В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Морозов: Меньше чиновников в жизни граждан. Назад
Олег Морозов: Меньше чиновников в жизни граждан.
Партию власти, "Единую Россию", можно сегодня по праву назвать партией победителей. Во-первых, потому что она выиграла выборы в Госдуму, а во-вторых, потому что последовательно поддерживает Владимира Путина, также триумфатора очередного президентского плебисцита. О насущных задачах партии, новом политическом курсе, ее взаимодействии с законодателями и Правительством - беседа обозревателя "РВ" с Олегом Морозовым, заместителем председателя Государственной Думы и руководителем одной из групп фракции "Единая Россия".

- Олег Викторович, какую оценку вы бы могли дать проходящей сейчас административной реформе?

- Не самую, мягко скажем, удовлетворительную. Во-первых, потому что слишком долго реформа реально не начиналась, слишком долго готовилась, и мы наблюдали активное сопротивление чиновников. Долго боролись разные точки зрения по вопросу отом, какова по сути должна быть эта реформа. Сейчас, как представляется, у Михаила Фрадкова развязаны руки. У него в резерве - полное согласие Президента на проведение этих преобразований, безоговорочная поддержка парламента. Нужно, чтобы ему хватило политической воли довести реформу до конца.

Когда я выступал в Думе от фракции "Единой России" в поддержку кандидатуры Фрадкова, я сказал, что не надо обольщаться. Чиновники все еще очень надеются, что административная реформа опять сведется к их пересаживанию из одних кресел в другие. А по сути дела - это совсем другое. Это изъятие чиновника из повседневной жизни гражданина, из деятельности предприятия, хозяйствующихсубъектов, бизнеса, из манипулирования политическими процессами, разрешительной деятельности и других сфер. Чиновник должен исполнять закон, помогать своими административными полномочиями жизни гражданина и общества в целом.

Главный лозунг административной реформы, как бы я его сформулировал, - это меньше чиновников в жизни гражданина. За этим следуют и последствия: сокращение коррупции, уменьшение доли бюрократии в процессе принятия решений, более эффективное управление экономикой и обществом. Здесь мы находимся в самой начальной стадии, только начинаем приступать к реформированию. Это одна из самых тяжелых политических и психологических задач, которые предстоит решать новому правительству.

- Коснется ли административная реформа структуры и работы Государственной Думы?

- В той части реформы, которая относится к государственным служащим, - безусловно, коснется. Депутаты, правда, не являются госслужащими, а всего лишь приравнены к ним. Но у Думы есть собственный аппарат, она является органом власти и в этой части преобразования не могут ее не коснуться.

- Аппарат будет сокращаться?

- Это уже происходит. Есть соответствующее поручение председателя онеобходимостисокращатьаппарат Государственной Думы. Как всегда, такая акция болезненная. Но нужно сокращать не только расходы по оплате труда. Сейчас прорабатывается целый ряд решений, которые направлены на то, чтобы уменьшить роль аппарата в жизни депутатов, чтобы аппарат выполнял только предназначенные ему функции.

Накладно оплачивать транспортные услуги сторонним предприятиям, обеспечивая депутатов автотранспортом, причем в круглосуточном режиме, поскольку именно так диктует Закон о статусе депутата. Куда дешевле, например, выделить на это определенные средства. Депутат может ездить на метро или купить себе автомобиль, может заключить договор с автотранспортным предприятием или нанять частного водителя - это его дело.

Было бы хорошо решить и жилищую проблему: не строить дополнительные площади, не содержать их, не платить за них, не обустраивать мебелью, а дать депутату возможность решить, где он будет жить. Хочет - пусть живет в гостинице, хочет - снимает квартиру, хочет - покупает жилье. Может взять кредит, добавить собственных средств. Но с государства эту обязанность нужно снять.

- Будет ли сокращаться количество служащих в регионах?

- Не затронуть региональный уровень невозможно. Не может быть на федеральном уровне сокращений ведомств, а на региональном - увеличение, тем более что они взаимодействуют.

