В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Магомедсалам Магомедов: Социально-экономическая динамика и перспективные направления развития Республики Дагестан Назад
Магомедсалам Магомедов: Социально-экономическая динамика и перспективные направления развития Республики Дагестан
Геостратегическое положение

Дагестанская республика занимает территорию 50,3 тыс. кв. км. Всего постоянного населения в Республике Дагестан 2621,8 тыс. человек, из которых 1120,2 тыс. человек проживают в городах и поселках городского типа, 1501,6 - в сельской местности. Удельный вес городского населения составляет 42,7%, сельского - 57,3%. Численность населения республики в среднем каждый год увеличивается на 1%.

Особенностью Дагестана является его важное геостратегическое положение. Ни один регион России не имеет такой границы ка Дагестан. Практически, здесь четыре типа границы. Во-первых, для России это внешняя граница с другими государствами - Азербайджаном и Грузией. Во-вторых - граница с Чеченской Республикой, которая является наиболее протяженной сухопутной границей Дагестана (447 км). Эта граница несёт постоянную опасность возможного проникновения вооружённых террористов. В-третьих, наиболее спокойная в плане приграничных и экономико-социальных отношений граница со Ставропольским краем и Республикой Калмыкия. В-четвертых - это морская граница по Каспийскому морю, являющаяся одновременно и внешней границей России. Эта граница несёт нерешённые экономические проблемы (хищнический вылов рыб осетровых пород) и проблемы политического характера (отношения с Казахстаном, Туркменией, Азербайджаном, Ираном).

Положение Республики Дагестан по отношению к метарегиону - Южному Федеральному округу в настоящее время можно оценить как ареальное. Дагестан не связан по железной дороге с другими национальными республиками Северного Кавказа и имеет полуанклавное месторасположение по отношению к областям и краям Южного округа.

Формирование системы органов государственной власти.

Созданная система политических институтов Дагестана до 2003 года отличалась от общепринятых в России. Она сложилась в ходе автономного процесса, когда центр не оказывал на него никакого административного давления, в жесткой борьбе внутриполитических сил. Политические институты в самой большой и самой многонациональной северокавказской республике России образовались как ответ на угрозы развала с такими последствиями для всего региона, при которых чеченская трагедия казалась бы не самой серьёзной.

Дагестанское общество, развиваясь в автономном режиме, начало структурироваться по новому типу, проявляя в этом процессе свои глубинные социо- и этнокультурные качества. Именно в этот период, в ходе стихийного развития постепенно стала формироваться оригинальная конструкция политических институтов, во главе с Государственным советом, которая характеризовала зрелость политической системы Дагестана.

Политическая система, которая сложилась в Дагестане после развала коммунистического режима и воплотилась в республиканской Конституции 1994 г., в избирательных законах, а также в ряде неписаных правил и процедур политического поведения, явилась продуктом внутреннего, естественного и весьма своеобразного развития и в значительной степени отвечала особенностям социально-политической структуры дагестанского общества. Она явилась результатом жёстких противостояний и сложных компромиссов различных политических сил, быстро сложившихся здесь на месте единой системы компартийной иерархии. Она и сейчас функционирует на основе "сдержек и противовесов", своеобразного баланса сил. Самое важное, что в результате этого республика смогла сформировать легитимные институты власти, успешно решившие целый ряд важнейших политических задач.

В 2003 году Конституционным Собранием принят новый текст Конституции Республики Дагестан. Он приведён в полное соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами и вступил в силу. В настоящее время сложил свои полномочия Государственный Совет Республики Дагестан и возникла новая система власти во главе с Президентом Дагестана. Динамические качества экономики.

Основные социально-экономические показатели развития Дагестана в последние годы характеризуются высокой динамичностью. Положительная динамика роста ВРП характерна для динамики последних 5 лет и обеспечивалась увеличением объёмов производства продукции и услуг в основных отраслях экономики, ростом финансовой поддержки реального сектора экономики, размещением государственных заказов на предприятиях республики, улучшением налогового климата. Высокого и стабильного роста удалось добиться практически во всех отраслях, при этом достигнутые показатели опережают среднероссийские темпы.

Основу экономического потенциала республики составляют сельское хозяйство и пищевая промышленность, топливно - энергетический комплекс, машиностроение, производство строительных материалов и легкая промышленность, транспортный комплекс и связь, рекреация.

