В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев ответил на вопросы главного редактора журнала `Отечественная геология` Анатолия Кривцова Назад
Министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев ответил на вопросы главного редактора журнала `Отечественная геология` Анатолия Кривцова
По Вашей инициативе в 2004 г. была создана "Долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья (2005-2010 годы и до 2020 года)", получившая одобрение Правительства России и начатая реализацией с 2005 г. Это позволило весьма существенно увеличивать финансовое обеспечение федеральных ГРР, переломить ситуацию с воспроизводством МСБ ряда полезных ископаемых и ускорить реализацию "Основ федеральной минерально-сырьевой политики". Эта программа, не имеющая аналогов в истории отечественной геологической службы, высоко оценена горно-геологической общественностью России.
Что Вы можете выделить в качестве главных достижений, полученных при реализации программы?
Одобренная в конце 2004 года "Долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья" наметила основные пути развития геологической отрасли на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Программа вобрала в себя комплекс мероприятий, финансируемый как за счет средств федерального бюджета, так и средств недропользователей, выполнение которых позволит удовлетворить потребности базовых отраслей экономики страны в важнейших видах минерального сырья, а также создать новые минерально-сырьевые базы в интересах будущих поколений.
С принятием Долгосрочной программы МПР России начало реализацию комплекса мер, направленных на улучшение ситуации в области недропользования и развития минерально-сырьевой базы.
Базовым направлением в этой работе стало увеличение объема геологического изучения недр. Рост ассигнований за счет всех источников финансирования составил: 2004 год - 51,6 млрд. руб. (в т.ч. федеральный бюджет 5, 2 млрд. руб.), 2005 год - 84, 2 млрд. руб. (10, 7 млрд. руб.), 2006 год - 103,7 млрд. руб. (16,4 млрд. руб.). На 2007 год за счет средств федерального бюджета предусмотрено 19,8 млрд. руб.
В результате реализации Программы в последние годы получены значимые результаты. В 2006 году региональными работами на нефть и газ локализованы прогнозные ресурсы углеводородного сырья в объеме 6400 млн. т.у.т. Недропользователями открыт ряд месторождений нефти и газа. Второй год подряд прирост разведанных запасов углеводородов превышает годовой уровень добычи. При этом следует иметь ввиду , что более половины прироста обеспечивается за счет повышения коэффициента извлечения нефти.
Выявлен ряд алмазоносных трубок в пределах Архангельской алмазоносной провинции.
Созданы предпосылки для развития новых и альтернативных минерально-сырьевых баз.
На юге Красноярского края и Иркутской области выявлены металлогенические зоны с промышленными рудами никеля, меди и платиноидов, разработка которых позволит компенсировать выбывающие запасы норильских месторождений и сохранить за Россией мировое лидерство в производстве этих металлов.
Разработка золоторудных объектов вместе с выявленными титан-циркониевыми россыпными месторождениями могут стать основой для развития нового горно-промышленного комплекса Северного Кавказа. Создание на Северном Кавказе нового горно-промышленного комплекса позволит решить проблемы минерально-сырьевого комплекса страны, создать значительное число новых рабочих мест.
