В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О некоторых путях решения межнациональных проблем на Северном Кавказе Назад
О некоторых путях решения межнациональных проблем на Северном Кавказе
Когда мы говорим о национальной политике, то почти всегда излиш не политизируем эту сферу, забывая, что в основе её лежат проблемы культуры межнациональных отношений. Конечно, без учета и использования экономических, социальных и политических факторов обойтись нельзя. Но эти факторы характерны для любой нации. А культура и нация неразделимы. Поэтому только через диалог культуры можно прийти к национальному взаимопониманию и согласию.

Религия и межконфессиональный диалог как составная часть диалога культур также должны входить в состав национальной политики. Причем идеологический заслон всему, что различает национальную и религиозную рознь, формирует образ врага. Отдавать поле борьбы с таким врагом только силовым структурам (что в последние годы у нас и стало приоритетным делом) - вредно и бесперспективно.

Россия - не православное государство. Россия - многоконфессиональное государство. И когда МИД РФ подписывает договор с патриархией о том, чтобы во все посольства были введены представители православия, то это опасная ошибка обоих подписантов.

Работа по межнациональному согласию от теоретических рассуждений в официальных залах и академических аудиториях должна перемещаться в местные органы управления, входить в плоть и кровь гражданского общества.

Без конца рассматривать всё и вся через призму "кто какой национальности?" - значит почти всегда доводить дело до конфликтов.

Известно, что межнациональная проблематика в Южном федеральном округе страны гораздо актуальнее, нежели в других территориях России. Конечно, и сегодня на ум приходит прежде всего ситуация в Чечне и вокруг неё.

Чеченский прецедент не является способом решения национальных проблем. Ситуация с Чечней была чревата утратой доверия народов Кавказа к России. Бряцание оружием с любой стороны никогда не выводило из тупика. Ультимативный язык с горцами ни к чему хорошему никогда не приводил. Надо наводить мосты добрососедства между республиками и краями. То есть, необходим минимум политики, минимум военных действий, а максимум добрососедства, больше народной дипломатии.

Лучше, когда чеченец, ингуш, даргинец работают в овцеводстве, виноградстве или на нефтепромыслах своих республик или соседнего Ставрополья. Лучше, когда их дети учатся в школах и вузах Краснодара или Ростова. Как это уже было. Это тем более важно, что сама Чечня стала по существу мононациональной территорией.

Проблему стабилизации обстановки на Северном Кавказе нельзя сводить только к одной Чечне. Нестабильна ситуация во всех северокавказских субъектах Российской Федерации.

Таким образом, оздоровление обстановки на Северном Кавказе должно рассматриваться как задача общероссийского значения, для решения которой должен быть выработан комплексный подход, основанный на точном знании всех сторон текущей политической ситуации на Кавказе и исторических корней кавказских народов.

Мы должны задуматься над тем, что от межнациональной обстановки будет зависеть, пойдут ли на Северный Кавказ инвестиции или они обойдут его. А если обойдут, то мы надолго потеряем Северный Кавказ как инфраструктурный центр на южном маршруте Европа - Азия. Транспортные линии, в том числе трубопроводы, нефть, газ из Прикаспия, Центральной Азии, товарные потоки пойдут по другим маршрутам.

Стремление к сепаратизму некоторых регионов России - это и ответ на "дикую капитализацию" страны, не принимающую во внимание традиции населяющих их народов. Если не будет сделана корректировка курса реформ регионального аспекта, то кризис, подобный чеченскому, может разразиться в любой республике. Должны быть, наконец, поняты опасения чеченцев, башкир, якутов и других народов относительно того, что их ресурсы, недра, земли могут быть скуплены залётными бизнесменами. Пока Россия будет вползать в рынок, борцы за независимость в регионах будут самостоятельно просчитывать свои маршруты, не надеясь на мудрость Москвы.

Уничтожающе плохи сегодня внешние обстоятельства у многих россиян. И всё же нельзя зацикливаться только на их осуждении. Надо лучше опираться на внутренний настрой, на такое чувство, как национальное достоинство и самоуважение народов. Тем более, что в традициях народов Кавказа гордиться такими чувствами. Конечно, при господствующей сегодня безнравственности даже благородство старших поколений не всегда оказывает эффективное воспитательное влияние на молодёжь. И всё же только старшие - родители и учителя - способны защитить в душах и сознании детей честность, порядочность, нестяжательство, уважение к традициям и патриотизм.