Доля промышленного комплекса в общем объёме валовой продукции достигает 47%. Профилирующее положение в структуре промышленности занимает пищевая (32%), машиностроительная (21%), топливная (12%) и энергетическая (18%) отрасли. Дагестан выступает поставщиком машиностроительного оборудования, продукции пищевой, лёгкой, деревообрабатывающей, химической и нефтедобывающей промышленности. Деятельность предприятий машиностроения основана на использовании привозных материалов и комплектующих изделий, 80% продукции машиностроения вывозится из республики.

Производственно-технологический цикл по отраслям: пищевая промышленность, химическая промышленность, строительство можно считать достаточно полным и замкнутым. Это придает связанность региональному комплексу. В то же время, крупнейшие отрасли региона: машиностроение, топливная и легкая промышленность являются открытыми отраслями, то есть зависят от межрегиональных связей.

Сельское хозяйство - важнейшая сфера экономики республики, на его долю приходится почти треть производственного валового общественного продукта и 40% занятого в общественном производстве населения.

Транспортно - коммуникационный комплекс республики в силу выгодности её географического положения имеет высокие перспективы.

Республика обладает высококвалифицированной рабочей силой. Использование любого из существующих ресурсов может стать ведущим звеном структурной перестройки в зависимости от того, какие задачи республика будет решать.

Вместе с тем, в республике имеются серьёзные инвестиционные проблемы. Региональный инвестиционный цикл приобрел весьма специфические черты:

1.

Главной особенностью, характеризующей всю совокупность финансово-экономических отношений в Дагестане является противоположная рыночной экономике направленность денежных потоков: отток капитала из производственного сектора в финансовый. Это усугубляет инвестиционные проблемы производственного сектора.

2.

Сбережения населения не вовлечены в инвестиционный процесс. Изменение структуры прироста сбережений отражает устойчивую тенденцию к повышению удельного веса их наиболее ликвидных форм (наличной иностранной и национальной валюты).

3.

Трансформация в инвестиции сбережений через фондовый рынок не реализуется. Для Дагестана характерно отсутствие фондового рынка.

4.

У большинства банков, вопреки основной функции кредитного учреждения, фактически отсутствует кредитная стратегия, необходимая методическая база для оценки эффективности и рисков кредитования реального сектора, включая участие в инвестиционных проектах.

С 2000 года в области инвестиционного процесса начались положительные изменения. Федеральный центр обратил серьёзное внимание на инвестиционные проекты, представленные предприятиями Дагестана. Благодаря помощи Федерального центра в последние годы были введены в строй ряд очень важных для Республики Дагестан объектов: железнодорожная линия "Карланюрт-Кизляр" (что позволило обойти чеченский участок дороги и связать Дагестан с центром по второй ветке через Астрахань); ввод в эксплуатацию волоконно-оптической магистральной линии связи Тихорецк - Ставрополь - Махачкала; сдача в эксплуатацию двух агрегатов Ирганайской ГЭС. Федеральный Центр в последние годы значительно лучше финансировал республику, благодаря чему появился рост по всем отраслям экономики.

Реальные результаты видны на примере выполнения Федеральной целевой программы "Юг России", утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2001 года на период 2002-2006 годов. Федеральный центр и республика финансируют мероприятия программы, постоянно контролируют её выполнение.

Основные цели программы - создание экономических и социальных условий для стабильного и бесконфликтного развития субъектов, расположенных на юге России, и обеспечение геостратегических интересов России в этом районе. Одним из приоритетных проектов ФЦП "Юг России" является развитие инфраструктуры горной зоны нашей республики, на которую в 2002-2006 годы намечено выделение средств на сумму 1 млрд. 226 рублей.

В Дагестане представлены все виды рынков: рынок товаров и услуг, ресурсов, капитала, валюты, труда. Наиболее развит потребительский рынок. Товарооборот в последние годы постоянно растёт. Земельные ресурсы, имеющие рыночное значение, ограничены. Дагестан - малоземельная республика, в среднем на душу населения здесь приходится 0,27 га пашни (при 0,95 га в среднем по Северному Кавказу). Общая земельная площадь Дагестана составляет 4 348 тыс. га, из них 3 401,7 тыс. га приходится на сельскохозяйственные угодья, в том числе пашня занимает 466,9, сенокосы -170 и пастбища - 2 622,7 тыс.га, общая площадь орошаемых земель составляет 398 тыс. га.

