В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью заместителя полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Леонида Гильченко программе `Ответы по существу` ГТРК `Оренбург` Назад
Интервью заместителя полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Леонида Гильченко программе `Ответы по существу` ГТРК `Оренбург`
Елена Овинова. Здравствуйте! Эту передачу "Ответы по существу" мы записываем с Леонидом Викторовичем Гильченко - заместителем полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе. Буквально несколько минут назад закончился прием граждан, который провел в Общественной Приемной полномочного представителя Президента РФ в ПФО Сергей Кириенко, а также встреча Сергея Кириенко с сотрудниками Общественных приемных области, на которой присутствовали и Вы. Тема нашей встречи - Общественные приемные. Вы говорили гораздо дольше, чем предполагалось. Разговор был интересен для обеих сторон?

Леонид Гильченко. Безусловно. Разговор с Сергеем Владиленовичем шел гораздо дольше, чем предполагалось, а перед этим Сергей Владиленович проводил прием в нашей региональной Общественной приемной в Оренбургской области. В это время я общался с сотрудниками филиалов Общественной приемной. Их 26 в Оренбургской области, это самая широкая сеть Общественных приемных, и поэтому опыт их работы нам, безусловно, интересен. Во многих регионах Общественные приемные сосредоточены в крупных муниципальных центрах, в крупных городах - три-пять Общественных приемных, которые накрывают определенную территорию. У вас достаточно широкая сеть, которая позволяет, и состоявшийся разговор показал, что позволила, поднять проблемы очень широкого плана - от проблем с границей до проблем коммунального хозяйства, гражданства и вопросов пенсионного обеспечения. Чем отличалась эта встреча от других? Когда Сергей Владиленович Кириенко совершает рабочие поездки в регионы, мы обязательно проводим и прием в Общественных приемных, и, зачастую, если это позволяет график, проводим его встречи с активом наших Общественных приемных, чтобы люди, которые работают в приемных на добровольной основе на общественных началах, чувствовали эту связь с полномочным представителем. Поэтому когда мы проводим такие приемы, разговор в основном идет о крупных государственных проблемах или, поскольку в крупных городах у нас активом является молодежь - студенты, выпускники ВУЗов, молодые специалисты, - то речь идет о таких проблемах, которые интересуют специалистов - экономистов, юристов и так далее. Здесь разговор с нашими Общественными приемными, по сути, превратился в разговор полномочного представителя Президента РФ с населением. Был не столько разговор о работе Общественных приемных, сколько сотрудники Общественной приемной доносили до полномочного представителя вопросы, которые волнуют граждан. То есть зачастую терялась грань между вопросами населения и вопросами руководителей Общественных приемных. Они говорили о своем видении основных проблем. Поэтому разговор был очень эмоциональный.

Елена Овинова. Но, видимо, у аппарата полномочного представителя Президента и так есть представление о том, с какими жалобами, предложениями и замечаниями обращаются граждане в Общественные приемные. Насколько мне известно, вся информация стекается к вам, и вы ее анализируете. О чем говорит этот анализ на сегодня? Каково состояние дел, если анализировать работу Общественных приемных в округе?

Леонид Гильченко. Безусловно, это одна из составляющих нашей работы. Одно из преимуществ, которые мы получаем от работы Общественных приемных, заключается в том, что мы получаем непосредственную информацию об отношении населения не только к инициативам федеральной власти или каким-то крупным национальным или мировым событиям. В первую очередь, мы получаем оценку деятельности местной власти, региональной власти, оценку деятельности территориальных подразделений федеральных органов власти на местах, что позволяет нам корректировать и свою политику, и, в том числе, получать более объективную картину того, как функционирует власть в том или ином регионе. Причем это оценка достаточно разная, что видно из тех вопросов, которые в большинстве своем ставятся в том или ином регионе. Если говорить об Оренбургской области, я должен заметить, что вместе с Республикой Башкортостан это два региона, в которых на первом месте стоят вопросы, связанные с деятельностью правоохранительных органов - прокуратуры, судов. 32 процента всех обращений из Оренбургской области связано с работой правоохранительных органов, с их деятельностью, с нарушениями прав граждан со стороны этих органов. В других регионах на первое место выходят вопросы социальные, связанные, прежде всего, с вопросами выплаты пенсий, льгот ветеранам, и это говорит уже о том, что здесь спектр проблем уже несколько иной. Есть группа регионов, где на первый план выходят вопросы, связанные с межнациональными отношениями. В этом смысле в Оренбургской области не демонстрируется такая проблема. Нет серьезных обращений, связанных с межнациональными, межконфессиональными отношениями. У нас есть регионы, где львиная доля всех обращений связана с неудовлетворительным самоощущением граждан по этим вопросам.

