В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Пресс-конференция полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко Назад
Пресс-конференция полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко
Дмитрий Анисимов: Добрый вечер коллеги, пресс-центр Приволжского федерального округа начинает свою работу, и сегодня мы предлагаем вашему вниманию пресс-конференцию полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко. Сергей Владиленович, добрый вечер! У нас очень немного времени в прямом эфире, поэтому коллеги, приступим к вопросам.

Сергей Кириенко: Добрый вечер!

Елена Борисова, "Вести-Приволжье": Сегодня состоялась ваша встреча с председателем совета директоров корпорации "Toyota" господином Окудо. Встреча проходила в закрытом режиме, можете ли вы сейчас рассказать о деталях этих переговоров. И возможен ли приход "Toyota" в Нижний Новгород?

Сергей Кириенко: Сегодня я действительно встречался с высшим руководителем компании "Toyota". Главная вещь - это не переговоры, он приезжал ко мне в гости. Я был по его приглашению в компании "Toyota" в Японии в конце августа и пригласил его приехать к нам. Сегодня он приехал ко мне в гости. Это частный визит. Второе, кто к нам приехал, чтобы вы могли себе это представить: компания "Toyota", производит в год более 6 миллионов автомобилей. Весь российский автопром производит 1 миллион 200 тысяч, то есть - это 5 российских автопромов. За год "Toyota" продает автомобилей на сумму практически равную бюджету России. Вот кто к нам сегодня приезжал. Кстати, господин Окудо еще и председатель "Кайданрена" - это объединение всего японского бизнеса. В некотором смысле, мы можем сказать, что к нам сегодня приезжал главный японский олигарх. Интересы: "Toyota" не имеет производства в России. Японцы принимают решения задолго, никаких быстрых решений здесь не может быть. Если в Японии компания приняла решение за год - это очень быстро. Достаточно давно "Toyota" определилась, что когда они начнут продавать в России более 20 тысяч автомобилей в год - им надо будет делать здесь производство. Вот в этом году они вышли на 20 тысяч, поэтому, принципиальным вопросом является то, что рано или поздно "Toyota" в Россию должна приходить. Об итогах наших встреч в Японии и здесь я могу сказать только свое личное мнение. Мне кажется то, что "Toyota" в Россию придет - это только вопрос времени. Мне кажется, что сегодня мы этот срок приблизили. Второе - для нас принципиально важное, когда "Toyota" решит прийти в Россию, куда именно она придет? Для нас крайне важно, чтобы это был Нижний Новгород. Срок, когда "Toyota" придет в Россию - это решение, которое еще потребует некоторого времени. Но еще раз подчеркну - никаких официальных заявлений Хироси Окудо сегодня не делал. Он находится здесь с частным визитом. Но то, что он увидел, было существенно лучше, чем он ожидал, это я понимаю. Город на него произвел приятное впечатление. Он не ожидал, что в Нижнем работает такое количество иностранных компаний, в том числе в сфере производства автокомпонентов. Ведь для них главное - это инфраструктура города, транспортные магистрали, коммуникации, связь, инфраструктура, квалификация профессиональных рабочих - все оказалось существенно лучше, чем они ожидали. Это было видно. Мне кажется, что если срок, когда "Toyota" придет в Россию, еще остается под вопросом, но он приблизился, то у Нижнего Новгорода с возможностями все очень неплохо.

Светлана Исакова, "Курс-Н": Скажите, пожалуйста, мы видим интерес "Toyota" к нашему региону. Можно ли в таком случае говорить о том, что это свидетельствует о политической стабильности в регионе?