- Существует ли так называемый "новый курс" Думы и Правительства, отличающийся оттого, который был год или два назад?

- Вначале следует кое-что разъяснить. В России при ее конституционном строе и сложившейся политической системе не может быть курса Правительства или Государственной Думы, отличного от курса Президента. Если Дума в нынешнем созыве сложилась как палата президентского большинства, то следовательно, она будет законодательно обеспечивать этот курс. Если бы победили антипрезйдент-ские, антипутинские силы, был бы острый политический конфликт, который мог решиться двояко: либо Правительство уходит в отставку, и Президент соглашается с курсом оппозиции в парламенте, либо Дума распускается и назначаются новые выборы. Если Президент, Дума и Правительство работают вразнобой - никакого эффективного управления быть не может.

Я не вижу в работе кабинета и Думы изменений курса по сравнению с теми, которые определены в послании Президента Федеральному Собранию: удвоение ВВП, борьба с бедностью, реформа армии и политической системы.

- Какие задачи вы считаете первоочередными для рассмотрения Государственной Думой в ближайшее время для решения наиболее острых и общественно важных?

- Они определяются программой законопроектных работ, которая утверждена Думой. Эта программа рассматривалась на заседании Генерального совета партии "Единая

Россия". А мы среди этих законопроектов выделили для себя ряд приоритетных.

- Какие именно налоговые инициативы вы имеете в виду?

- Должен быть снижен налог на добавленную стоимость, единый социальный налог, очень обременительный для предприятий. Должны произойти изменения в подоходном налоге. В социальной сфере важнейшей проблемой является создание системы страховой медицины. В социально-экономической сфере - это реформа системы жилищно-коммунального хозяйства. Крометого, нужно принять целый ряд решений, которые касаются более справедливого распределения доходов, в частности, налогообложения и изъятия сверхприбыли от доходов естественных монополий, которые имеют дело с извлечением природных ресурсов.

Кроме того, в социальной сфере очень важный момент - это финансирование обязательств, взятых на себя государством. Беда последнего времени - так называемые "нефинансируемые мандаты". То есть закон или какая-то иная норма имеется, человеку обещано какое-то право, но оно не подкрепляется деньгами. Либо это нужно обеспечить финансированием, либо нужно честно сказать, что государство не может выполнить перед гражданином своих обязательств. Бесконечно плодить систему необеспеченных льгот неоправданно и бесчестно.

- Как вы бы охарактеризовали сотрудничество Думы и нового Правительства?

- Говорить об этом пока преждевременно. Очевидно, появился человек, который является таким связующим звеном между Правительством и Думой. Вероятно, им станет Александр Жуков, который, с одной стороны, прекрасно знает парламентскую работу (поскольку он четыре раза избирался депутатом Государственной Думы), а с другой - он сегодня является первым заместителем главы Правительства, и в его функции входит курирование работы кабинета и его взаимодействия с парламентом. Жуков как никто другой подходит на эту роль именно в силу прекрасного знания специфики парламентской работы. Мне кажется, что все то, что мы за эти годы напридумывали во взаимоотношениях с Правительством, должно работать эффективно .

Мы ввели процедуру "нулевого чтения": все важнейшие законопроекты перед внесением в Думу проходят совместную парламентско-правительственную экспертизу. Мы как бы предварительно знакомимся с ними и говорим Правительству о том, что нужно изменить, поправить, добавить для того, чтобы законопроект был принят депутатами. Исчезла практика перетягивания каната, когда каждая из ветвей власти тянула одеяло на себя. Поэтому мы сохраним проце-ДУРУ "нулевого чтения".