Елена Овинова. Из того, что в нашей Общественной приемной преобладают обращения, связанные с деятельностью правоохранительных органов, нужно ли делать вывод, что правоохранительные органы, судебная власть, у нас функционируют, может быть, недостаточно правильно, недостаточно законно, недостаточно хорошо?

Леонид Гильченко. Не такой прямой, не такой категоричный вывод, но, безусловно, это дает основания более пристально посмотреть на работу этих федеральных органов власти на территории Оренбургской области.

Елена Овинова. Сейчас мы говорили об Общественной приемной, как о своеобразном социально-политическом термометре региона. А вообще, что это за институт - Общественные приемные? Ведь это не институт уполномоченных по правам человека, который мы имеем во многих субъектах федерации, Оренбургской области, кстати, это не исполнительная или законодательная или судебная власть. Что это есть такое? Общественная организация - нет.

Леонид Гильченко. Могу продолжить разговор на эту тему со знаками вопроса. Когда были созданы федеральные округа, на имя и в адрес полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах хлынул поток обращений граждан, которые восприняли создание округов, как возможность у себя на территории напрямую обратиться к Президенту Российской Федерации. Они пишут Кириенко, подразумевая Путина, поскольку рассматривают Кириенко как ближайшего помощника Президента в округе. С этим нужно было что-то делать. Федеральные округа создавались под задачи, которые определил Президент Российской Федерации. А обращения граждан - это такая внештатная задача, которая вдруг возникла перед федеральными округами. Но это "вдруг" ниоткуда не возникает. Это означает, что за достаточное длительное время в стране в целом отсутствовала система работы с обращениями граждан. Львиная доля тех вопросов, которые мы сейчас рассматриваем, показывают отсутствие работы с обращениями граждан на муниципальном и региональном уровне. Людям просто некуда обратиться по элементарным бытовым вопросам. Им никто никогда не дает разъяснения, они не могут подняться выше какого-то отдела в администрации района в городе, не говоря уже о мэре, который не проводит приемов. Я говорю о типовой картине, которую мы выявили. И люди по всем вопросам пытаются обращаться туда, где говорят: "Давайте обращайтесь!". И каждый округ начал искать свои подходы к решению этого вопроса. Идет вал писем. Пересылать их в Москву - это совершенно непродуктивно и бессмысленно. С этим нужно было что-то делать. У нас в округе пошли по такому пути, и мы выработали систему Общественных приемных полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе. С одной стороны - у нас нет на это денег, у нас нет на это штатов, в принципе, эта работа не является нашей штатной работой, кроме обязанностей в соответствии с Конституцией любого органа власти разбираться с обращениями граждан. Поэтому мы поручили Главным федеральным инспекторам в своих регионах создать такие Общественные приемные. С одной стороны, они имеют авторитет Главного федерального инспектора, а значит - аппарата полномочного представителя Президента РФ, с другой стороны - они работают на общественных началах, что позволяет привлекать к этой работе заинтересованных граждан. Как правило, в крупных городах это молодежь, ребята, которые хотят взаимодействовать с государственной властью и с федеральной, в первую очередь. В Казани огромной популярностью пользуется наша Общественная приемная, и молодежь просто рвется на конкурс, даже на работу секретарем. Городские курсы секретарей свих секретарей отправляют туда на стажировку. Я уж не говорю о специалистах серьезных профессий - молодых юристах, выпускниках, это дает им возможность, в том числе, устанавливать взаимодействие, приобретать бесценный навык работы. Потом они, как правило, востребованы органами власти, как региональными, так и федеральными, и мы их рассматриваем как свой кадровый резерв, потому что, если мы говорим об административной реформе, то одна из самых сложных задач в государстве, - откуда взять кадры. Как люди становятся чиновниками? На чиновников не учит ни один ВУЗ, он учит на специалиста. Как стать государственным чиновником и как определить, способен ли этот человек, пришедший наниматься на работу, к работе государственного чиновника или нет? Вот работа в Общественных приемных дает один из критериев такой оценки. Мы рассматриваем тех, кто работает в наших Общественных приемных как кадровый резерв. У нас есть неоднократные примеры, когда сотрудники общественных приемных переходили на работу в аппарат полпреда. Например, советником в центральном аппарате сейчас работает руководитель общественной приемной города Казани. Наши сотрудники востребованы и в аппаратах Главных федеральных инспекторов, и в муниципальных, и региональных органах власти, и в территориальных органах федеральных органов власти.

