В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Стенограмма круглого стола по теме: `Новое российское законодательство о целевом капитале некоммерческих организаций: особенности реализации` от 26.06.2007 Назад
Стенограмма круглого стола по теме: `Новое российское законодательство о целевом капитале некоммерческих организаций: особенности реализации` от 26.06.2007
Константинов Илья Владиславович (Институт развития гражданского общества и местного самоуправления).
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Константинов Илья Владиславович. Я заместитель генерального директора Института развития гражданского общества и местного самоуправления. Мы пригласили вас сегодня для того, чтобы обсудить крайне актуальную на наш взгляд тему, которую мы формулируем так: "Новое российское законодательство о целевом капитале некоммерческих организаций: особенности реализации". Мы проводим это мероприятие совместно с Институтом мировой экономики РАН. Это уже не первое наше мероприятие. Мы уже проводили в институте мировой экономики небольшую конференцию, где речь шла главным образом о международном опыте законодательного регулирования деятельности эндаументов. Сегодня мы предполагали больше сконцентрировать наше внимание на прикладном аспекте этого законодательства. Речь идет о 275 и 276 федеральных законах. Это о порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона о порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций. Но при этом мы не ограничиваемся и не призываем вас к жестким самоограничениям. У нас есть заявка на выступление и по более широкой тематике, по опыту международному в этой сфере. У нас достаточно демократическая атмосфера, мы будем работать в свободном режиме. Я предлагаю установить регламент наших выступлений - 10 минут. Для начала я позволю себе небольшое вводное слово.