Второе. Мы уже выработали процедуру, когда представитель Правительства постоянно присутствует на заседаниях парламентского большинства и фиксирует позицию Правительства по всем вопросам. На этих заседаниях постоянно присутствует представитель Президента. А представитель парламента, в свою очередь, в начале каждой недели участвует в заседаниях соответственно комиссии Правительства и совещания руководителей аппарата Администрации Президента. На них обсуждаются все законопроектные инициативы Правительства, позиция Администрации Президента по этим законопроектам. Поэтому и этот представитель Государственной Думы является связующим звеном.

Если подводить итог, работа у нас стала планомерной, понятной, более эффективной. Нам не нужно растрачивать силы на то, чтобы получать некачественный законопроект, а потом с чистого листа начинать с ним работать.

- Если мы уже говорили об Александре Жукове, кто может занять его место в Думе? Могли бы вы прогнозировать?

- Прогнозы - дело неблагодарное. Я думаю, что это прерогатива председателя палаты. Он может принять решение о том, что кто-то заменит Жукова на этом посту. Видимо, это будет кто-либо из действующих вице-спикеров. Есть и другой вариант: это место не будет занято, и функции одного из первых замов будут перераспределены между другими вице-спикерами. Этот вопрос находится в компетенции Бориса Грызлова, и я не хотел бы выступать по этому поводу со своими прогнозами.

- Какие задачи стоят сегодня перед партией "Единая Россия"?

- У нас в стране сложилась уникальная ситуация, которой не было до этого. Во-первых, партия власти победила на выборах, причем вместе с Президентом. В новой России после развала Советского Союза в парламенте еще не доминировала партия, которая представляет действующую исполнительную президентскую власть. Это первое. Второе, что произошло, - эта партия получила не просто большинство, а конституционное большинство. И третье: эта партия фактически полностью приняла на себя ответственность за деятельность парламента. Нам сегодня не с кем эту ответственность разделить. На уровне комитетов, руководства Государственной Думы "Единая Россия" имеет абсолютное большинство и доминируетЕсли говорить о главной задаче - это законодательное обеспечение курса, который предлагается стране Президентом и новым Правительством. Это работа на синхронизацию деятельности всех ветвей власти. Сегодня у нас есть такая возможность, и ее не было раньше.

Важна и более эффективная законодательная работа, потому что сегодня нам просто некомуоппонировать. Безусловно, желающие поспорить есть, но оппоненты не могут влиять на принимаемые решения.

- Сейчас в руководстве регионами широко представлена партия "Единая Россия". Следит ли партия за тем, что делают чиновники в отдаленных местах, а не только в Москве и Московской области, отслеживает ли результат их работы, качество?

- Конечно. Партия сформировалась не просто как общенациональная, она не только имеет отделения во всех субъектах Федерации и крупных городах, но сейчас формирует органы власти, прямо влияет на их создание, потому что во многих субъектах представляет собой самую влиятельную политическую силу.

Это означает, что в законодательных органах власти действуют фракции "Единой России". Во многих из них эти фракции представляют парламентское большинство и, соответственно, прямо влияют на деятельность исполнительных органов и контролируют доступными средствами деятельность соответствующих чиновников.

Одним из главных инструментов влияния партии на эти процессы является участие в выборах. Избираются мэры; затем они (если, конечно, являются представителями "Единой России") назначают своих чиновников, государственных служащих в подведомственных структурах. Представьте себе, если побеждает наш оппонент, то он приводит людей, которые не разделают наши взгляды. Или наоборот, если побеждает сторонник при нашей поддержке, то чиновники, которых рекомендует партия и которые имеют партийные билеты, разделяют нашу точку зрения на главные вопросы жизни страны и региона.

Может быть, главная задача партии на ближайший период - это действительно стать крупнейшей и самой организованной политической силой не только на федеральном уровне, но и в каждой деревне, стать партией реального влияния на все процессы, которые происходят в обществе и, в особенности, на управление.





РОССИЙСКИЕ ВЕСТИ, Город: МОСКВА

Дата: 24 марта 2004

Док. 345766
Перв. публик.: 24.03.04
Последн. ред.: 30.07.07
Число обращений: 383

  • Морозов Олег Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``