Елена Овинова. Итак, подготовка кадрового резерва для федеральных органов власти - это еще одна функция, одна задача Общественной приемной. И все-таки - задача Общественной приемной не в том, чтобы просто выслушать. Люди идут туда со своей бедой, со своей проблемой, чтобы эта проблема была решена. А никаких властных полномочий члены Общественных приемных, работники Общественных приемных фактически не имеют. Они не могут разрешить проблему?

Леонид Гильченко. Им не нужны властные полномочия, им нужно разобраться в сути проблемы, определить ту инстанцию, которая компетентна решить этот вопрос. После этого включается Главный федеральный инспектор. Вся переписка Общественных приемных идет за подписью Главного федерального инспектора - должностного лица, имеющего право контролировать, спрашивать, требовать выполнения своих обязанностей и, в том числе, оценивать эффективность деятельности тех или иных органов. Он направляет работу дальше. Если вопрос не входит в компетенцию местной или региональной власти, то он направляет его к нам в центральный аппарат. В Нижнем Новгороде есть Центральная общественная приемная, которая координирует работу более чем 60 Общественных приемных. Центральная общественная приемная координирует, анализирует, проводит определенную методическую работу, и дальше включается аппарат полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе, включая самого полномочного представителя, который проводит личные приемы граждан так же, как все его заместители, главные федеральные инспекторы. А если мы сами проводим приемы граждан, выходим на скандалы, выходим на конфликты, на слезы, то мы с удвоенной энергией заставляем это делать и представителей федеральной власти на местах.

Елена Овинова. То есть, разговор о проблеме дальше идет от имени исполнительных органов федеральной власти?

Леонид Гильченко. Совершенно верно.

Елена Овинова. Скажите, а лично к Президенту доходят обращения граждан?

Леонид Гильченко. Наша задача в том, чтобы обращения граждан как можно меньше направлялись в Москву, а решались бы, по возможности, на местах. Два года назад мы начали тесно взаимодействовать с Управлением Президента по работе с обращениями граждан, и они отметили по статистике, что когда мы создали сеть Общественных приемных, на треть уменьшилось количество обращений к Президенту. Это значит, что эти вопросы решаются там, где возникают. Не совершают долгий путь наверх и обратно, а разрешаются на местах. А когда мы ввели Общественные приемные практически во всех центрах субъекта федерации, то на треть уменьшилось число обращений в Центральную общественную приемную в Нижнем Новгороде. Это значит, что система работает. Более того, Общественные приемные, по нашей оценке, пользуются достаточно высоким доверием граждан, что позволило нам при серьезных политических акциях, проводимых федеральной властью, я имею в виду Всероссийскую перепись населения, опережать ситуацию. В некоторых регионах, где была конфликтная ситуация, например, в Татарстане, мы узнали о районах, где назревает недовольство населения методами проведения переписи населения, за три дня до того, как эти сигналы поступили в средства массовой информации к вашим коллегам, и из федеральных СМИ туда поехали съемочные бригады. К этому времени там уже находились наши специалисты, и разбирались с каждым конкретным вопросом, в частности, проводили инструктаж переписчиков. Тема понятна, связана с национальной самоиндетификацией. И нам удалось снять политизацию конфликта, потому что сидела окружная комиссия, проверяла каждый сигнал, который поступил в Общественную приемную, и понятно, что как только прошла информация о том, что сигналы в Общественную приемную срабатывают, их количество резко увеличилось, а после этого практически нормализовался процесс проведения переписи. Мы взяли среднее звено, которое отвечало за перепись, провели с ними инструктажи, каждый из них понял, что за ним установлен федеральный надзор. И проблема была снята. Эта ситуация говорит о высоком уровне доверия институту Общественных приемных.