Сергей Кириенко: Безусловно. На прошлой неделе мы подводили итог года после избрания новой городской администрации. И я сказал тогда и повторю сейчас - главное, что произошло в Нижнем Новгороде за последний год - мы добились того, что считали для себя принципиально важным. Мы добились политической стабильности. Это главный результат и главное условие. Что происходит сегодня в Нижнем Новгороде - сюда пошли инвесторы и российские и международные. Сегодня "Toyota", на прошлой неделе в Нижнем Новгороде я встречался с президентом компании Intel - крупнейшей мировой компанией. "Toyota" лидер в автомобилестроении, Intel - абсолютный лидер в информационных технологиях. Intel фактически принял решение о расширении производства в Нижнем Новгороде. Они планируют более чем в два раза увеличивать свой офис в Нижнем Новгороде - это будет самый крупный офис Intel в России. Над развитием Нижнего Новгорода как столицы Приволжского федерального округа сегодня работают и Министерство путей сообщения, и Министерство транспорта, и Министерство социальной защиты, и Пенсионный фонд, то есть работают все. Инвесторы идут, почему это происходит? Потому что предсказуемо, стабильно. И главное, когда нет воин - нельзя перекладывать ответственность друг на друга. На сегодняшний день ни один чиновник в Нижнем Новгороде не может рассказывать, что он не сделал, потому что ему помешали. Он должен отвечать за свою работу. И работа получается всем миром. Каждый делает свое дело. Политическая стабильность в Нижнем Новгороде реально работает. Кстати, это то, о чем сказал Президент в прошедшую пятницу на Давосском форуме - мировом экономическом форуме в Москве. Владимир Владимирович Путин начал ровно с тех же самых слов. Он сказал, главное, что произошло в России - достигнута политическая стабильность и это дает прямые экономические результаты. Кстати, приятная новость. Сегодня крупнейшее международное мировое рейтинговое агентство "Moody"s" на два пункта увеличило рейтинги России - это скачок на всех биржах, рост цен российских предприятий - мгновенный за один день. Кстати, и глава этого агентства господин Резерфорд планирует в ноябре этого года прилететь в Россию и специально в Нижний Новгород.

Николай Рязанов, "Земля Нижегородская": Сергей Владиленович, многих жителей области, особенно малоимущих, тревожит, что в этом году произошло много повышений цен на продукты первой необходимости, в частности, хлеб. Как вы считаете, все ли сделала власть и является ли неизбежным дальнейшее повышение?

Сергей Кириенко: Давайте определимся. К сожалению, есть повышение цен на все товары в условиях, когда в стране есть инфляция и курс рубля меняется - это неизбежно. Это плохо, но с этим ничего нельзя сделать. Цены на товары медленно, но растут. Задача, которую может реализовать государство - сделать так, чтобы заработная плата, пенсия и доходы людей росли быстрее, чем растут цены на товары. С 1 октября существенно поднялась заработная плата бюджетников. До этого в течение года несколько раз поднималась пенсия, поэтому есть объективный рост цены, от которого мы никуда не уйдем. Еще раз подчеркну - задача государства, поставленная Президентом РФ - доходы людей должны расти быстрее, чем растут цены на товары первой необходимости - это объективный рост цен. Теперь второе то, что происходило в Нижегородской области - это уже искусственный рост цен. Я детально разобрался с этим за последние две недели. За счет чего он происходит? Происходит он за счет следующего: Нижегородская область сама не может обеспечить себя зерном и, кстати, никогда не могла. Это не сегодняшняя проблема. Нижегородская область всегда получала зерно из других регионов. Теперь, урожай собран меньше, чем в прошлом году, но урожай неплохой. Кстати, Приволжский федеральный округ собрал самое большое количество зерна в России. У нас уже за 20 миллионов тонн зерна. Что происходит дальше: цена пока на зерно низкая, но все сельскохозяйственные предприятия, производящие зерно, знают, что в декабре - январе цена подскочит. Что они делают? Они ограничивают вывоз. В целом ряде регионов мы получили на это жалобы практически вплоть до продовольственных кордонов, то есть запрет на вывоз зерна за пределы своего региона. В результате зерна не хватает. В начале октября мы оказались в ситуации, когда для Нижегородской области нужно 15 тысяч тонн пшеницы продовольственной и порядка 5 тысяч тонн ржи в месяц. Мы были загружены на 50 %, то есть просто нехватка зерна. Отсюда появилось большое количество желающих на этом поспекулировать. Что мы сделали. Первое: я договорился с руководителем российского агентства по Государственному резерву. К 1 октября мы уже разбронировали для Нижегородской области 5 тысяч тонн зерна и позавчера мне уже подтвердили еще 5 тысяч тонн, то есть всего 10 тысяч тонн продовольственной пшеницы агентство по госрезервам по моей просьбе разбронировало для Нижегородской области. Их можно забирать. И еще 20 тысяч тонн пшеницы нам приготовили на январь, потому что такая проблема возникнет еще и в начале года. Далее я решил эту проблему с губернаторами Приволжского федерального округа. Раз уже нас произведено самое большое количество пшеницы, не может быть проблемы, что мы не можем достать для Нижегородской области пшеницы. Барьеры проломлены. Для Нижегородской области пшеница существует. И вот должны теперь заключить контракты, мы договорились с руководителями регионов и Оренбурга, и Саратова, и Мордовии, и Мари-Эл, и Кирова. Такой проблемы больше нет. Пшеница для Нижегородской области есть. Далее тоже результат политикой стабильности - задачу решаем все вместе: вовремя обратился с этой проблемой руководитель компании "Линдек" Любомир Тян, вовремя принимает решение областное законодательное собрание и губернатор, выделяя на это дополнительные деньги. Вот такие действия всем миром привели к следующему: мы на октябрь месяц уже загружаем нашим мукомольные завод на 26 тысяч тонн. Это 90% от мощности заводов, это примерно полуторамесячная норма, то есть в октябре мы завозим зерна не только на октябрь, а еще и на половину ноября. К началу ноября у нас должна будет появиться мука, которая будет изготовлена из этой более дешевой пшеницы. Отсюда вывод - никаких оснований более в Нижегородской области для спекулятивного роста цен нет, цена должна быть остановлена. Мука, которая попадет на хлебозаводы для изготовления хлеба, с 1 октября должна стать еще дешевле, не повысится, а несколько снизится в цене. Меры для того, чтобы остановить спекулятивный рост цены на хлеб - сделаны. Сделаны общими усилиями - это тоже результат политической стабильности.

