно. С одной стороны, внесение кандидатуры Алексея Воробьева на пост премьера наглядно демонстрирует - губернатора устраивает политика председателя правительства. С другой - невмешательство первого лица в "дело Капчуков", затрагивающее интересы Алексея Воробьева, отказ губернатора добиваться закрытия расследования можно считать и дурным знаком. "УралПолит.Ru" будет следить за развитием этой интриги.

Оригинал статьи: http://uralpolit.ru/regions/svr/24-11-2005/page_29225.html
24-11-2005



Док. 347494
Перв. публик.: 24.11.05
Последн. ред.: 01.08.07
Число обращений: 282

  • Латышев Петр Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``