Константинов Илья Владиславович (Институт развития гражданского общества и местного самоуправления).
Я бы хотел сказать пару слов о значении нового законодательства, о том, как с нашей точки зрения оно может изменить ситуацию в сфере российской благотворительности, с чем связано появление новых федеральных законов. Здесь я бы хотел сослаться на Первого вице-премьера Правительства Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева, который курировал подготовку этих законодательных актов и неоднократно высказывался в том смысле, что принятие законов о эндаументе означает новую страницу в развитии российской благотворительности, цивилизованной благотворительности. Он считает, что принятие нового законодательства открывает очень широкий простор для новой полосы, новой страницы благотворительности в России, и говорит о том, что в течение короткого срока в России может быть сформировано несколько тысяч эндаументов, несколько тысяч целевых капиталов, что это будет одной из основных форм финансирования некоммерческих организаций в России. Это, конечно, спорное утверждение. Но, тем не менее, в чем же смысл, с нашей точки зрения, этого законодательства? Мы знаем, что до самого последнего времени существовали достаточно жесткие ограничения для развития благотворительности, для финансирования некоммерческих организаций. И это было связано, прежде всего, и главным образом, с нашей точки зрения, с существующей практикой двойного налогообложения пожертвований. Пожертвования осуществляются физическими лицами, чаще - юридическими лицами. Но до самого последнего момента существовала практика, при которой доход юридического лица облагается налогом постольку, поскольку пожертвования осуществляются за счет прибыли, а затем, уже после пожертвования, поступая на счета некоммерческих организаций, эти средства по новой попадают в налогооблагаемую базу, и таким образом, имеет место факт двойного налогообложения, что лишает жертвователя всяких стимулов к пожертвованиям и препятствует развитию благотворительности в России. То есть, как мы понимаем главную идею 275, 276 федеральных законов, главная задача - это, во-первых, устранение двойного налогообложения и, во-вторых, определение строгих цивилизованных рамок благотворительности, которые исключают какие бы-то ни было злоупотребления, которые, мы знаем из практики, имели и имеют место, которые исключали бы уклонение от налогообложения, не позволяли бы использовать благотворительность, как форму отмывания средств, особенно средств, полученных в результате незаконной деятельности. Вот это главная задача, на мой взгляд, которую ставили перед собой разработчики данных законодательных актов. Насколько принятые документы соответствуют идеалу, насколько принятые документы соответствуют поставленным законодателями целям, насколько принятые документы соответствуют мировой практике, будет ли это стимулировать развитие благотворительности в России - вот в чем вопрос? Прежде всего, давайте поговорим о тех основных правовых нормах, которые заложены в законе. Итак, 275 закон формулирует основные положения деятельности эндаумента. Хотелось бы обратить внимание на следующее: эндаументы могут создаваться в сферах жестко определенных, ограниченных и перечисленных в законе. Это сфера образования, сфера науки, сфера здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, за исключением профессионального спорта, который относится по сути дела к коммерческой деятельности, искусства, социальной помощи, архивного дела. Это исчерпывающий перечень. К сожалению, это неоднократно отмечалось, уже и в средствах массовой информации, об этом уже говорилось на прошлом нашем круглом столе, в этот перечень не попадает деятельность в сфере охраны окружающей среды, экологии. На наш взгляд, это одно из серьезных упущений законодательства. Но сейчас готовятся определенные поправки к закону. Надеемся, что соответствующая поправка в закон будет внесена. Далее, некоммерческие организации вправе, получив пожертвования, использовать на административно-управленческие нужды 15% суммы доходов от имущества или 10% от суммы целевого капитала в денежной форме. Я считаю, что это положение совершенно разумно. Таким образом, создается стимул и для самих некоммерческих организаций для формирования эндаументов и целевого капитала. Насколько обоснована эта сумма, вот, скажем, 10% от денежной суммы пожертвований, я думаю, что эта цифра корреспондируется с максимальным сроком, который закон разрешает формировать целевой капитал. Закон определяет максимальный срок, на который формируется эндаумент 10 лет. Самый интересный вопрос, который чаще всего задают - это сам порядок, как формируется целевой капитал - эндаумент. Если очень коротко, порядок формирования такой: жертвователь передает деньги в рублях или иностранной валюте в собственность некоммерческой организации на основании договора пожертвования или завещания. При этом в договоре обязательно указывается, что соответствующие средства переданы именно для формирования целевого капитала. Жертвователь получает эти средства и открывает специальный счет в банке, на который эти средства помещаются. При этом надо иметь в виду то обстоятельство, что жертвователем может быть только стороннее физическое или юридическое лицо. Сама некоммерческая организация собственные средства использовать для формирования целевого капитала не вправе. Далее, в составе некоммерческой организации формируется совет по использованию целевого капитала, который определяет назначение будущих доходов от целевого капитала, срок, на который формируется эндаумент и круг получателей, потому, что использовать эти средства может, как сама некоммерческая организация - собственник целевого капитала, так и другие некоммерческие организации, если будет заключен соответствующий договор. Еще одно важное обстоятельство - по тем средствам, которые перечислены жертвователем на формирование целевого капитала ведется отдельный бухгалтерский учет, то есть они никаким образом не могут смешиваться с собственными средствами некоммерческой организации, и в том случае, если сумма целевого капитала на конец года превышает 20 миллионов рублей, закон предусматривает обязательный ежегодный аудит. Если сумма меньшая, в аудите нет необходимости. В том случае, если в течение одного года с момента поступления первых денежных средств общая сумма целевого капитала достигает 20 миллионов рублей, вот только с этого момента начинает работать закон о порядке формирования и использования целевого капитала, только с этого момента начинается эндаумент. Если это менее 3 миллионов рублей, то некоммерческая организация обязана отказаться от формирования эндаумента и должна вернуть деньги жертвователю. Как только на счету скапливается 3 миллиона рублей, деньги должны быть переданы в доверительное управление управляющей компании. Сама некоммерческая организация использовать эти деньги не вправе. Срок, в течение которого деньги должны быть переданы в доверительное управление - 2 месяца с момента, когда сумма, накопленная на специальном банковском счете, достигает 3 миллиона рублей. При этом некоммерческая организация может объявить публичный сбор денежных средств на формирование целевого капитала. Это не простая процедура. В законе подробнейшим образом описывается, как объявляется публичный сбор, какие необходимы для этого условия, перечень документов, который должен быть подготовлен и который должен быть предоставлен жертвователю по требованию. Далее деньги передаются в доверительное управление управляющей кампании и доход от целевого капитала должен использоваться в соответствии с финансовым планом некоммерческой организации, то есть не произвольно. Финансовый план обсуждается советом по использованию целевого капитала и только после этого, получив доход от управляющей кампании, НКО может использовать его на цели, предусмотренные финансовым планом. Я уже сказал, что некоммерческая организация может использовать сам целевой капитал на цели благотворительности, на свои уставные цели или на цели, предусмотренные договором пожертвования, но