Дмитрий Анисимов: Ржаного хлеба тоже самое касается?

Сергей Кириенко: Да. Более серьезной проблемой была продовольственная пшеница - у нас ее совсем не было. Рожь все-таки производится у наших соседей: Марий Эл, Мордовия, Киров. А вот продовольственная пшеница, основные запасы - это Оренбург, Татарстан, Саратов - более дальние регионы, там, где как раз ограничивали вывоз, и там пришлось вмешаться для того, чтобы эту проблему решить. Сегодня такой проблемы больше нет.

Виктор Майоров, Нижегородская газета: Что стало с тем миллиардом рублей, который должна была получить Нижегородская область в виде дополнительного финансирования из Москвы?

Сергей Кириенко: С миллиардом все в порядке. Будет больше. Уже сегодня подтверждены заявки более чем 800 миллионов. Мы говорим о бюджете 2004 года. Хотя, как говорится, параллельно к 2004 году готовься, а в 2003 не зевай. То, что можно вырвать в 2003 году по линии, скажем, Пенсионного Фонда. Вы помните, несколько недель назад приезжал председатель правления Пенсионного Фонда Михаил Зурабов. Мы договорились на следующий год более чем на 500 миллионов и почти 260 миллионов у нас по линии Пенсионного фонда дополнительное финансирование в этом году. И только Нижнему Новгороду целевым программам на учреждения дневного пребывания пенсионеров во всех Нижегородских районах, во всех семи пунктах - это дополнительные 40 миллионов. На следующий год подтвержденные заявки - это более 800 миллионов рублей. Будет больше миллиарда. Ряд программ идет с превышением. Вот Пенсионный фонд в общей сложности будет за 600 миллионов, Дорожный фонд сейчас рассматривает свои программы: только на обход - кольцевую вокруг Нижнего Новгорода - это более 500 миллионов. Пока мало, но есть деньги на метромост, на мостовой переход. Вы помните, в 2003 году выпал Музей Рукавишникова из-за не предоставления информации и смет. Мы его вернули на 2004 год. 10 миллионов Музей Рукавишникова есть, теперь потеряли музей-дом Сироткина, потому что на него нет документации. Таким образом, миллиард есть и будет, по моей оценке, существенно больше, но можно было и еще больше. То есть такая парадоксальная ситуация - есть деньги в федеральном бюджете, которые город и область не могут взять, потому что вовремя не подготовлена документация. У нас нет документации на автовокзал, который нам готовы финансировать, а у нас отсутствует место, где мы его собираемся делать. У нас устаревшая документация по аэропорту и модернизации полосы и так далее. Мы много чего не можем взять. Надо хорошо воспитывать чиновников, которые отвечают за привлечение этих денег, потому что, столкнувшись в этом году, что Федеральный бюджет готов помогать столице Поволжья - столица Поволжья не всегда умеет взять эти деньги. А с миллиардом все в порядке.

Валерий Браун, "Деловая неделя": Если вернуться к "Toyota", удалось ли "Toyota" согласовать свои интересы с ГАЗом по производству автокомпанентов?

Сергей Кириенко: Они не вели переговоры. Визит президента "Toyota" - это частный визит. Он поехал, посмотрел "ГАЗ", ну, наверно, он смотрел его не просто так, как мы с вами понимаем, но это была лишь экскурсия по Горьковскому автомобильному заводу. Я очень доволен сегодняшним приездом господина Окудо. Давайте все-таки понимать, президент крупнейшей мировой автомобильной корпорации сломал все свои графики и по моему приглашению приехал в Нижний Новгород.