Финансовый рынок характеризуется наличием большого числа банковских институтов. В республике 36 действующих банков. Развит валютный рынок. Налично-денежный оборот характеризуется движением большой массы денег.

Ситуация на финансовом рынке также свидетельствует о недостаточной мобилизации налоговых сборов, что приводит к высокой дотационности бюджета. Товарные рынки республики отличаются невысоким уровнем монополизации, что характерно для регионов, где преобладают товары сельскохозяйственного происхождения и продукция малого предпринимательства.

Таким образом, приведенный анализ характеризует динамику воспроизводственной ситуации в республике как потенциально благоприятную.

Проблемы социально-экономического развития

Основными проблемами социально-экономического развития республики по-прежнему являются высокий уровень безработицы и бедности населения (30,1% живут на доходы ниже прожиточного минимума). Данные проблемы являются сдерживающими факторами экономического роста, препятствуют проведению эффективной экономической политики в республике, отрицательно влияют на общественно-политическую обстановку в регионе.

По объему ВРП и промышленного производства на душу населения среди субъектов Российской Федерации Дагестан находится в последней десятке, а уровень обеспеченности расходов консолидированного бюджета собственными доходами составляет 20%. Все это снижает потенциал республики.

Основные проблемы в промышленности, агропромышленном комплексе, транспортной инфраструктуре обусловлены: высокой степенью износа основных производственных фондов (средний уровень износа - 65-70%), недостатком долгосрочных инвестиционных вложений и оборотных средств, не позволяющим организовать ритмичную работу предприятий, низким уровнем использования производственных мощностей, который составляет в среднем 20-25 процента; высокими процентными ставками по заемным средствам; наличием значительного удельного веса оборонных предприятий, зависящих от государственного заказа; неразвитостью региональной кооперации и интеграции. Основными препятствиями, сдерживающими развитие малого бизнеса в республике является ограниченность доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам, ввиду требования кредитными учреждениями залоговых гарантий.

Значительные проблемы накопились в социальной сфере республики. Показатели обеспеченности объектами социальной сферы - больницами, амбулаторно-поликлиническими учреждениями ниже среднероссийского уровня. В республике ниже среднероссийского уровня обеспеченность жильем в расчете на одного жителя (15,6 кв.м.). Техническое состояние основных фондов жилищно-коммунального хозяйства характеризуется высоким (более 70%) уровнем износа.

Необходимость повышения качества предоставления социальных услуг населению требует укрепления материально-технической базы социальной сферы.

Перспективы структурной политики для Дагестана

Какой же вариант структурной политики может быть реализован в Республике Дагестан, исходя из сложившейся ситуации? Развитие Дагестана, по нашему мнению, должно осуществляться в направлении создания такой экономической системы, которая могла бы функционировать на принципе её эффективного взаимодействия с другими субъектами рыночного хозяйства внутри страны и за еёе пределами на основе имеющихся сравнительных преимуществ. Данный сценарий исходит из предпосылки, что Дагестан обладает потенциальным сравнительным преимуществом в области эксплуатации природных ресурсов и особого географического положения. И эти преимущества можно использовать долго и эффективно.

Структурная политика в Дагестане в настоящее время сложилась как политика устойчивых и широких межрегиональных связей. Наш анализ показал, что в настоящее время для Дагестана в структурных преобразованиях ведущими остаются аспекты вертикального взаимодействия с Федеральным Центром, горизонтальное межрегиональное взаимодействие и развитие международных связей. Перспективы дальнейшего развития Дагестана связаны с интеграцией в экономику Южного федерального округа, национальную экономику России и с межрегиональным сотрудничеством.

Реализация такого сценария динамического развития не означает, что природно-географический фактор позволяет республике автоматически использовать свои преимущества. Проблема заключается в том, чтобы путем создания условий для эффективного развития конкурентоспособных в рыночных условиях секторов хозяйства, имеющих сравнительные преимущества, обеспечить стабильное развитие экономической системы региона в рамках международного и национального разделения труда, формирования комфортных стандартов жизни населения.

Данный сценарий предусматривает такое развитие, которое должно строиться с учётом и даже при превалировании фактора открытости экономики, которая, в свою очередь, определяется сложившейся структурой производства, ограниченными масштабами внутрирегионального рынка и глубокой вертикальной специализацией.