при этом существует жесткое ограничение - не более 10% от суммы средств, составляющих целевой капитал. При этом предполагается, что главным источником для обеспечения уставной деятельности должен быть именно доход от целевого капитала, а не сам целевой капитал. Некоммерческая организация вправе использовать весь полученный доход на уставные цели или цели предусмотренные договором дарения или наследования, или часть этого дохода, но не менее 50% от этого дохода. При этом очень важный момент, предусмотренный законом. Если в течение трех лет стоимость активов, составляющих целевой капитал, сократилась более чем на 30% без учета расходов на административно-управленческие нужды, целевой капитал подлежит расформированию. В течение одного года, если более 50% будет растрачено, целевой капитал подлежит расформированию. Это норма, по всей вероятности, призвана дисциплинировать собственника целевого капитала. Целевой капитал находится под очень жестким специальным контролем. Надо иметь в виду, что по целевому капиталу предусмотрена отдельная бухгалтерская отчетность, так же как отдельный банковский счет. В случае если сумма значительная - ежегодный аудит. Так вот, собранные средства некоммерческой организации, собранный целевой капитал передается в доверительное управление управляющей кампании. Денежные средства целевого капитала могут быть размещены в государственных ценных бумагах, акциях, облигациях, ипотечных ценных бумагах, инвестиционных паях паевых инвестиционных фондов, объектах недвижимости, депозитах кредитных организаций, то есть произвольного использования целевого капитала эндаумент не допускает, на цели купли-продажи, на спекулятивные какие-то нужды, естественно, целевой капитал расходоваться не может. Закон дает очень строгий перечень тех форм, в которых может использоваться целевой капитал некоммерческих организаций. Управление имуществом, составляющих целевой капитал осуществляется управляющей кампании на основе договора управления. Управляющая кампанией должна быть лицензирована. Перечень управляющих кампании, имеющих право на операции с целевым капиталом подлежит утверждению правительством. Произвольного выбора в этом вопросе тоже не будет. Естественно, что управляющая кампания для осуществления управления целевым капиталом открывает отдельный банковский счет, то есть эти деньги тоже не могут смешиваться с собственными средствами, заемными средствами управляющей кампании. Естественно, что управляющая кампания ведет отдельный бухгалтерский учет и осуществляет отдельную отчетность. В том случае, если суммы переданные в доверительное управление вместе с доходом на конец года превышает 45 миллионов рублей, то и управляющая кампания подлежит ежегодному аудиту, если менее, то этого не требуется. Очень важный момент: управляющая кампания не вправе зачислять на этот особый специальный банковский счет никакие-либо иные средства, не относящиеся к данному целевому капиталу, расходовать на цели, не предусмотренные договором управления и настоящим законом, предоставлять за счет этих средств займы, использовать на собственные нужды или нужды аффелированных кампаний, перечислять на счета аффелированных кампаний и т.д. То есть закон формирует достаточно жесткую защитную схему, которая, на мой взгляд, гарантирует сохранность, защиту целевого капитала некоммерческих организаций. Доход от управления целевым капиталом подлежит передаче собственнику целевого капитала в течение 15 дней после завершения отчетного периода. Естественно, расходы управляющей кампании на управление целевым капиталом некоммерческих организаций возмещаются не за счет целевого капитала некоммерческой организации, а исключительно за счет дохода от использования целевого капитала. Закон предусматривает и определенное вознаграждение управляющей кампании за счет дохода от использования целевого капитала, но не более 10% от суммарного дохода. То есть, можно не сомневаться в том, что управляющая кампания за счет жертвователей некоммерческой организации особенно не наживется. Дальше эти средства получает некоммерческая организация - собственник целевого капитала или иные некоммерческие организации, что предусмотрено договором доверительного управления и эти средства используются уже на уставные цели или те цели, которые предусмотрены договором завещания дарения или наследования. Вот схема формирования эндаумента, схема формирования целевого капитала. Схема достаточно жесткая, схема, может быть, несколько грамоздская, схема под которую подпадают и которая выгодна, главным образом, крупным некоммерческим организациям, это связано, прежде всего, с суммой, которая необходима для формирования эндаумента и с тем, что формирование и использование эндаумента требует значительных накладных расходов и дополнительных бухгалтерских расходов, и управленческих расходов, расходов на аудит и т.д. и т.п. Понятно, что если речь идет о незначительных суммах и небольших некоммерческих организациях, им очень трудно будет использовать этот закон, и поэтому уже сейчас мы видим, что эндаументы возникают, главным образом, в сфере образования. Это крупнейшие российские Вузы. Именно они сейчас пытаются на практике использовать форму эндаумента. Сейчас пока трудно говорить о том, насколько широко это войдет в практику, потому, что пока мы имеем 1,5-2 десятка эндаумента в России, не больше. Хотя прошло уже несколько месяцев со дня вступления в силу закона о порядке формирования использования целевого капитала некоммерческих организаций. Что дает нам законодатель в смысле налоговых льгот при формировании эндаумента? Об этом говорит 276 федеральный закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона о порядке формирования использования целевого капитала некоммерческих организаций. Этот закон гласит: не признаются объектами налогообложения денежные средства некоммерческих организаций, переданных на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном федеральным законом о порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций. И далее: при определении налогооблагаемой базы не учитываются денежные средства, полученные некоммерческими организациями на формирование целевого капитала, который используется в порядке, установленном соответствующим федеральным законом. Не учитываются денежные средства, полученные некоммерческими организациями собственниками целевого капитала от управляющих кампаний, осуществляющих доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал и действующими в соответствии с федеральным законом о порядке формирования, использования целевого капитала, не учитываются при определении налогооблагаемой базой денежные средства, полученные некоммерческими организациями от специализированных организаций управления целевым капиталом в соответствии с федеральным законом о порядке формирования. Таким образом, как только акт пожертвования состоялся и деньги зачислены на специальный банковский счет с пометкой на формирование целевого капитала некоммерческих организаций, дальнейшее движение этих денежных средств налогообложению уже не подлежит. Вот тот основной стимул, который закладывает законодатель и который должен стимулировать и некоммерческие организации на поиск пожертвователя и может служить для некоего успокоения жертвователя. Но здесь есть вопросы, потому, что законом не предусмотрены льготы непосредственно для жертвователя - физического или юридического лица, который перечисляет средства на формирование целевого капитала. Жертвователь ничего не получает и осуществляет свои пожертвования, если речь идет о юридическом лице, за счет прибыли, если о физическом, то за счет своего дохода. Вот такова ситуация, если в упрощенном виде. Таков порядок формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций. Я думаю, что в одном законодателю удалось полностью реализовать свой замысел. Закон, если и не исключает, то крайне затрудняет какие бы-то ни было злоупотребления в использовании целевого капитала. Насколько он будет способствовать развитию благотворительности в России, это для меня пока вопрос. Спасибо за внимание.