Кирилл Богородский, "If-Регион": Сергей Владиленович, считаете ли Вы, может ли программа "Российские коммунальные системы" помочь столице Поволжья?

Сергей Кириенко: Да. Нижний Новгород пока не заключил договор с "Российскими коммунальными системами". Область заключила, губернатор Геннадий Ходырев подписал это соглашение. В Приволжском округе большая часть регионов также подписала такие договора. Что дают "Российские коммунальные системы" для регионов, которые находятся в сложном положении? Они дают деньги, которые можно вложить в ремонты, потому что мы за этот год политической стабильности сняли проблемы перекладывания ответственности друга на друга. Летом за месяц мы провели все ремонты, связанные с горячей водой, но это текущее. Мы латаем старые трубы, старые коммуникации. Для того чтобы полностью сделать, например, Нижегородский водоканал, по-хорошему, с реконструкцией труб, которые 10 лет не реконструировались - это под 100 миллионов долларов. Где взять такие деньги? Вариантов немного. Можно их заложить в тариф. Это неприемлемо. У людей нет таких денег, они не могут платить такие тарифы. Второе - взять в бюджете. Если мы возьмем их в городском или областном бюджете у нас не хватит на заработную плату учителям и врачам, у нас не хвати на дороги, на социальную защиту - ни на что не хватит. Единственный способ сделать так, чтобы эти деньги вложили на долгосрочной основе, они окупятся лет за 25. Значит должен быть кто-то, сумасшедший инвестор, который готов вложить деньги на 25 лет. Это нормально. Во всем мире так делается. В жилищно-коммунальное хозяйство в инфраструктуру вкладывают долгосрочные деньги. Есть компании, которые на этом специализируются. "РКС" одна из них. В чем преимущество "РКС"? Я считаю, наступит время, когда будет жесткий конкурс, когда компании будут драться за право получить в обслуживание жилищно-коммунальное хозяйство крупных городов, городов-миллионников. Но сколько у нас этого времени? Инфраструктура может разрушиться раньше. В Перми приняли решение о передачи Водоканала частному инвестору по договору аренды на 25 лет за полные инвестиции. Киров полностью передал все свои водоканалы и "Теплоэнерго" как раз "Российским коммунальным системам". Кого выбирать и на каких условиях - это дело местной власти, но то, что надо привлекать такого инвестора обязательно - это очевидно, потому что собственных денег городу не хватит на это никогда. "РКС" имеют одно преимущество, с моей точки зрения, это преимущество в том, что учредителями "РКС" являются два крупных государственных по контрольному пакету акций предприятия - это РАО "Газпром", в первую очередь, и РАО ЕС. В этом смысле, я понимаю, что если возникнут какие-то проблемы с "РКС", то государство в состоянии одернуть. Я понимаю, как через собрание акционеров РАО "Газпром" и РАО ЕС мы можем призвать к соблюдению обязательств. Второе, заключать такие договора можно только с очень крупными предприятиями, потому что если объем вложений в каждую из этих сфер - это сотни миллионов долларов, то предприятие должно быть способно в случае наличия какой-то проблемы ответить по своим обязательствам в объемах нескольких сот миллионов долларов. К сожалению, в Нижнем Новгороде таких предприятий нет. Поэтому ответ такой - привлекать инвесторов в жилищно-коммунальное хозяйство обязательно. Кого выбирать - это дело местной власти, на конкурсной основе, на любой другой основе, но вкладывать деньги в серьезную реконструкцию необходимо. Вот мы сейчас с вами по столичности фасады привели в соответствие чуть-чуть, дороги начали приводить в соответствие, пока только центральные. Я думаю так - лицо города сделали, а надо за остальные части тела браться. Нужна серьезная капитальная реконструкция. Не просто фасады, а капитальные ремонты, не просто подготовка к зиме, когда залатали дыры, а капитальная реконструкция всех труб и водопроводов, а на это нужны большие деньги.

Дмитрий Скворцов, "Наше время XXI век": Мы проводим маленькое социологическое исследование в своей газете, получается, что среди благополучных людей очень большое количество тех, кто подвергался нападениям и не обращался в милицию (вытащили бумажник, сорвали сотовый телефон и еще что-то). Поэтому официальная статистика в разы не отражает эту проблему. Понятно, что это болезнь всех крупных городов, всех столиц. Что возможно сделать и что будет делаться в этом направлении?