К сожалению, скажем так, геологоразведка длительное время не находилась в числе приоритетов расходной части бюджета, т.е. все понимали, что деньги получать от добычи полезных ископаемых хорошо и необходимо и в общем было общее представление, что деньги будут поступать постоянно и всегда, поэтому потребовались довольно значительные усилия для того, чтобы доказать, что это не совсем так. Сегодня, я считаю, ситуация существенным образом изменилась, т.е. сегодня отношение в Правительстве к вопросам геологического изучения недр достаточно внимательное. В то же самое время, совершенно понятно, что общая позиция Минфина - деньги ни на что не давать, он их охраняет. Поэтому мы сейчас готовимся к следующей операции, готовимся к доказательству того, что первый шаг - принятие программы был именно первый шаг и для развития надо двигаться дальше и с точки зрения общего объема финансирования и с точки зрения его целевого назначения. Вы совершенно правильно сказали, мы приняли программу для того, чтобы в целом повысить запасы полезных ископаемых и инвестиционную привлекательность недр и подготовить базу для добычи полезных ископаемых. Сегодня совершенно очевидно, что нельзя заниматься сразу всей территорией Российской Федерации, что территория Российской Федерации состоит из разных областей, и у нас, слава Богу, начал ставиться вопрос об узловом пространственном развитии, т.е. где Россия должна развиваться быстрее. Создана правовая оболочка для особых экономических зон, мы говорим об отдельном развитии Дальнего Востока, у нас совершенно отдельная задача освоения шельфа Мирового Океана. Кроме того, у нас еще есть, скажем, фактор, участие бизнеса в тех или иных проектах. Совершенно очевидно, когда бизнес участвует активно, когда он готов вкладывать, а государство готово предлагать в свою очередь участки для изучения, то этим создаются благоприятные предпосылки. Но там, где инфраструктуры нет, на том же Дальнем Востоке, там, где эти вложения связаны с большими затратами и большим риском; очевидно трудно ждать высокой инвестиционной активности. Поэтому мы сейчас определяем свои задачи с точки зрения наполнения трубопроводов Восточной Сибири, с точки зрения пространств развития России, с точки зрения отдельных видов полезных ископаемых, потому что по части видов полезных ископаемых картина начала улучшаться, слава Богу, начала изменяться достаточно быстро. Ситуация по ряду видов полезных ископаемых сдвинулась; нам надо сейчас анализировать, по каким - не сдвинулась, что нам делать по части территориального развития и куда нужны средства. Вообще в геологическом изучении - если деньги сегодня, то результаты - не завтра, не через неделю, а даже совсем не в этом году.
В целом в течение полугода мы должны подготовить дополнение к Программе воспроизводства МСБ и вынести ее на заседание Правительства.
Лидеры ведущих стран мира в первую очередь европейских, признали весьма актуальной проблему энергетической безопасности, выдвинутую В.В.Путиным. Президент нашей страны отметил возможность реализации принципа "энергетического национализма", а президент США Д.Буш не так давно обосновал необходимость достижения этой страной энергетического суверенитета. С учетом стремления мира к сбалансированному развитию и интенсификации процессов глобализации отмеченные выше тенденции могут охватить и другие виды минерально-сырьевого обеспечения мировой экономки. Как МНР оценивает эту ситуацию и тенденции? Что намечает и предпринимает МПР для снижения подобных угроз отечественной минерально-сырьевой безопасности?
Вызовам глобализации в области использования минерального сырья отечественный минерально-сырьевой комплекс может ответить усилением роли национальных компаний в воспроизводстве и освоении минерально-сырьевой базы стратегических и дефицитных видов полезных ископаемых; повышением глубины переработки минерального сырья. С этой целью подготовлены изменения в Закон "О недрах", в соответствии с которыми для гарантированного обеспечения государственных потребностей Российской Федерации стратегическими и дефицитными видами полезных ископаемых, наличие которых влияет на обороноспособность и национальную безопасность Российской Федерации, обеспечивает основы ее суверенитета, формируются участки недр федерального значения.
Если говорить об изменении видения геологического изучения с точки зрения обострения ситуации вокруг энергетической безопасности, хочется следующее сказать. Прежде всего, вы помните, как совсем недавно прозвучали (начались) обсуждения темы, связанной со стратегическими месторождениями, обвинили Россию чуть ли не в энергетическом эгоизме. Давайте тогда поговорим об экономическом эгоизме. Может быть, те кто, в чем-то нас упрекают, поделятся своими доходами на душу населения. В этой части никто особого альтруизма не проявляет. Поэтому мне кажется, что все очень просто. В России есть народное достояние - природные ресурсы, и Россия имеет полное право и должна их использовать во благо собственной экономики и во благо собственного населения. Задачи геологов - продолжать разведку полезных ископаемых, потому что таким образом увеличивается роль России на мировых энергетических рынках и, как показало последнее время, на политику это тоже влияет вполне положительно, потому что все-таки страну с существенным энергетическим потенциалом по-другому воспринимают. Стране с существенным энергетическим потенциалом, мне кажется, никого особо не надо слушать. Надо заниматься воспроизводством МСБ, исходя, скажем, из потребностей внутреннего и внешнего рынка нефти, газа, угля и т.п.
На сегодня при благоприятной конъюнктуре цен беспокойства за будущую рентабельность имеющихся нефтяных запасов его как бы уже нет. Я понимаю, что в эту проблему входит Восточный трубопровод и идея узлового (точечного) развития регионов. Но могут быть еще неизвестные общественности мероприятия, направленные на повышение энергетической безопасности, о которой мы стали говорить в последние годы.