Сущностью экономической политики Дагестана может являться создание преимущественных условий для проведения операций связанных с межрегиональным и международным рынком. Собственно структурная политика будет носить подчиненный институциональной политике характер, должна обеспечивать региональное распределение различных типов экономической активности в долгосрочном периоде.

Одним из важнейших условий развития республики в соответствии с политикой данного сценария является изменение инвестиционной ситуации. В Дагестане должны быть созданы сравнительные преимущества для инвесторов. В качестве одного из методов создания таких преимуществ выступает формирование таких условий на отдельных территориях республики, в которых экономика бы развивалась по правилам свободной экономической зоны.

Республика должна стать особой социально-экономической и экономико-географическая зоной. Специфика данного подхода (стратегии) заключается в необходимости постоянного внимания и поддержки со стороны государства, учёта особенностей региона при реализации политики развития.

С учётом ограниченности ресурсов развития и необходимости концентрации на осуществлении важнейших мероприятий и проектов основными инструментами программы развития республики должны стать следующие формы государственной поддержки регионального развития:

1.

государственные дотации в виде региональных льгот в тарифах, нормативах отчислений в бюджет;

2.

государственный заказ (государственные закупки) для предприятий федерального значения;

3.

государственная поддержка развития транспортной и социальной инфраструктуры;

4.

поддержка формирования надёжной продовольственной и сырьевой базы в сельскохозяйственных районах

5.

меры социальной защиты населения;

6.

развитие конкуренции и защита регионального рынка от монополий;

7.

государственные гарантии иностранным инвесторам в регионе;

8.

создание и поддержка зон особого экономического режима;

9.

прямые государственные инвестиции в программные проекты.

Специфическая особенность этой стратегии должна заключаться в том, что, экономическая политика в Дагестане в 2006-2010 гг., по мере усиления стабилизации экономики должна исходить из необходимости значительного усиления возможностей самофинансирования. В связи с этим, актуальными задачами должны стать: организация новых обрабатывающих производств на основе глубокой переработки сырья и рационального использования возобновляемых природных ресурсов, наращивание экспортного потенциала региона на базе обрабатывающих производств в рыбоперерабатывающей, консервной и нефтедобывающей промышленности.

Генеральная цель программы развития может заключаться, во-первых, в том, чтобы максимально ослабить влияние факторов, препятствующих адаптации региона к условиям рыночной экономики. Во-вторых, полнее реализовывать благоприятные предпосылки развития, создания условий для ускоренного, относительно средних российских показателей, развития. Адаптационные возможности республики в целом зависят от ряда факторов, таких как степень диверсификации производственной структуры, уровень концентрации предприятий, возможность лидировать в гонке цен, устойчивость спроса, изменения направлений спроса, финансовые возможности, смена рынков, в том числе внешнеэкономический фактор.

Создание условий для реализации благоприятных предпосылок развития связано, прежде всего, с политической волей руководства республики в стремлении реализовать намеченные программные мероприятия.

Таким образом, Республика Дагестан имеет возможности для такого развития региона, которое должно строиться с учётом и даже при превалировании фактора открытости экономики, которая, в свою очередь, определяется сложившейся структурой производства, ограниченными масштабами внутрирегионального рынка и вертикальной специализацией.

Темпы роста основных социально-экономических показателей
Дагестана в сравнении с Россией (2005 г.)
    

в % к предыдущему году
    Дагестан     Россия
Выпуск продукции и услуг базовых отраслей     116,6     107,2
Объём промышленной продукции     116,7     

107.3
Инвестиции в основной капитал (оценка)     126,7     

110,9
Продукция сельского хозяйства     107,8     

103,1
Оборот розничной торговли     131,6     

112,1
Реальные располагаемые денежные доходы     144,7     108,2

Начисленная среднемесячная заработная плата одного работника:
         
номинальная     124,5     

122,6
реальная     114,2     

110,6
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного          
минимума в % ко всему населению     30,1     

17,8
Численность официально зарегистрированных безработных     99,8     96,9
Индекс потребительских цен     109,1     

111,7

Общая численность безработных, в % к экономически активному населению
    6,2     

8,3



Магомедсалам Магомедов, председатель Народного собрания Республики Дагестан, доктор экономических наук, профессор

http://www.instkavkaz.ru/fed_mag/detail.php?ID=1055

Док. 346201
Опублик.: 31.07.07
Число обращений: 489

  • Магомедов Магомедсалам Магомедалиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``