В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Морозов: Трудно будет партиям с `короткой скамейкой` Назад
Олег Морозов: Трудно будет партиям с `короткой скамейкой`
Совет Государственной думы 15 февраля продлил срок работы с поправками в принятый в первом чтении законопроект о выборах в Госдуму по пропорциональной системе. А уже на следующий день, 16 февраля, многие центральные газеты активно и пространно комментировали так называемую поправку Морозова. Точнее, речь шла об изменениях в законопроект, предложенных депутатами фракции "Единая Россия". Чем вызван такой общественный резонанс и в чем суть предложенных поправок? Об этом мы решили узнать у одного из авторов политической сенсации недели, вице-спикера Государственной думы Олега МОРОЗОВА .

- Олег Викторович, лейтмотивом журналистских комментариев "поправки Морозова", то есть вашей, была одна броская идея: "Единороссы поправили Путина". Так в чем все-таки суть ваших предложений и как вы собираетесь "поправлять" президента?

- Сначала скажу об авторстве. Поправки, условно названные моим именем, внесли 60 депутатов Государственной думы, причем не только из нашей депутатской группы. Их суть обсуждал Президиум Генерального совета нашей партии. Смысл предложений заключается в том, что поскольку Думу по новому закону будут представлять политические партии, то в процессе выборов возникает такое совершенно новое явление, как внутрипартийная конкуренция, а если точнее, конкуренция региональных списков.

Если внутри партии конкурируют региональные списки, значит, партийные организации в регионах стараются набрать как можно больше голосов. А это в итоге серьезно улучшает общий партийный результат.

Пока что в законопроекте зафиксирована другая схема, и если мы ее примем, может произойти вот что. Приведу пример: мой родной Татарстан на минувших выборах дал за партию "Единая Россия" 58% голосов и получил 12 мандатов - список плюс одномандатники.

Если бы тогда действовала предлагаемая сейчас схема, он потерял бы какое-то число мандатов, которые ушли бы региону, набравшему всего 10% голосов. Какой тогда смысл региональному отделению партии набирать 58%, если минимум несколько твоих мандатов убегут в те региональные списки, которые наберут в три-четыре раза меньше голосов и в процентном соотношении, и по общему объему, нежели ты? Где справедливость? Но она восторжествует, если будут приняты наши поправки, по которым увеличится число региональных групп, на которые делится федеральный кандидатский список. Таких групп, по нашему мнению, должно быть не менее ста, одна региональная группа должна охватывать не меньше чем 650 тысяч, но и не больше чем 3 миллиона избирателей.

Это даст возможность соответственно увеличить количество региональных списков, что значительно сблизит кандидатов в депутаты с избирателями. Мы настаиваем на этом еще и потому, что ни одна политическая партия не имеет такого числа одномандатников в парламенте, как "Единая Россия". А это люди, известные в своих территориях, плотно связанные со своими избирателями, как правило, не один раз выигрывавшие выборы в округах. Для нас очень важно, чтобы именно такие люди возглавляли региональные списки. Ведь если фамилия такого человека будет стоять в бюллетене первым номером, то повысится вероятность победы партии и в общефедеральном масштабе. Вот почему мы предлагаем увеличить количество региональных списков. Разумеется, партии с "короткой скамейкой", в чьем составе мало известных людей и у кого недостаточен опыт работы в избирательных округах, будут в данных условиях испытывать определенные трудности. Даже просто найти тройку возглавляющих список людей - дело непростое, доступное только очень серьезной общефедеральной политической партии. И если партия, стремящаяся победить на выборах, не может найти в регионах таких людей, тогда уж, извините, это ее проблемы. Не доросла она еще до уровня общефедеральной.

А теперь вернемся к той части вашего вопроса, которая касается позиции президента. На встрече с фракцией "Единая Россия", состоявшейся в конце прошлого года, президент призвал нас сделать все, чтобы политические партии "были представительными, уважаемыми на местах, чувствовали связь с регионами и в то же время осознавали общенациональные интересы. Это в условиях такой сложной страны, как наша, такой многонациональной, многоконфессиональной, крайне важный инструмент достижения единения страны". Тогда же он подчеркнул, что в будущем "при формировании партийных списков партия должна максимально учесть и поддержать интересы тех сегодняшних депутатов, которые избраны в Государственную думу по одномандатным округам. Эти люди при переходе на пропорциональную систему должны понимать, что партия в целом, партийное руководство и фракция думают об их политическом будущем". Я специально подробно процитировал слова президента, чтобы стало ясно: наша логика находится в русле политической логики главы государства. И забота о политическом будущем известных в стране людей, победивших в одномандатныхокругах, и его призыв к созданию действительно массовых общефедеральных политических партий, работающих в каждом субъекте Федерации, - все это наши цели, наши задачи, которые мы стремимся решить внесенными поправками. Но есть и еще одна важнейшая задача - сохранение стабильности в обществе. Мы считаем, что резкий, скачкообразный переход к пропорциональной системе, не учитывающий опыт предыдущих четырехкратных выборов по одномандатным округам, неправилен. Он должен быть более плавным и логичным - А не противоречат ли ваши поправки самой концепции законопроекта?

- Ни в коем случае. Концепцию они не затрагивают. Когда мы обсуждали законопроект в первом чтении, я специально задал вопрос председателю Центральной избирательной комиссии: "Что авторы законопроекта и ЦИК понимают под концепцией?" Нам было сказано, что под концепцией законопроекта понимается переход на полную пропорциональную систему, отказ от политических предвыборных блоков и наличие определенного процентного барьера, преодолев который партии получают право работы в Госдуме. Ни одного из этих вопросов мы вообще не касаемся. Все остальное решается в рамках процедуры второго чтения.



Единая Россия, Город: Москва
Дата: 21 Февраля 2005



Док. 347464
Перв. публик.: 21.02.05
Последн. ред.: 01.08.07
Число обращений: 348

  • Морозов Олег Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``