В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Светлана Айвазова: Записка О проекте Постановления Министерства здравоохранения Назад
Светлана Айвазова: Записка О проекте Постановления Министерства здравоохранения
"О внесении изменений в Перечень социальных показаний для искусственного прерывания беременности"
Министерство здравоохранения и социального развития РФ в июне сего года подготовило проект Постановления "О внесении изменений в Перечень социальных показаний для искусственного прерывания беременности", направило его на согласование в Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов РФ и Министерство юстиции РФ и получило на него от данных государственных ведомств положительные заключения.
Между тем, содержание проекта вызывает весьма серьезные сомнения и возражения. О чем в нем идет речь?
Разработчики проекта убеждены в том, что современная демографическая ситуация в России всерьез выиграет от того, что будет урезан до минимума Перечень социальных показаний для искусственного прерывания беременности.
Напомню, что Постановлением Правительства РФ от 8 мая 1996 года No 567 в аналогичный Перечень, предусматривавший возможность искусственного прерывания беременности на сроках от 12 до 22 месяцев по социальным показаниям, были включены 13 случаев:
1.    Наличие инвалидности I-II группы у мужа.
2.    Смерть мужа во время беременности.
3.    Пребывание женщины или ее мужа в местах лишениях свободы.
4.    Женщина или ее муж, признанные в установленном порядке безработными.
5.    Наличие решения суда о лишении или ограничении родительских прав.
6.    Женщина, не состоящая в браке.
7.    Расторжение брака во время беременности.
8.    Беременность в результате изнасилования.
9.    Отсутствие жилья, проживание в общежитии, на частной квартире.
10.Женщина, имеющая статус беженца или вынужденного переселенца.
11 .Многодетность (наличие детей 3 и более).
12.Наличие в семье ребенка-инвалида.
13.Доход на одного члена семьи менее прожиточного минимума, установленного для данного региона.
Постановление Правительства РФ от 11 августа 2003 года втихую, без всякого обсуждения со специалистами, свело этот перечень к 4 случаям:
1.    Наличие решения суда о лишении или ограничении родительских прав.
2.    Беременность в результате изнасилования.
3.    Пребывание женщины в местах лишениях свободы.
4.    Наличие инвалидности I-II группы у мужа или смерть мужа во время беременности.
Сегодня Министерство социального развития предлагает оставить в этом Перечне только один показатель - беременность в результате изнасилования. В пояснительной записке к Постановлению это предложение аргументируется тем, что аборты по социальным показаниям в поздние сроки беременности оказывают "негативное влияние" на демографическую ситуацию в целом и на репродуктивное здоровье населения.
На наш взгляд, эти аргументы не выдерживают серьезной критики. Более того, данный проект Постановления, будучи реализованным, приведет к ряду негативных последствий самого разного плана. Начнем с демографии. Как доказывают серьезные демографы, например доцент МГУ В.В.Елизаров, число абортов в последние годы в стране неуклонно сокращается. Это значит, что аборты не оказывают решающего влияния на ухудшение демографических показателей. Они не могут считаться серьезным фактором снижения рождаемости в стране. Но дело даже не в этом. Исторический опыт доказывает, что как раз запреты на аборты, включая аборты по социальным показаниям, приводят к появлению новых демографических проблем. Запреты провоцируют расширение практики подпольных, криминальных абортов, которые, как правило, наносят серьезный ущерб репродуктивному здоровью женщин, ведут даже к росту смертности женщин фертильного возраста. И потому они не могут рассматриваться как фактор улучшения демографической ситуации в целом.
С другой стороны, если взглянуть внимательно на изначальный (1996 года) и окончательный (нынешний) Перечни социальных показаний для искусственного прерывания беременности, то становится совершенно очевидным, что сокращение числа учитываемых государством ситуаций, позволяющих сделать аборт по социальным показаниям на поздних сроках беременности, касается, прежде всего, женщин, находящихся в крайне тяжелых жизненных условиях. Проще говоря, тех, кто загнан жизнью в угол. Именно этих женщин государственные чиновники пытаются заставить рожать, несмотря ни на что, сокращая в первую очередь для них возможности репродуктивного выбора. Под таким давлением эти женщины вынуждены производить на свет нежданных, нежеланных детей. И сдавать их на руки уже другим государственным чиновникам, то есть, продолжая увеличивать армию детей-сирот в России. Именно этим, а вовсе не реальным улучшением демографической ситуации в стране, обернется решение о предельном сокращении Перечня социальных показателей для искусственного прерывания беременности.
Теперь о правовых последствиях принятия данного документа. Россия является участником целого ряда международных договоров, которые настаивают на необходимости учитывать репродуктивные права человека, включая право на свободное принятие решения в отношении воспроизводства потомства без какой бы то ни было дискриминации, принуждения и насилия. В их числе, прежде всего:
Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.);
Программа действий, принятая Международной конференцией по народонаселению и развитию (Каир, 1994 г.);
Пекинская Платформа действий, принятая Конференцией ООН по положению женщин (1995 г.) и др.
В этих документах подчеркивается, что "основное право всех супружеских пар и отдельных лиц свободно принимать ответственное решение относительно количества своих детей и интервалов между их рождением и располагать для этого необходимой информацией, образовательной подготовкой и средствами".
Конституция РФ (статья 15) признает нормативные положения этих подписанных Россией международных документов составной частью своей правовой системы. В части 4 статьи 15 подчеркивается, что "если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Проект Постановления Министерства социального развития "О внесении изменений в Перечень социальных показаний для искусственного прерывания беременности" по сути является антиконституционным. Ибо он идет вразрез с нормами перечисленных выше международных договоров - он сокращает возможности свободного выбора репродуктивного поведения, посягает на репродуктивные права женщин.
Наконец, о политических последствиях принятия данного документа. Свобода репродуктивного поведения, включая, главным образом возможность совершения абортов, в том числе и по социальным показаниям - к великому сожалению, ибо в России отсутствует просвещение в этой сфере - считается российскими женщинами неотъемлемой частью реально значимых для них свобод. По данным разных социологических обследований, более 90% респонденток считают крайне нежелательным покушение на эту свободу со стороны государства. Вот почему ни один серьезный политик в условиях избирательной кампании не может позволить себе выступлений, в которых содержались бы призывы к запрету на аборты, или сокращению возможностей его проведения, если он рассчитывает на политический успех. Избирательницы, как самая дисциплинированная часть электората, оказывающая решающее влияние на исход выборов всех уровней, вряд ли будут симпатизировать ему.
Принятие данного Постановления в тот момент, когда страна вступает в очередной цикл парламентских и президентских выборов, может всерьез скомпрометировать того государственного деятеля, на котором лежит ответственность за национальные проекты в области демографии и здравоохранения.


Док. 347223
Опублик.: 01.08.07
Число обращений: 367

  • Айвазова Светлана Григорьевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``