Сергей Кириенко: Ничего нового, кроме нормальной работы милиции, по этому поводу не придумано. То, что это решаемо - это абсолютно точно. Мне было принципиально важно сделать так, чтобы преступность была ликвидирована хотя бы на главной улице города. У нас Покровка была чемпионом по краже мобильных телефонов. Там было просто фантастическое количество краж мобильных телефонов. Первая задача, которую я поставил новому начальнику Главного управления внутренних дел по Нижегородской области Виктору Братанову: "Давайте сделаем так, вот есть центральная улица города, Вы можете гарантировать, что на ней человеку в любое время абсолютно безопасно?". Вообще говоря, это удается сделать. Теперь задача, когда мы брались за фасады - та же история, дороги - та же история, надо где-то сделать нормально, чтобы появилось это и сказать "вот так должно быть", чтобы ткнуть в физиономию и сказать, что "вот этот фасад - это нормальный фасад, вот эта дорога - это нормальная дорога". Вот как здесь обеспечивается безопасность людей, вот так должна обеспечиваться безопасность людей. Вот это мы должны сделать. Ключевая проблема, моя личная точка зрения, это проблема участковых инспекторов милиции. Ключевая проблема, потому что патрули - да, безусловно, и техническое их оснащение, кстати, с точки зрения парков хорошо показали себя наряды конной милиции. Им нечего делать на улицах, но в парках другого метода защиты не существует. Важнейшая вещь - это участковые инспектора милиции. Все опросы показали, что люди не знают своих инспекторов, никогда их не видели, значит, и не доверяют, и никакой профилактической работы в этом смысле быть не может. Управление внутренних дел по Нижегородской области сейчас подготовило большую программу усиления работы. Договорились с городом и о выделении дополнительных мест в общежитиях. Чтобы набирать людей, надо давать место в общежитии. Кстати, и порядка будет больше, если в каждом общежитии будет жить несколько сотрудников милиции. И задача развития работы участковых инспекторов, помощников участковых инспекторов. Кстати, в свое время была добровольная народная дружина, по крайней мере, общественники, оказывающие помощь в охране общественного порядка.

Снежана Иванова, ИА АКМ: Уже неоднократно на разных уровнях говорилось о том, что необходимо принятие закона о поддержке авиационной, автомобилестроительной, судостроительных отраслей промышленности. Для Приволжского федерального округа это наиболее актуальные законы. Можете ли вы сказать, на какой стадии разработки находятся эти законы. И конкретно для предприятий Нижегородской области, что они будут иметь от этих законов?

Сергей Кириенко: Я бы не переоценивал. Знаете, у нас есть такая мечта. Нет хорошего закона, поэтому - все плохо, а сейчас примем хороший закон и будет все хорошо. Ерунда это все. Законы нужны, но одних законов мало. Поэтому дело ни в одном каком-то комплексном законе. Дальше могу говорить только свою точку зрения. Автомобилестроение. Нам необходимо, чтобы иностранные инвесторы, иностранные автомобильные компании пришли производить свои автомобили здесь. В противном случае мы не выдержим конкуренции. Я рассказывал, что в конце августа я был на автозаводах "Toyota". Главная проблема в автомобилях "Toyota" не слышно шума. Это совсем другое поколение машин. Нам нужно, чтобы их технологии приходили сюда, чтобы они разворачивали свое производство здесь по своим технологиям, но машин произведенных здесь, на которых будут работать наши рабочие, которые будут платить налоги в городской бюджет. И это на самом деле будут наши машины, если их делают наши рабочие, здесь платятся налоги и здесь они продаются на здешних заводах - то это наши машины. Для этого нужно сделать несколько принципиальных вещей - главное из них - это сделать так, чтобы производить машины в России было выгоднее, чем производить их заграницей и привозить их сюда. Все предельно просто - это вопрос пошлины, которые существуют на автомобили. Сегодня руководитель "Toyota" говорил мне, какие большие инвестиции они делают в Китай. Что сделал Китай, они перед вступлением в ВТО загнали пошлины на импортные автомобили больше 100 %. А теперь спускаются до принятых в ВТО 15 %. Лет за 7-10 они спустятся со 100 % до 15 %. Значит ввозить готовые автомобили невыгодно. Выгодно разворачивать производство. Все компании пришли туда и делают там свое производство. Когда они сделают свои заводы, тогда можно снижать пошлины. Они уже сделали заводы им уже выгодно это производить. Поэтому правильный подход отработан Министерством экономического развития. Мы обсуждали это на прошлой неделе с вице-премьером правительства России Борисом Алешиным. Обсуждаются такие варианты, Россия тоже может на период вступления в ВТО повысить пошлины. Оценка такая 35 %. Если 35 % и выше, то выгодно производить внутри. Если ниже 35 % - выгодно ввозить готовые. А второе условие - это создание инвестиционных условий. Что смотрели сегодня и до этого приезжая сюда специалисты той же самой "Toyota" и все остальные? Они смотрят транспортную инфраструктуру, возможность размещения людей, гостиницы, связь - то есть собственно инфраструктуру. Здесь мы можем ответить. По авиации аналогичная ситуация. Надо понять, где мы встраиваемся, потому что по военным самолетам мы во многом впереди планеты всей. Аналога МИГу не существует. Нам здесь никакая кооперация не нужна. По гражданским дальномагистральным самолетам нужна кооперация. Мы не выдержим войну с Боингом и Аэрбасом. Правильный механизм - это то, что делает, например, "Гидромаш". Он получает заказ на всю стойку шасси. Это правильная вещь, если мы условия поставки самолетов в Россию сделаем, то, что часть этих самолетов должна производиться в России. То есть опять же на наших заводах, с нашей заработной платой. И второе - это третьи рынки. В прошлый понедельник мы у Бориса Алешина проводили совместное совещание по поставкам гражданских самолетов в Китай. У нас сегодня есть контракт с Авиастаром, где я как раз являюсь председателем совета директоров от государства. У нас есть контракт на 25 самолетов ТУ-204 в Китай. Рынок этой страны огромен, также как и рынок Юго-Восточной Азии. Поэтому нам нужен не просто закон. Моя оценка, в России за прошедшие 10 лет плохо ли хорошо законодательная база создана. Те рамки, в которых может существовать экономика, сформированы. А вот дальше проблема. Условия создали. Теперь давайте в рамках этих условий делать реальные проекты в авиастроении, где высокая конкурентоспособность России, в автомобилестроении, в транспорте. Это задача ближайших лет.

