В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Черногоров: Ставрополье - необычный регион России. Назад
Александр Черногоров: Ставрополье - необычный регион России.

Александр Черногоров: Ставрополье - необычный регион России.Он является географическим центром Северного Кавказа и граничит с восемью субъектами Российской Федерации

Ставропольский край:экономическое развитие как условие мира и стабильности Александр Черногоров, губернатор Ставропольского края, доктор экономических наук, профессор

- Александр Леонидович, Ставрополье - многонациональный край. Насколько остро стоят для региона вопросы межнациональных отношений?

- Как и более двух столетий назад во времена обустройства Азово-Моздокской оборонительной линии, Ставропольский край в наши дни многое делает для укрепления стабильности, добрососедства и дружбы народов на юге страны. Политика правительства края в этом плане нацелена на то, чтобы Ставрополье, расположенное в самом центре Предкавказья, по-прежнему было центром культурного диалога и обителью терпимости в развитии межнациональных и межконфессиональных отношений в регионе. Мы постоянно встречаемся и советуемся с духовенством, со старейшинами, с уважаемыми людьми, постоянно общаемся с народом через телевидение, радио, печать, на сходах граждан. Сохранение мира и взаимопонимания между представителями разных национальностей и разного вероисповедания можно считать реальным результатом проведения этой политики.

Как вы знаете, у нас проживают представители более 100 народностей и национальностей. Не менее широко представлено у нас и конфессиональное сообщество. Более 85 процентов жителей края - это представители славянских народов, традиционно исповедующие христианство. У нас проживают около 180 тысяч мусульман, есть буддисты, иудеи и представители других вероисповеданий. Взаимное проникновение культур, общность интересов различных национальностей и этнических групп, которая заключается в их едином стремлении к согласию, достатку и благополучию в каждом доме, каждой семье.

Политизация вопросов совместного существования народов в многонациональном государстве в наше время совершенно неуместна - сегодня это доказано порой слишком горьким практическим опытом. Меры по соблюдению интересов всех граждан страны, не допускающие непродуманных или заведомо дестабилизирующих ситуацию действий в этом направлении, закреплены в российском законодательстве. И эти рычаги, на мой взгляд, в некоторых ситуациях следует использовать в интересах защиты людей, которые искренне хотят спокойно растить детей и быть уверенными в стабильном будущем. И о каком бы народе ни шла речь, они всегда составляют подавляющее большинство.

Другое дело, что межэтнические проблемы возникают не только вследствие различий менталитетов, культур или вероисповеданий. Их могут порождать и усугублять другие факторы. Например, наибольшая степень их переплетений у нас наблюдается в восточных районах. Именно на эту часть края пришлась в своё время основная часть потока мигрантов из республик Северного Кавказа, где велись боевые действия. До сих пор последствия этого сказываются на росте социально-экономической напряжённости, трудоустройстве и уровне жизни населения.

При этом мы учитываем, что социально-экономическое развитие восточных районов края сопряжёно и с другими непростыми условиями, в том числе и сугубо почвенно-климатическими, не всегда благоприятными для развития производительных сил. Главным здесь мы видим, прежде всего, оптимизацию производства и социального климата. С этой целью принята краевая целевая программа "Развитие восточных районов Ставропольского края на 2005 - 2007 годы". Выполнение её мероприятий - предмет особого внимания краевого Правительства.

- Получается, экономическое благополучие - один из факторов стабилизации межэтнических отношений. Дайте, пожалуйста, общую характеристику развития экономики Ставрополья. Какие победы здесь одержаны, а чего достичь пока не удалось? На чём будете делать упор в дальнейшем развитии края?

- Реализация четырёх приоритетных национальных проектов, инициированных Президентом страны Владимиром Владимировичем Путиным, открывает для края целый ряд перспективных направлений. Это касается, прежде всего, развития его агропромышленного комплекса, здравоохранения и образования, а также обеспечения жителей доступным и комфортным жильём.