Елена Овинова. Хороший пример. А вопросы такого же рода по другим проблемным ситуациям принимаются? Ведь нужны политические решения и по муниципальным органам власти, и по жилищно-коммунальному хозяйству?

Леонид Гильченко. Я могу привести пример. У нас есть тенденциозная проблема - это проблема гражданства. Мы в каждом регионе решаем вопросы, связанные с гражданством. По результатам обращений граждан, по результатам нашей работы, по каждому этому вопросу, вплоть до того, что сами вручаем паспорта. В Казани приходилось вручать паспорта людям, которые не могли получить паспорта общероссийского образца, мы это все анализировали, систематизировали, и Сергей Владиленович представлял доклад Президенту Российской Федерации для определения отношения Президента к существующему законодательству в области гражданства, которое было озвучено в его Послании. Мы считаем, что это, в том числе, и часть нашей работы. Переоценка тех решений, которые были приняты на федеральном уровне.

Елена Овинова. И последний короткий вопрос: институт Общественных приемных не собирает сворачивать свою работу? Что будет с ним дальше в течение ближайших нескольких лет?

Леонид Гильченко. Сергей Владиленович делал доклад Президенту буквально месяц назад. Мы подошли к развилке, которая была заложена изначально. Работа Общественной приемной с обращениями граждан - это часть административной работы или это некая общественная инициатива, которая может развиваться дальше по пути создания общественных фондов, потому что требуются определенные непредусмотренные затраты и так далее. Наше предложение заключается в том, чтобы создать в следующий срок президентства Владимира Владимировича Путина, если он будет избран, сеть Общественный приемных Президента Российской Федерации по всей территории. На наш взгляд, это не потребует значительных, с федеральной точки зрения, затрат.

Елена Овинова. Общественных приемных не полномочного представителя, а именно Президента Российской Федерации?

Леонид Гильченко. Именно Президента Российской Федерации, чтобы все Общественные приемные, которые по-разному и разными способами работают в федеральных округах, работали по единой системе, по одним правилам, и несли ответственность за свою деятельность. Сейчас это наша инициатива, как говорится, надоело и бросили, потому что это достаточно затратно, прежде всего, в эмоциональном плане. Сейчас по некоторым вопросам был достаточно тяжелый разговор с предпринимателями, с сельскими жителями. Этого можно избежать. Никто не хочет дополнительных психологических нагрузок. Их хватает и так. Поэтому должна быть система, которая бы заставляла так работать не в качестве инициативы. Но нам кажется крайне важным, и Президент поддержал решение развивать систему работы с обращениями граждан по линии народного контроля. Народный контроль - это контроль и проверка не только по указаниям сверху, но и по сигналам снизу.

Елена Овинова. Для этого, собственно, ничего особенного и не нужно?

Леонид Гильченко. Совершенно.

Елена Овинова. Сеть уже создана?

Леонид Гильченко. В Приволжском федеральном округе - да.

27.06.2003

http://www.pfo.ru/?id=6391&query_id=11574


Док. 345667
Перв. публик.: 27.06.03
Последн. ред.: 30.07.07
Число обращений: 221

  • Кириенко Сергей Владиленович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``