Никитенкова М.А. (Руководитель Центра ИСК РАН).
Я долгое время работала в ИНИОНЕ, который тоже является некоммерческой организацией, библиотекой и более 10 лет я работаю в Институте США и Канады. Мы занимаемся исследованием американской и канадской экономики и политики. Моя сфера не совсем касается юридической части, было бы слишком большим преувеличением назвать меня специалистом в этой области. Тем не менее, несколько лет назад нам решили сделать подарок, и мне пришлось интересоваться американским опытом в этой области. Может быть, это не совсем касается эндаумента, так называемого целевого капитала, новых изменений, которым всего лишь два месяца. Я вкратце расскажу о том, что мне удалось узнать.

Общий принцип дарения и пожертвования в США может быть охарактеризован таким образом, что каждая крупная организация, особенно библиотеки, традиционно полагающиеся на пожертвования и дарения, традиционно имеют свои правила и нормы, регламентирующие порядок пожертвования. Нас интересовала ИНИОН - крупная библиотека. Такой же крупной библиотекой является библиотека Конгресса. Библиотека сформировала 4 группы друзей библиотеки, которые специально заняты поиском доноров и спонсоров, которые готовы пожертвовать для крупнейшей библиотеки имеющиеся у них издания и т.д. В настоящее время при библиотеке Конгресса действуют 4 такие группы. Первая группа обеспечивает пожертвования азиатским подразделением, обеспечивает получение библиотекой артифактов. В рамках этого направления действует сейчас Азиатский литературный клуб, который не только ориентирован на получение соответствующей литературы, но и регулярно производит ознакомительные поездки. Вторая группа друзей библиотеки объединяет картографов, географов и историков. В библиотеке Конгресса имеется крупнейшее собрание картографических изданий, которые она получает и пополняет благодаря этой группе и за счет пожертвований и дарения других стран. Третья группа отвечает за сбор литературы и изданий на испанском языке. Эта группа помогает библиотеке сбором редких и малоизвестных изданий. Четвертое направление - это музыкальное отделение, которое помогает библиотеке сбором новых изданий грампластинок, видеозаписей, так же редких и не всегда доступных широкому кругу заинтересованных лиц. Другие библиотеки имеют более строгие правила получения пожертвований. Например, согласно правилам пожертвования Мичиганского государственного университета, в обязанности библиографа входит составление благодарственного письма, в котором признается факт дарения, а так же специальная форма, в которой указывается факт дарения с указанием его стоимости, соответствующая форма в обязательном порядке заверяется донором, который, согласно правилам библиотеки, должен получить благодарственное письмо от директора библиотеки. Будучи государственной организацией, библиотека ВМФ США по закону не может давать собственные оценки дарителям, оценки дарения относятся к сфере ответственности донора. Вопрос финансового сопровождения даров и пожертвований достаточно хорошо регламентирован в США. Согласно регламентирующим нормам внутренних поступлений, в том числе, если размер дарения превышает 5 тысяч долларов, донор должен представить квалифицированный акт заключения о стоимости дарствующей. Правила внутренних поступлений регламентирующих финансовое оформление дара в целях освобождения от уплаты налогов регулируется публикациями. При этом заключение должно выдаваться институтом, специализирующемся на оценке дарения и благотворительных пожертвований. При этом в ряде случаев требуется заключение специальной формы, в том числе и для донора. При этом форма должна быть подписана представителем соответствующей неприбыльной организации или другим оценщиком, который имеет на это юридическое право. Ряд библиотек, в частности библиотека Мичиганского государственного университета, прямо советует донорам обращаться к своим адвокатам или консультантам по вопросам налогообложения. Заполнение вышеописанных форм необходимо самим библиотекам, поскольку они используют их при составлении финансовой отчетности, в том числе для налоговых органов федерального и местного значения. Вот, что я хотела вкратце рассказать сейчас.