Надо сказать, что в последние годы итоги социально-экономического развития Ставропольского края подтверждают закрепление и динамику позитивных процессов в сфере производства края. Так, по итогам минувшего 2005 года превышен уровень по индексу промышленности, отгрузке товаров собственного производства, выполнению работ и услуг, привлечению инвестиций в основной капитал, обороту розничной торговли, объёму платных услуг, оказываемых населению, по среднедушевым денежным доходам населения края, реальным денежным доходам, средней номинальной заработной плате и реальной заработной плате. Прирост валового регионального продукта превысил 9%, что значительно выше среднероссийского показателя.

Ставропольский край опережает показатели в среднем по России и по таким направлениям, как развитие промышленности - 109,5% против 104 %, обрабатывающее производство (114,3% против 105, 7%), производству сельскохозяйственной продукции (104, 7% против 102%). Нашими хлеборобами собран рекордный за всю историю земледелия края урожай зерна - 6,9 млн. тонн самого лучшего по качеству зерна в стране. За последние четыре года трижды превышен лучший показатель советских лет по зерновому намолоту в крае. Мы считаем это большим успехом, учитывая, что зернопроизводство сейчас имеет высокий уровень рентабельности и даёт основную прибыль нашему селу. От продажи прошлогоднего зерна сельхозорганизации ожидают получить 9,6 млрд. рублей, что составляет 70% в общем объёме выручки в растениеводстве и около половины - по отрасли в целом.

Конкурентные преимущества края в производстве этой культуры бесспорны. По уровню экономической эффективности зерновых Ставрополье входит в число 14 регионов России, имеющих самые высокие показатели рентабельности, то есть свыше 40 процентов.

Ударных показателей добились и труженики других отраслей. В животноводстве от каждой фуражной коровы удалось получить 3600 килограммов молока. Труженики полей края собрали рекордное количество свеклы, кукурузы, подсолнечника.

Следует отметить, что с максимальной нагрузкой работают курорты Кавказских Минеральных Вод.

По нашим прогнозам реализация поставленных Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным задач по удвоению валового регионального продукта и снижению уровня бедности Ставропольским краем будет решена соответственно к 2009-2010 году.

Для достижения этой цели нам, конечно, необходимо не только продолжать дальнейшее укрепление относительно благополучных секторов экономики и производства, но и принимать меры по ликвидации "слабых мест". В их числе - безработица, задолженности по заработной плате, медленные темпы развития легкой промышленности и ряда других отраслей.

Приоритетными задачами политики правительства края в настоящее время также является совершенствование и увеличение налогооблагаемой базы, улучшение инвестиционного климата с целью привлечения в регион инвестиций и рост эффективности бюджетных расходов. Уже созданы координирующие межведомственные комиссии, в центре внимания которых - работа по формированию доходной части бюджета. Это уже даёт свои первые результаты. Так, план поступления доходов в краевой бюджет в первом квартале этого года выполнен на 122,9 %. Львиная доля перевыполнения приходится на налог на прибыль организаций. Мы намерены реализовать прагматичный подход к работе с предприятиями, находящимися в госсобственности и теми из них, которым правительством края оказывается поддержка в виде льгот, субвенций и субсидий. Сегодня перед регионами - и Ставропольский край здесь не исключение - стоит задача формирования бюджетов развития. В настоящее время мы рассматриваем возможности реализации с этой целью субфедеральных облигационных займов.

Особые перспективы открываются перед краем через возможное создание особой экономической зоны на территории особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации Кавказских Минеральных Вод. Это позволило бы значительно улучшить инвестиционный климат в регионе, усовершенствовать налоговую политику и выровнять уровень экономического развития территорий Кавказских Минеральных Вод. Учитывая, что Кавминводы обладают уникальным лечебным потенциалом (аналогов бальнеологической базы края нет на всём евроазиатском континенте) и прекрасной базой для развития туристической отрасли, то реализация проекта дала бы немало "плюсов" не только краю, но и всей стране. Особенно - в рамках реализации приоритетного национального проекта по укреплению здоровья нации. У нас имеется проект строительства здесь детского оздоровительного центра круглогодичного цикла на 3-5 тыс. человек. Считаю, что принятие Правительством РФ 17 января 2006 года постановления No 14 "О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах" открывает ещё большие перспективы для развития этой Всероссийской здравницы.

Есть и другие точки роста развития экономики края. Сегодня нам, как никогда, необходимы координированные усилия органов власти, бизнеса и всех социально активных жителей региона для достижения его благополучия.