Татьяна Витебская, "Известия": Если сюда придут иностранные компании, то российские не выдержат с ними конкуренции и, например, "ГАЗу" придет конец. Это так?

Сергей Кириенко: Конечно, нет. Я вам говорю о другом. Я говорю о том, что если сегодня крупные российские автомобильные компании не найдут себе иностранных партнеров с их технологией, тогда они не выдержат конкуренции не с теми, кто сюда пришел, они не выдержат конкуренции с ввозимыми сюда автомобилями. И собственно, по этому пути идут все компании. В России весь автопром сосредоточен в Приволжском федеральном округе. И все идут по этому пути. Про переговоры "ГАЗа" мы знаем. "АвтоВАЗ" - General motors - совместное производство, "Шевроле-Нива" - на потоке, и собственно, дальше довольно мощная программа расширения этого производства. "Ижмаш", на прошлой неделе здесь было руководство корейской компании "КИА", компания, которая обсуждает серьезные инвестиции, серьезное совместное производство автомобилей. Поэтому, на мой взгляд, принципиальные условия для российских предприятий - это кооперация с западными инвесторами. Более того, если иностранные предприятия будут ввозить к нам готовые автомобили, им наши заводы неинтересны и не нужны, а если мы поставим им такие условия, что им будет выгодно производить здесь, они все с начала здесь делать не будут. Им нужна кооперация, им нужны договоренности по автокомпонентам, что делают General motors на АвтоВАЗе. 30-40 % комплектующих они берут на АвтоВАЗе, кстати, задавая требования качества. Это то, о чем говорил сегодня господин Окудо. Он задавал вопрос: "А если мы зададим свои требования качества к колесу, к диску, к панели - готовы? Как это будет происходить?" Поэтому стратегия для российских предприятий - это партнерство с крупными мировыми марками, которые будут приходить, но здесь. Ни отверточная сборка, а полноценное партнерство здесь. ГАЗ имеет абсолютно точную рыночную нишу. Они сократили производство легковых автомобилей, в этой зоне им не выдержать конкуренции с той же "Toyota", но они заняли свою очень плотную нишу, нишу грузовых автомобилей, микроавтобусов. И эта ниша оптимальна по соотношению цены-качества - у них очень понятный и ясный рынок. Главная задача - это то, что сейчас делает Алексей Баранцев - качество, качество и еще раз качество. Все, кто приезжают на завод, признают, что новые линии, которые сейчас там развернуты, начинают соответствовать европейским стандартам. Что сегодня поразило руководителя "Toyota" - это качество, которое есть по производству автомобильных стекол на Борском стекольном заводе. Он увидел европейское качество (Гловербель), он посмотрел сидения фирмы "Лира", он увидел европейское качество. Он посмотрел новые конвейеры на ГАЗе - это уже близко к европейскому качеству. Поэтому ничего другого здесь не дано.