Иванов Лев Иванович (Информационно-аналитический портал Наследие).
Для начала вопрос на засыпку: из присутствующих здесь представителей некоммерческих организаций кто-нибудь может от имени своей организации сказать, что да, наша организация собирается обзавестись целевым капиталом. Возможно, я и получу утвердительный ответ - был бы рад. Ваше молчание не означает знака согласия, а скорее подразумевает отрицательный ответ.

А теперь непосредственно по теме обсуждения. На недавней встрече Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева с представителями деловых кругов и некоммерческих организаций по вопросу реализации Федерального закона "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческими организациями" последний, на мой взгляд, достаточно четко сформулировал основные плюсы и минусы, которые сегодня выявились в применении законодательства о целевом капитале.

Плюсов, правда, мало. По словам Дмитрия Медведева они заключаются в том, что, во-первых, "Два документа вступили в силу. Это два закона - 275 и 276. Это, собственно, законы о целевом капитале, о внесении изменений в отдельные законодательные акты. В соответствии с этими актами некоммерческие организации получили возможность формирования принципиально нового источника финансирования уставной деятельности - целевого капитала. Появился ряд достаточно новых инструментов: и правовых, и налоговых, и организационных. По сути, речь идет о дополнительных инструментах развития в этой сфере, а значит, и о дополнительных востребованных временем и обществом инициатив и проектов".

И, во- вторых, Дмитрий Медведев назвал "первопроходцев": "Процесс формирования целевого капитала начался. Я назову только "первопроходцев" в этом деле, чтобы их знала вся страна. Речь идет о Московской школе управления "Сколково", МГИМО, Российской экономической школе, Музее изобразительных искусств, Высшей школе менеджмента из Санкт-Петербурга, Финансовой академии при Правительстве России и Европейском университете в Санкт-Петербурге. Вот это наиболее значимые примеры, которые есть на сегодня. Я допускаю, что наши коллеги, которые занимаются регистрацией соответствующих инструментов, могут и другие примеры привести. Но я думаю, что те, что названы, являются показательными и достаточными, чтобы на их материале обсуждать существующие сегодня результаты и проблемы. И очевидно, что большинство некоммерческих объединений сегодня ждут первых результатов применения новых законов".
А вот минусов значительно больше - вот они в сжатом виде.