- В связи с этим приходит на ум знаменитое выражение: наше счастье в нашей власти. В данном случае - оно справедливо в прямом и в переносном смысле. Ведь экономическое развитие края происходит сегодня в условиях реализации закона No131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления". В начале 2005 года Ставропольский край взял на себя смелость первопроходца на этом пути. Помнится, тогда многие отнеслись к эксперименту скептически. Находились и откровенные противники реформы. Теперь же, когда другие субъекты только делают первые шаги по этой дороге, Вы уже пришли к конкретным выводам и действиям, не так ли?

- Действительно, в условиях 131-го Федерального закона Ставропольский край работает больше года. Вопреки опасениям, предусмотренные законодательством серьёзные преобразования в основном прошли без потрясений, тем более что база для реализации поселенческих принципов управления у нас существовала давно. Сегодня в крае 330 муниципальных образований, из них - 26 муниципальных районов, 9 городских округов, 14 городских и 281 сельское поселение. Не нарушены сложившиеся административные связи. Сохранены управленческие кадры. И уже первые результаты реформы доказали - муниципальные образования получили больше возможностей самостоятельно решать вопросы своего уровня. Люди реально ощутили действенность местной власти, возросла их социальная активность и проявление конструктивных инициатив.

В условиях действия 131-го Федерального закона мы уже провели три крупные выборные кампании в органы местного самоуправления в связи с истечением сроков полномочий. Конкурс на каждую должность главы муниципального образования в среднем по краю составил по 5 кандидатов, на 1 депутатское место - 2,5 кандидата. Между тем, прежде такой активности не наблюдалось. Более того, чтобы сформировать представительный орган в некоторых экономически слабых, дотационных муниципальных образованиях, ещё несколько лет назад приходилось буквально уговаривать активную часть населения баллотироваться в его состав. Почему ситуация изменилась? Я вам так скажу: люди почувствовали, что в их силах реально сделать жизнь лучше, и они готовы для этого работать, они готовы к ответственности и сотрудничеству с властью. И это - самое ценное достижение реформ.

Есть и другие "плюсы", подтверждённые официальными цифрами. Так, общий объём расходов местных бюджетов вместе с субвенциями на исполнение отдельных госполномочий в 2005 году по сравнению с 2004 годом вырос почти в 2 раза, а его доля в консолидированном бюджете края составила около 55 %, тогда как в 2004 году - едва превышала 30 %.
Укрепился имущественный комплекс местного самоуправления. В муниципальную собственность уже передано более 4-х тысяч объектов недвижимости, в том числе почти тысяча юридических лиц, - это учреждения образования, культуры, здравоохранения, отдельные унитарные предприятия.

Проблема, которая беспокоит не только органы местного самоуправления, но и краевую власть - это низкая финансовая обеспеченность расходных полномочий местного самоуправления. Главный рычаг дальнейшего развития муниципальных образований заключен именно в сбалансированности местных бюджетов.

В то же время, идеализировать ситуацию пока рано. В новых условиях мы столкнулись и с новыми проблемами. Никто наивно и не полагал, что сложная система управления, к ведению которой отнесены практически все вопросы жизнеобеспечения, в ходе внедрения не потребует отладки и притирки отдельных звеньев. Напомню, что только для обоснования реформы и подготовки нового закона потребовалось почти 4 года. Реализовать же законодательный акт всегда сложнее, чем разработать.

Приведу только один пример. Разграничением имущества мы занимаемся уже полтора года, а подготовку к нему начали ещё раньше. И всё-таки эта работа ещё не закончена. Дело в том, что это очень непростой процесс, и здесь надо действовать по принципу - "семь раз отмерь, один раз отрежь".

Наиболее сложным вопросом оказалось разграничение имущества жилищно-коммунального комплекса, поскольку инженерные сети, как правило, обслуживают группу поселений, расположенных иногда в нескольких муниципальных районах. А кто должен нести ответственность в условиях передачи сетей на муниципальный уровень за межрайонные и межпоселенческие участки? Нарушение целостности важнейших систем жизнеобеспечения населения способно привести к катастрофическим сбоям в их работе или удорожанию цен на поставляемые услуги и продукцию.