Ещё одна чрезвычайно серьёзная проблема: в массовом бытовом сознании и даже у отдельных экспертов наличествует отрицательная оценка роли ислама в России. Я же считаю, что будущее исламской цивилизации будет смотреть на нас глазами нашего исламского населения. Судьбою определено жить христианам и мусульманам в одной стране. В связи с этим говорить о борьбе с исламским фундаментализмом надо гораздо взвешеннее, чем это делается во многих случаях. Непродуманность может вовлечь Россию в стратегический конфликт с исламом, что устраивает немало политиков на Западе. В научно-аналитическом плане конфликтам на Кавказе в последние годы уделялось слишком мало внимания. Зато смакованию событий в прессе - слишком много.

Нельзя переполнять телеэкраны генеральскими рассуждениями, оправдывающими их действия в условиях партизанской войны. Эта война будет бесконечной, если основное слово будет за военными, если Президент страны не предпримет сверхусилия для мирных переговоров. Эта война уже выплёскивается за пределы Чечни и держит в напряжении всё население ЮФО.

Политический климат в Чечне, Дагестане, Татарстане зависит не только от обстановки в этих республиках, но в не меньшей мере от общекультурного, общеконфессионального климата в России. Нам нужно быть готовыми к недалёкому будущему, в котором ещё большая часть населения страны станет мусульманской. И учёным, и политикам не надо драматизировать ситуацию. К сожалению, катастрофические предсказания часто рождаются в академических аудиториях. Нашим ученым надо дать государственный заказ на объективное исследование данной проблемы.

Национальная идея есть у каждого из российских народов. А вот интегральная российская идея должна стать делом всех российских народов, на её базе может быть найдена новая формула российской государственности, способов совместного сосуществования, органичного соединения различных культур, традиций, конфессий в едином геополитическом пространстве. Несформированность российской национальной идеи тормозит консолидацию общества и становление его духовного базиса, не позволяет активизировать духовные ресурсы россиян.

На повестку дня научных исследований выдвигаются задачи теоретико-прикладного характера, связанные с конструированием механизма регулирования этно-политических отношений в субъектах России и на федеральном уровне. Нам нужно определить духовно-идеологическое основание российской государственности, вбирающее в себя компоненты общеисторических процессов и специфику национальной и региональной почвы. На таком основании возможна выработка государственной стратегии развития России.

Беда сегодняшнего дня в том, что концептуальные предложения по формированию национальной идеи весьма по-разному толкуются. И пока не найден или недостаточно используется потенциал интегральной национальной идеи, способной упрочить наше раздираемое противоречиями общество, российский путь будет тупиковым. Национальная идея - это не достижение сиюминутных параметров, а перспектива. Ещё и по этой причине она не интересна многим временщикам от власти и политики.

Национальная идея не может быть выработана только средствами политических технологий. Необходимо вычленение корневых оснований духовного уклада российской жизни, то есть признание приоритетности духовных начал, позволяющих человеку подняться над обыденностью, взглянуть на себя и на несметные богатства России как главные опоры, конструктивное распоряжение которыми способно не только вывести страну из кризиса, но и поднять её на один уровень с мировыми лидерами. Проще говоря, надо вернуть россиянам чувство самоуважения, этого, по словам Н.А. Бердяева, светоносного сознания. Без роста этого чувства в каждом гражданине, без укрепления патриотизма, основанного на самоуважении гражданского общества, нечего и думать о выходе России на передовые рубежи.

И всё же настала пора пусть небольших, но конкретных действий.

Конкретная государственная политика охватывает такие меры, как:

1) проведение мониторинга законодательства Российской Федерации по вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом на Северном Кавказе и выработка законодательных инициатив по совершенствованию правового обеспечения национальной безопасности;
2) сбор, анализ и обобщение информации о соблюдении конституционных прав и свобод граждан, проживающих на Северном Кавказе;
3) анализ причин и условий проникновения на территорию Северного Кавказа религиозного экстремизма и национального сепаратизма;
4) честное информирование федеральных властей о ситуации на Северном Кавказе и возможных мерах по её нормализации, выработка рекомендаций Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации;
5) оказание конкретной помощи органам государственной власти, в том числе органам государственной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в ЮФО, по нормализации ситуации на Северном Кавказе.

Полагаю, что в социально-экономической сфере Северного Кавказа федеральные министерства и ведомства обязаны активнее анализировать причины недостаточной занятости населения республик Северного Кавказа, искать пути снижения здесь уровня безработицы.

Минрегион, Минобразование, ФСБ, Генпрокуратура, РАН должны в комплексном плане изучать причины нетерпимости к нетитульному населению - основной фактор, породивший его отток из республик.