1. Необходимость разъяснения порядка применения норм законодательства о целевом капитале среди будущих прямых пользователей закона, т.е. НКО. Медведев сообщил, что "Минэкономразвития, Общественная палата готовятся к выпуску методических рекомендаций, которые должны разъяснить порядок применения норм законодательства о целевом капитале. Подготовлен также ряд соответствующих публикаций в профессиональных периодических изданиях. Но, откровенно говоря, все это пока слезы". Большинство НКО боятся подступиться к реализации на себе этого закона.

2. Точно такая же проблема отсутствия широкого распространения информации среди потенциальных жертвователей и бенефициаров, цитирую: "Для более широкого распространения информации среди потенциальных жертвователей и бенефициаров важно также наладить сотрудничество с инфраструктурными некоммерческими организациями".

3. Все детали двух принятых законов 275 и 276 должны быть абсолютно понятны сотрудникам региональных и федеральных регистрационных и налоговых служб.
Опыт моего личного взаимодействия с представителями этих контор печален - они в состоянии загубить любые самые благородные "души порывы" на корню.

4. Крайне важно, вот это прямая цитата из Медведева, чтобы первые примеры создания и работы целевого капитала не дискредитировали саму идею, а наоборот - доказали ее абсолютную востребованность и полезность нашим некоммерческим организациям, нашим государственным учреждениям, всем тем, кто будет использовать целевой капитал в своей работе.

5. Для снятия ряда ограничений надо внести изменения в Налоговый кодекс в главу 23. Поручение Медведев уже подготовил и согласовал в течение трех дней.

6. Вопрос о льготах для благотворителей. Их в законе просто не предусмотрено. Точка зрения Дмитрия Медведева: "Это не способ обслуживания интересов предпринимателей, а именно инструмент для решения социальных задач. Вполне допускаю, что через 3-5 лет к вопросу о льготах для благотворителей уже на новой итерации развития этого процесса мы могли бы вернуться".

7. И последняя нерешенная проблема по Дмитрию Медведеву: "Внесение вкладов в целевой капитал в виде имущества пока отложен только потому, что мы не смогли найти достаточных способов формализовать вопросы, связанные с оценкой имущества, которое должно вкладываться в эндаумент". Самый сложный вопрос - земля. "Поэтому мне кажется, - продолжил Дмитрий Медведев, - что мы должны сейчас по итогам года обобщить практику применения закона. Если мы выйдем, допустим, с вами вместе на понимание того, что все-таки по какому-то виду имущества мы способны дать аргументированную, понятную и правильным образом оформленную оценку вложения в целевой капитал, может быть, тогда мы на этот шаг могли бы пойти. Потому что совершенно очевидно, что гораздо проще зачастую вложить какую-то вещь, чем вырвать из оборота какие-то деньги. Продать эту вещь, получить деньги и уже перевести целевой капитал. Но здесь у нас вопрос, связанный с оценкой, на который у нас пока нет окончательного ответа. Давайте подождем завершения первого года применения закона и к этому вернемся, потому что тема существует, она справедливо была поднята.


Вот вкратце мои выжимки, которые, я надеюсь, в достаточной степени характеризуют состояние дел с реализацией закона об эндаументе по Дмитрию Медведеву. А кому лучше знать об этом, чем ему - ведь он буквально выстрадал этот закон и относится к нему, как к родному дитяти.

