В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Казначеев. Кавказская идентичность: через диалог к взаимопониманию Назад
Виктор Казначеев. Кавказская идентичность: через диалог к взаимопониманию
- Виктор Алексеевич, уча стники форума отмечали, что нынешняя обстановка в регионе позволяет обсуж дать Северный Кавказ уже не как проблему, а скорее, как один из образов России, как опыт, а в чемто, может быть, и как пример. Ваше мнение?
В Ессентуках 15 сентября Комиссия Общественной палаты РФ по воп росам толерантности и свободы совести провела общественные слушания по проблемам этноконфессиональной си туации на Северном Кавказе. В серьёз ном разговоре об укреплении здесь мира, порядка и согласия через разви тие гражданского общества озвучило свою позицию более 120 членов Общественной палаты РФ, депутатов Госдумы, представителей администрации Президента и Правительства РФ, а так же общественные деятели и учёные се верокавказских республик и регионов Юга России. Интересную точку зрения высказал на форуме председатель Союза ректоров Ставропольского края, ректор Института региональных про блем российской государственности на Северном Кавказе Виктор Казначеев. С ним наше интервью:

Да, этноконфессиональные пробле мы Северного Кавказа сегодня актуаль ны для всей России. События в Кондопо ге свидетельствуют, как хрупок мир и как экономические проблемы могут стать катализатором вспышки социаль ного недовольства. Казалось, что уж ти хаято Карелия крайне далека от про блем ксенофобии. Но произошедшие там, в том числе и на этнической почве, беспорядки, в которых погибли люди, стали вызовом не только для населения маленького карельского городка, они стали вызовом для всей России.

Между представителями различных культур возникали, и неизбежно будут возникать, конфликты. Задача институ тов общества и власти не маскировать проблемы, а искать механизмы по их разрешению. Мы же за последние деся тилетия накопили межнациональные проблемы, периодически их ретуши руем (причем не всегда аккуратно). И кроме этого, наслаиваем ещё и межна циональные проблемы, социальные конфликты. При этом мы легко забыли, что идея межнационального согласия имеет в своём основании осознанное вы страданное понимание того, что только вместе мы можем рассчитывать на будущее.

Межнациональные, межконфессио нальные конфликты - это проблема не только для России.

Погромы и беспорядки на этнической почве будоражили Францию, США, Австралию. Кстати, за гражданский и межрасовый мир Америка "платит", по разным оценкам, до 5 процентов своего валового внутреннего продукта. В слу чае беспорядков в Австралии автома тически прекращается продажа любых алкогольных напитков, а тюремный срок за преступления на почве межэт нической неприязни повышен до 15 лет.

Во Франции после погромов 2005 года принято новое иммиграционное законо дательство. Теперь там государство лишь в минимальной степени берёт на себя обязанности по предоставлению гражданства и долгосрочного вида на жительство, зато оставляет за собой право отказа на любой стадии оформ ления. Официальная мотивировка зву чит как "недостаточная интегрирован ность в жизнь общества".

Пришло время и в России научиться предотвращать конфликты, а не ту шить в экстренном порядке пожары, пылающие на почве межнациональной розни. А для этого надо менять законо дательную базу, надо менять отноше ние внутри страны к таким же гражда нам, что и мы с вами. За что громят ма газины, принадлежащие людям другой культуры? На основании чего разжига ется межнациональная неприязнь?

Нет, не на культурных различиях, а на основе экономического неравенства. Проблема в том, что социальная агрес сия, экономические трудности населения проецируются в делении на "своих" и "чужих" и выливаются в межнацио нальные конфликты.

- И, тем не менее, агрессия наиболее ярко расцветает на почве недостатка об щей культуры и образования?

Эти сферы требуют повышенного внимания. Считаю, что в сложившихся условиях само содержание обществен ного прогресса необходимо сместить в плоскость его духовной компоненты. Наш Институт региональных проблем российской государственности наСевер ном Кавказе предлагает масштабный проект "Культурное наследие Кавказа". Сегодня мы выходим на руководителей субъектов федерации Юга России с мо тивированными предложениями ввести во всех учебных заведениях региона практику проведения декад нацио нальных культур. Много сил вкладыва ют сотрудники института в другую нашу программу - "Кавказская идентичность через толерантность к взаимодействию". Мы считаем, крайне необходимо проработать проблему формирования новой российской идентичности, зафик сировать и развить эту идею. Когда мы возродим в общественном сознании кав казскую идентичность, тогда понятие патриотизма будет восприниматься го раздо глубже, а Северный Кавказ пере станут воспринимать как территорию особой остроты кризиса.

- Толерантность - модное слово, которое отождествляют с панацеей?

-Безусловно, в условиях повышенной конфликтности необходимо воспитывать толерантность. Но она не может быть ле карством от всех социальных бедствий, "конечным результатом", к которому должно стремиться общество. Толеран тность - это промежуточный этап в дви жении от конфликта к уважению и взаимопониманию, миру, социальноэконо мической и политической интеграции врегионе. Она не разрешает конфликта, не устра няет его причин, не сни мает противоречие меж ду сторонами, а лишь пе реводит противостояние в относительно мирное, ненасильственное русло. Конфликт существует до тех пор, пока сохраняет ся образ врага. От изучения толерантности, как акта сегодня необходимо переходить к рассмотре нию толерантности как потенциала для чегото,обеспечивающего более конкретный, в идеале абсолютный, результат.

Внешняя терпимость может быть следствием политической или челове ческой трусости, опасением потерять благожелательность оппонента, а то и вызвать его враждебную реакцию. Мы же должны стремиться к возрождению и воспитанию в нашем обществе способ ности, а главное - потребности прини мать точку зрения оппонента. Необхо димо научиться искренне уважать друг друга. На Кавказе, как ни в одном другом уголке мира, тесно соприкасаются пос ледователи четырёх мировых религий: христианства, ислама, иудаизма и буд дизма. И многовековой опыт тако го поликультурного общения - это достояние, огромный пласт славной истории нашей страны с царских времён и до наших дней.

Проблемы Северного Кавказа имеют множество аспектов и должны анализироваться с разных сторон. Но ни у кого уже нет со мнения в том, что их разрешение предполагает комплексный под ход, сочетающий экономические, политические, правовые, соци альнокультурные и, лишь в пос леднюю очередь, силовые меры.

Виктор Казначеев, президент Института региональных проблем российской государственности на Северном Кавказе, председатель Совета ректоров вузов Ставропольского края, доктор исторических наук, профессор, академик

Олег Ляхов, корр. ИТАР-ТАСС
http://www.instkavkaz.ru/fed_mag/detail.php?ID=1093

Док. 346632
Опублик.: 31.07.07
Число обращений: 315

  • Казначеев Виктор Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``