Совершенно неоднозначную реакцию органов местного самоуправления вызвали решения о передаче из краевой собственности объектов водо- и электроснабжения. С одной стороны - это те объекты, которые по закону могут быть в муниципальной собственности, с другой стороны - глав муниципальных образований сегодня беспокоит отсутствие достаточной материальной базы для содержания и обслуживания данных объектов и возможный рост тарифов, которые в настоящее время выравниваются по краю за счёт перекрестного субсидирования.

Другая проблема, которая беспокоит не только органы местного самоуправления, но и краевую власть - это низкая финансовая обеспеченность расходных полномочий местного самоуправления. Главный рычаг дальнейшего развития муниципальных образований заключён именно в сбалансированности местных бюджетов. Эта проблема тоже требует скорейшего и радикального решения. На своём уровне мы стараемся принимать необходимые меры. Как я уже отмечал, общий объём местных бюджетов увеличился. Но этого всё ещё недостаточно, чтобы большинство муниципальных образований стали самодостаточными. На нынешнем этапе совершенно необходима их острая заинтересованность в наращивании налогового потенциала и способность активного влияния на налоговую политику своих территорий. А это требует сегодня существенной корректировки налогового и бюджетного законодательства.

Далее - закон разграничил полномочия и чётко определил, кто должен теперь заниматься такими "извечными" проблемами поселений (особенно в сельской глубинке), как предельная изношенность инженерных сетей и ветхое жильё, поддержание в работоспособном состоянии и укрепление материальной базы учреждений образования и здравоохранения, содержание и ремонт дорог и так далее. По сути, это бремя теперь возложено исключительно на органы местного самоуправления. Однако специальных нормативов и методик, которые бы учитывали реальные потребности муниципалитетов в финансировании каждого из полномочий, пока нигде не предусмотрено.

Есть и другие точки роста развития экономики края. Сегодня нам, как никогда необходимы координированные усилия органов власти, бизнеса и всех социально активных жителей региона для достижения его благополучия. Считаю, что все эти проблемы можно решить, как уже были решены, в том числе, и по нашей инициативе, вопросы наделения муниципальных районов полномочиями в области сельского хозяйства, культуры, спорта, библиотечного обслуживания.

Кроме того, в новых условиях всё большее значение приобретает уровень взаимодействия и сотрудничества между муниципальными образованиями, особенно между поселениями в муниципальных районах. Многообразие взаимоотношений в области местного самоуправления нельзя вложить в какую-то одну универсальную формулу. Но главное - научиться сопоставлять свои интересы с интересами других муниципальных образований, то есть сегодня нужна практика умения "договариваться".

В этом вопросе в нашем крае немаловажную роль играет союз муниципальных образований - организация, которая была создана ещё в 1998 году, и за прошедшие годы внесшая значительный вклад в развитие местного самоуправления, оказавшая позитивное влияние на взаимодействие органов местного самоуправления с краевой властью.

На мой взгляд, сегодня меньше оснований остаётся упрекать государственные органы власти в сдерживании развития местного самоуправления. Зато появились проявления другой негативной тенденции. Уже имеют место отдельные факты, когда муниципалитеты в своей работе не всегда учитывают мнение населения, а порой и игнорируют его при подготовке и принятии управленческих решений.

К сожалению, федеральный закон не оставил возможностей региональному законодательству для правового регулирования данных вопросов. Теперь они должны решаться в каждом муниципальном образовании самостоятельно. В результате - страдают люди.

Опыт Ставропольского края позволяет определить "узкие" места в законодательстве и даёт возможность, опираясь на практику, внести предложения по устранению выявленных недостатков в федеральные органы. Часть из них уже легла в основу законодательных актов, направленных на совершенствование межбюджетных отношений, механизмов деятельности и ответственности власти, другие - ещё не реализованы, но идет их проработка в соответствующих структурах. Полагаю, сейчас необходимо активизировать данный процесс.

Ольга Макарова.

http://www.instkavkaz.ru/fed_mag/detail.php?ID=1051

Док. 346178
Опублик.: 31.07.07
Число обращений: 253

  • Черногоров Александр Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``