Роза Магасумова, ИТАР-ТАСС: Вы сказали, что инвесторы ценят политическую стабильность и особенно это важно для их привлечения. Насколько политически стабилен Нижегородский регион и как на стабильность могут повлиять предстоящие выборы в Государственную думу?

Сергей Кириенко: Да никто бы из них не приехал, если б не было политической стабильности. Ну, где они были раньше все? Вот у нас сейчас набор один за одним. "Intel" был, "Toyota", в начале ноября крупнейшее мировое рейтинговое агентство "Moody"s" - то есть все подряд. Только я вас уверяю. Как принимается решение руководителем такого уровня? Он собирает информацию о регионе. Если в регионе хоть что-нибудь неблагополучно - ноги его здесь не будет. Ответы даны приездами, самим повышенным интересом. Кстати, и внутри России та же самая история. Посмотрите, что сейчас происходит в округе: на следующей неделе в Нижнем Новгороде соберется Координационный совет по правам человека;15 октября совещание Совета безопасности по техногенным катастрофам в Перми; 16, 17 октября в Перми пройдет общероссийская Ярмарка инновационных проектов; 23 - 24 октября - Российский гражданский Форум в Нижнем Новгороде. Такой набор мероприятий, причем масштаба не окружного, а как минимум российского. То есть ответ однозначен - политическая стабильность есть. И только она и дает результат. Второе, повлияет? Не повлияет. Я думаю, что все будет нормально. На выборах люди сами выберут того или иного. Кандидаты по одномандатным округам, с точки зрения политической стабильности региона на него совсем не влияют. Серьезное влияние оказывает политический выбор региона с точки зрения политических партий. Социологический данные, которые у нас сейчас есть показывают, что Нижегородская область не отличается от общей ситуации по стране. Не имею права делать прогнозы. У меня есть свое понимание, каким примерно будет ожидаемый результат выборов. Мне кажется, что он никоим образом не повредит политической стабильности. Мало того, что у нас это понимание потихоньку появляется. Появилась важная вещь. Политическая стабильность - ценность - ее беречь надо. К ней надо относиться бережно, потому что действительно любой удар по политической стабильности немедленно обернется экономическими потерями. А наличие этой стабильности дает прямые экономические выгоды. И с точки зрения федерального бюджета - все эти миллиарды, которые мы обсуждаем и с точки зрения российских инвесторов, международных инвесторов и с точки зрения рейтингов и с точки зрения всего остального. У нас разговор с агентством Moody"s идет о том, что они рассматривают варианты, чтобы посмотреть, провести эксперимент, сделать рейтинг не только области, но и города и посмотреть, что из этого получится.

Татьяна Витебская: На ваш взгляд, почему такое разное отношение в области и городе к проекту "Российские коммунальные системы", то есть принципиально разная точка зрения у губернатора и мэра? С чем это связано?

Сергей Кириенко: Я бы не драматизировал ситуацию. Губернатор правильно сделал, что подписал такое соглашение. Потому что губернатор в первую очередь отвечает за города области. Я вас уверяю, что если за города-миллионники, хотя сейчас нет конкуренции за города-миллионники, но будет, я надеюсь, что пройдет несколько лет, 2, 3, 5 лет - будет драка за такие города за то, кто завоюет право здесь работать в жилищно-коммунальном хозяйстве. Пока такой драки нет. Ждать 5 лет у нас тоже нет времени. Но за города области никто драться не будет, потому что на миллионном городе - это большие инвестиции, большая отдача, а на малых городах - это небольшая отдача, поэтому губернатор поступает абсолютно правильно. Если РАО "РКС" готово заключать договор на область - надо немедленно заключать. Это и инвестиции и гарантии подготовки к зиме - правильно сделал. У города возможности чуть больше все-таки город-милионник. Моя оценка: заключать договор надо, поторговаться об условиях - правильно. Поэтому я бы не драматизировал ситуацию. Убежден, что никакого другого пути нет, инвесторов во все сферы жилищно-коммунального хозяйства надо будет привлекать. Это хорошо понимает и мэр города. Каких, куда и на каких условиях - задача, но нужно попытаться выторговать максимум. Дайте им провести между собой переговоры. В чем будет заключаться позиция города? С одной стороны, если ты жестко торгуешься, то у тебя есть шанс получить больше, с другой стороны, можно доиграться, и окажешься никому не нужен. Есть такой риск, потому что сегодня желающих попасть в "РКС" огромное количество и есть большое количество городов, которые отдают все и сразу. И в этом смысле есть риск, что "Российские коммунальные системы" наберут себе под завязку, сколько они в состоянии справиться и на год-два забудут это дело, а мы останемся у разбитого корыта, потому что никому не нужны.