Нашим ученым-правоведам по плечу проанализировать то, как "работает" законодательство, требующее поддержки вынужденных переселенцев и каких правовых норм для этого сегодня не достает? Поскольку Северный Кавказ перегружен воинскими частями, то нельзя оставлять без внимания властей программы подготовки и переподготовки кадров в гражданских специальностях, в том числе переобучение увольняющихся в запас военных.

Особой темой для постоянного отслеживания является изучение причин неэффективности финансирования Северо-Кавказского региона. Почему нецелевое использование средств здесь проявляется в большей мере, чем по России в целом?

Москве пора дать чёткие ответы на такие вопросы:
1. Каковы политическая и этническая составляющие недовольства населения? В чём её причины?
2. В чём нарушаются основные права граждан?
3. Кто является скрытым "спонсором" в строительстве мечетей, создании мусульманских учебных заведений?
4. Какие научные силы следует привлечь для уменьшения влияния псевдорелигиозного фундаментализма?
5. В чём может заключаться роль основных политических партий для умиротворения ситуации?
6. Как и в чём должен проявиться северокавказский вектор внутренней и внешней политики Росси?

При кажущемся сверхвнимании Москвы к проблемам борьбы с терроризмом, антитеррористическая стратегия на Северном Кавказе отсутствует. Есть вынужденные операции, тушащие один пожар за другим. Надо бы, наконец, выяснить:
1. В чём заключаются основные причины, питающие террористические настроения?
2. Почему часть местного населения скрывает у себя боевиков? В чём причины недовольства местного населения федеральными войсками?
3. Откуда террористы систематически берут оружие?
4. Как остановить "рекламу" террористических актов на телевидении?
5. Что делается в школах и вузах для воспитания национальной толерантности в среде молодёжи?
6. Как остановить эксплуатацию религиозных чувств молодых людей в интересах умиротворения межнациональных конфликтов?

Мы должны менять свои оценки, а с ними и меры помощи народам, подвергшимся террористическим вторжениям. Например, небывалая волна поддержки Беслана была направлена, прежде всего, на оказание обычных традиционных форм помощи: материальной, психологической, были приняты эффективные решения о лечении детей, строительстве школы, мемориала. Такой подход естественен.

Но важно им не ограничиться. Трагедия высветила коренной вопрос будущего не только Беслана, но и всей страны. Вопрос морали общества, его нравственных и гражданских устоев. Проблема - в душах людей. Речь не идет о террористах. Значительная их часть, возможно, уже неизлечима. Речь идет о всех гражданах. О равнодушии и безнравственности, которые стали нормой, в том числе и при освещении недавних событий, о корысти, предательстве, тщеславии, двуличии, эгоизме и многом другом, что расцветает вокруг, как говорится, пышным цветом, разлагая людей, облегчая условия существования того же террора.

Конечно, ничего не изменится сегодня-завтра. Серьёзные сдвиги в жизни людей требуют усилий целых поколений. Но важно начать прикладывать эти усилия. Здесь и заложен один из наиболее существенных и сложных вызовов Бесланской трагедии современному обществу.

Вот почему я всемерно поддержал один из проектов, направленных не только на улучшение материальных условий жизни, культуры и образования в Беслане, но и на использование современных социальных технологий в целях укрепления нравственных устоев, развития правосознания и общественной активности, раскрытия творческих и созидательных возможностей подрастающего поколения.

С точки зрения возможности оказания помощи Беслану, наиболее близки две из разрабатываемых программ: просветительско-образовательная "Азбука роста" и реабилитационная "Возвращение".

На основе разработок, имеющихся в этих программах, предлагается ориентировочная модель Просветительско-образовательного и оздоровительного центра "Беслан - Азбука роста". Её окончательный облик, варианты размещения объектов: частью на месте трагедии, частью в границах Беслана, частью - выходя за эти границы, а также последовательность создания определится в результате предпроектной стадии работ непосредственно в Беслане.

Деятельность Центра в Беслане предусматривает тесную связь культурно-просветительской работы со школьным образованием, сочетание новых и традиционных форм воспитания и обучения, направленных на развитие целостного мировоззрения, более полное знакомство учеников с окружающей жизнью, развитие их творческих интересов и инициативы.

Для укрепления нравственных устоев и раскрытия творческих способностей учащихся особую роль приобретает повышение увлекательности познавательного процесса. Наряду с совершенствованием сложившейся практики образования в Центре предусматривается использование новых форм подачи знаний, способствующих активизации интереса к учёбе.