А в заключение небольшая цитата из выступления Сергея Маркова, директора института политических исследований, на презентации книги Вероники Крашенинниковой "Холодная война культур. Как американские ценности преломляют видение России", 18 июня 2007 года о скорой будущей роли некоммерческих организаций в России:
"Мне кажется, установка на то, что неправительственные организации не должны вмешиваться в политику, это неправильная позиция, это позиция пораженческая, как бы защитительная: мы сейчас слабые в неправительственных организациях, поэтому давайте сделаем так, чтобы они не вмешивались. Такого не будет. Современная политика - это политика, реализующаяся, прежде всего, через неправительственные организации. В XIX веке тот, кто стремился к власти, брал под контроль военных. В XX веке те, кто приходил к власти, брал под контроль политические партии. В XXI веке тот, кто стремится захватить политическую власть, устанавливает контроль над неправительственными организациями, средствами массовой информации, а также культурными и экспертными центрами. И мы должны сформировать такую систему. Нужно не сетовать на то, что неправительственные организации вмешиваются в политику, они будут вмешиваться все больше и больше. Нужно создавать свою систему. Я совершенно не против оранжевых революций, я за них. Но их должны делать не американцы у нас, а мы должны делать эти цветные революции, пока еще, может быть, не у американцев. Цветные революции - это революции XXI века. В них в один узел завязаны и деятельность государственных и международных организаций по легитимации той или иной политической власти, и активная деятельность неправительственных организаций, фондов, средств массовой информации. В Вашингтоне есть такое понятие " democracy promotion community ". Это люди, которые сейчас во многом реализуют американскую внешнюю политику, реализуют блестяще. И мы должны нечто подобное создать у себя".

Блестящее будущее НКО предсказывает Сергей Марков.

Данилин Иван Владимирович (Институт мировой экономики и международных отношений РАН).
Очень многие вопросы, которые мы сегодня затрагивали, были и на нашем предыдущем круглом столе. Действительно, много новых вопросов возникает, но вопросов, скорее всего, в конструктивном, чем в каком-то грубо критическом смысле этого слова. Возвращаясь к теме нашего сегодняшнего груглого стола и, в какой-то мере, может быть, немножечко обобщая материалы первого, хочется высказать несколько идей по поводу возможной коррекции. Прежде всего, как мне кажется, первые годы существования этих законов и соответствующих возникающих форм будет скорее некая обкатка, притирка к экономическим реалиям, а не реализация в прямом смысле. В этом смысле сейчас мы являемся участниками очень важного процесса, потому, что сейчас именно идет обсуждение того, каким образом сформировать какое-то более полное, более совершенное законодательство, которое, как мне кажется, появиться через несколько лет. В законе есть много вопросов, которые с учетом российских реалий и мирового опыта было бы важным как-то устроить. То, что мне режет слух - это некие ограничения на время существования эндаумента. Мы подробно обсуждали на прошлом круглом столе американский опыт. Это, когда государство, не имея возможности, да и в силу тогдашних экономических реалий США, не беря на себя такую социально-экономическую ответственность финансировать образовательные учреждения, выделило им крупные куски земли в качестве пожертвований, с процентов которых, они, грубо говоря, осуществляли свою деятельность. Потом эта форма эволюционировала и приобрела современный вид классического эндаумента. Но, даже американские политики, а там этой проблемой занимаются серьезно, где-то только за последние 30-40 лет доля финансирования эндаументов в бюджетах и в расходах университетов достигла 30%. Пока, учитывая сложный климат в России, существенный эффект, когда мы можем говорить не о процентах, не о долях %, а о десятках, половине, может быть даже, когда-нибудь, финансирования российских образовательных, научных и любых других учреждений, будет достигнуто не через 10 лет, а, может быть, через 15-20. Этот момент, как мне кажется, нужно сразу зафиксировать.

Константинов Илья Владиславович (Институт развития гражданского общества и местного самоуправления).
Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами достаточно подробно обсудили различные аспекты реализации нового российского законодательства о целевом капитале некоммерческих организаций. Выступающие отметили целый ряд несомненных достоинств обсуждаемых законов, среди которых в первую очередь следует отметить создание благоприятных условий для развития благотворительности в сфере образования и здравоохранения. Неоспоримо и то, что законодатель озаботился профилактикой злоупотреблений, все еще имеющих место в сфере благотворительности.

Вместе с тем обращает на себя внимание тяжеловесный характер процедуры создания и деятельности российских эндаументов, прописанных в законах. По всей вероятности практика потребует внесения в существующее законодательство внесения определенных изменений и корректив. Благодарю всех за участие в интересной дискуссии.

31.07.2007
Источник: пресс-служба Института
www.nasledie.ru


Док. 346429
Опублик.: 31.07.07
Число обращений: 222

  • Константинов Илья Владиславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``