Нина Абросимова, "Биржа": Какие изменения к лучшему произойдут и произойдут ли после введения Закона о местном самоуправлении в ПФО и, в частности, в Нижнем Новгороде?

Сергей Кириенко: У меня нет иллюзий, что какой-либо один закон изменит ситуацию кардинально. Закон только создает условия. В этом законе есть и свои плюсы и свои минусы. У нас была экспертная группа вместе с Дмитрием Козаком, целый ряд руководителей и регионов округа, и руководителей муниципалитетов крупных входили в эту комиссию, мы отрабатывали целый ряд положений. Многое из того, что у нас отработано, попало в закон, что-то не попало. На мой взгляд, правильно то, что у муниципалитета должно быть больше экономической самостоятельности. Это абсолютно правильно. Такие проблемы, как жилищно-коммунальное хозяйство, где нужны долгосрочные инвестиции, они на уровне муниципалитета. Нет жилищно-коммунального хозяйства области, нет "Водоканала" области, а есть "Водоканал" Нижнего Новгорода, "Водоканал" Дзержинска, "Водоканал" Арзамаса. Поэтому у муниципальной власти должно быть больше финансовой самостоятельности. Не должно быть такого, что каждый год норматив устанавливается по-новому. Что сейчас происходит? Сейчас началась дискуссия по бюджету Нижнего Новгорода на следующий год. Отдали Нижнему Новгороду подоходного налога больше в прошлом году, городская администрация начинает прилагать усилия, чтобы подоходного налога собрать больше. Собирает в этому году 140 процентов. Хороший рост! Ах, у вас такой рост, значит, мы вам в бюджете 2004 года норматив сократим. У вас же теперь много денег! Результат - ноль смысла вести работу. Поэтому - принципиальная вещь, которая закладывается в этот закон: просто за ним должно быть очень много всего. Он же из-за этого медленно вступает в силу - полтора-два года, а где-то и дольше. Нельзя, чтобы он начал действовать, если не будет поправок в Бюджетный кодекс. Этим законом полномочия местной власти увеличиваются. Но если эти полномочия без денег, то это обман. Поэтому важно, чтобы были принципиально закрепленные статьи доходов. Вот есть доля от налогов, и она не может меняться ни Законодательным собранием, ни губернатором - никем. Каждый муниципалитет знает, какой у него норматив отчислений. Дальше, как он сработает. Собрал налоги, привлек инвесторов. Должен быть долгосрочный смысл, если ты знаешь, что за тобой на 5-10 лет закреплен норматив, тогда тащи сюда инвестора давай ему землю, на льготных условиях. Он вернет тебе это дополнительными налогами. Чтобы сегодня сюда пришел Intel, надо вложить в коммуникации - это затраты сегодня, но это в 5-10 раз вернется в течение 5 лет. Но если тебе на следующий год отрежут эти налоги, то нет смысла сегодня делать инвестиции. Поэтому - главное, с точки зрения роста полномочий, в первую очередь, финансовая самостоятельность местного самоуправления - это правильно. На мой взгляд, у нас все более или менее неплохо выстраивается в отношениях между федеральным бюджетом и регионами, областями, республиками - субъектами Федерации. Выстраивается баланс. На следующий год большая часть налогов останется в субъектах. Возвращаемся к соотношению 50 % на 50 %, было 60 % на 40 % - перегнули, теперь возвращаемся 54 % на 46 %, на следующий год 52 % на 48 % и в 2006 - 50 % на 50 % - выравниваем ситуацию. Но разрывы между муниципалитетами внутри одной области - это тихий ужас. В округе проводили подводили итоги с министром финансов России. В округе за эти 3 года разрыв бюджетной обеспеченности на одного человека - количество бюджетных денег на одного жителя. Он выровнялся, если 3 года назад разрыв был в 10 раз, то есть лучший регион от худшего отличался в 10 раз, то теперь в 2 раза и не за счет ухудшения лучших, а за счет подтягивания вверх худших. В 2 раза - это уже на что-то похоже.

Дмитрий Анисимов: Сергей Владиленович, спасибо, что нашли время и приняли участие в пресс-конференции. До свидания!

Сергей Кириенко: До свидания!

15.10.2003

http://www.pfo.ru/?id=6648&query_id=11574


Док. 345392
Перв. публик.: 15.10.03
Последн. ред.: 30.07.07
Число обращений: 344

  • Кириенко Сергей Владиленович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``