В младших и средних классах этим целям призваны служить учебно-познавательные павильоны, прообразами которых могут быть планетарий, музей, зоопарк, ботанический сад, творческая мастерская и т.п. Разница не только в масштабах, но и в том, что работа в созерцательном и информационном режимах дополняется здесь активным участием воспитанников в учебно-практическом процессе и в деятельности павильонов. Такими павильонами, собственно, должны стать мемориал, мемориальный дендрарий, краеведческий музей, зоопсихотерапевтическое отделение, клуб путешествий и т.п. Особая роль в развитии детей будет принадлежать художественному творчеству.

Для старших классов предусматривается создание так называемых учебно-практических комплексов по основным сферам жизнедеятельности общества, где получение знаний сможет сочетаться с постепенным освоением отдельных элементов "взрослой" - профессиональной работы. Примерами комплексов могут служить: Природный (школа экологических знаний, лаборатории, оранжереи), Гуманитарный (дворец языка, истории и географии человека и др.), Художественный (школа культур и ремёсел, мастерские, студии), Технический (мастерские, технологический инкубатор и т.д.), Деловой (центры консалтинга, менеджмента, маркетинга, финансов), Защитный (спасательный, военно-медицинский, эколого-милицейский, и другие отряды). Благотворительный (попечительство инвалидов, престарелых сирот, уникальных историко-культурных территорий и т.п.).

В принципе, создание необходимого круга павильонов и комплексов требует строительства целого просветительско-образовательного городка, который был бы ориентирован на весь Кавказ. Такое строительство вряд ли стоит вести в небольшом Беслане, но современные средства информатики, видео и другой техники дают возможность организовать павильоны и комплексы и на ограниченной инфраструктуре. Кроме того, не обязательно концентрировать все павильоны и комплексы в одном месте. Их "кусты" могут создаваться в разных местах Кавказа, и группы учащихся из разных районов могут периодически привозиться для участия в определённых просветительско-образовательных и оздоровительных циклах на ограниченный срок, усиливая просветительское влияние Центра на весь Кавказ. В процессе обучения школьники будут участвовать в работе разных павильонов и комплексов, постепенно формируя свои интересы с учётом более полного представления о реалиях, с которыми им придётся встретиться во взрослой жизни.

В целом создание необходимой инфраструктуры и оснащение Центра, привлечение (особенно на начальных стадиях) крупных специалистов из разных регионов России и других стран, активное участие во всех работах заинтересованных местных специалистов и их дополнительное обучение позволит содействовать:

- формированию у учеников целостного представления о мире со всей его духовной и материальной глубиной, с учётом творческих - художественного и научного - подходов к познанию, осознанию не только его дифференциации, но и взаимосвязи и взаимозависимости всех его частей;
- воспитанию социальной ответственности и активности школьников, в том числе путём использования элементов самоуправления и вовлечения учащихся в сам процесс совершенствования и обогащения образования;
- укреплению нравственных и гражданских устоев учащихся, прежде всего, прививая им навыки постоянной нравственной и гражданской оценки получаемых знаний и собственных действий.

Если правительства России и Северной Осетии осуществят данный проект, они сделают для реализации справедливой национальной политики в регионе Кавказа намного больше, чем за все предыдущие годы.

Трагедия, постигшая нас в Беслане, - не локальное явление, это - нарастающий трагический процесс. И преодолеть его лишь внешними мерами, не затрагивающими сердца и умы, невозможно. Здесь - обречённость и распад.

Почему становится возможным преступное равнодушие, с которым общество наблюдает за тем, как зло терроризма все больше и больше затягивает детей и молодых людей? Почему население пассивно созерцает, как безработная молодежь за гроши вербуется ваххабитами и втягивается ими в преступную деятельность?

Вопросов немало, и пока нет на них ответов. Как нет ответа и на главный из них: когда и почему лояльный традиционный ислам, исповедуемый коренными народами республики Северного Кавказа, сменился для многих молодых людей на жёсткий радикальный?

Требуется подлинная решимость, которая выражается в стремлении искоренить в себе и помочь обществу преодолеть влекущие в бездну пороки. Только на этой решимости может строиться спасительный просветляющий процесс терпеливого и милосердного, строгого и ответственного сотрудничества. Процесс духовно-воспитательный и социально-педагогический, и с сохранением этой сердцевины, процесс организационно-правовой и экономический. Процесс консолидации усилий государственной власти, общественных институтов и церкви. Но способны ли мы его начать?

http://www.instkavkaz.ru/fed_mag/detail.php?ID=1047

Док. 346157
Опублик.: 31.07.07
Число обращений: 364

  • Коробейников Анатолий Антонович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``