Под Вашим руководством МПР России с 2005 г. интенсифицировало геологическое изучение и освоение недр нашей страны за счет внебюджетных источников. Наиболее инвестиционно привлекательная часть фонда месторождений ликвидных полезных ископаемых уже распределена, весьма существенные внебюджетные средства привлекаются на ранние, наиболее рисковые стадии ГРР, что снижает нагрузки на федеральный бюджет. В то же время пока неизвестны (либо недоступны) оценки эффективности отечественной системы недропользования.
По инвестиционной привлекательности среди твердых полезных ископаемых лидируют месторождения золота. Несмотря на множество выданных лицензий и интенсивный рост цен на этот металл добыча золота в РФ за последний год упала на 10%. Чем можно объяснить это явление? Какова эффективность надзорной системы за выполнением лицензионных обязательств недропользователей и что надлежит предпринять в этой сфере?
Проблеме расширения ресурсной базы и добычи золота было посвящено состоявшееся в 2005 году в г. Магадане совещание Президента Российской Федерации В.В.Путина.
На добычу минерально-сырьевых ресурсов, в т.ч. золота накладывается ряд негативных факторов:
В структуре добычи золота существенная часть приходится на россыпное золото. Сырьевая база россыпных месторождений вследствие их длительной эксплуатации истощена. По большинству месторождений россыпного золота приближаются сроки исчерпания рентабельных запасов.
Вовлечение в хозяйственных оборот коренных месторождений требуют значительных финансовых средств, связанных с обустройством и созданием необходимой инфраструктуры. Тем не менее, в последние годы наметился существенный рост добычи золота из коренных месторождений.
Что касается надзорной системы за выполнением лицензионных соглашений, то она естественно нуждается в совершенствовании. Решению этой проблеме было посвящено 8 декабря 2006 года заседание совместных коллегий Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства природных ресурсов Российской Федерации. На заседании было обращено внимание Роснедр и Росприроднадзора на соблюдение недропользователями действующего законодательства, усиления контроля за выполнением лицензиатами условий лицензий и соглашений. В МПР России издано распоряжение по утверждению план реализации решения совместного заседания Коллегий. В рамках этого плана намечен ряд мер по исправлению ситуации, в т.ч. будет подготовлен ряд регламентов, среди них регламенты:
по принятию решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр;
по внесению изменений и дополнений в лицензии на право пользования участками недр, а также переоформлению лицензий.
Будет разработан административный регламент исполнения государственных функций Росприроднадзора по организации и проведению государственного контроля (надзора) за геологическим изучением, рациональным использованием недр.
Полагаю, что темпы вовлечения новых месторождений - прямое следствие нелинейности зависимости открытых запасов и добычи, о которых мы уже с Вами говорили. В прошлом году и в этом году объем воспроизводства по золоту просто разительно отличается. В этом году мы ввели запасов в 8 раз больше, чем добыли золота. Но это не значит, что эти запасы дадут отдачу в 2007 г. Они очевидны, но месторождения эти надо освоить, надо построить инфраструктуру, построить обогатительное производство и т.д. Соответственно, реальный временной лаг, после которого мы почувствуем результаты ввода новых запасов - не менее 3-5 лет, раньше вообще даже и не о чем говорить. Поэтому та работа, которая делается сегодня, - это работа на будущее, но на будущее, на мой взгляд, вполне ближайшее.
В недавних выступлениях руководства Роснедра в СМИ неоднократно отмечалось, что при реализации "Долгосрочной программы..." в России уже созданы и развиваются новые (альтернативные) МСБ (в первую очередь, золота), которые могут стать основой инновационных проектов межрегионального и национального уровней.
Каковы с вашей точки зрения перспективы воплощения в реалии таких подходов?
В последние годы по результатам ГРР создана Яно-Колымская золотоносная провинция, разведанные запасы коренных месторождений золота составляют около 300 т. С учетом дополнительных работ в ближайшие год-два суммарные запасы могут достичь 3000 т. Таким образом, этот регион может стать районом устойчивой золотодобычи на длительный период.
Работы по освоению Яно-Колымской провинции предусмотрены проектом изменений в ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2013 года".
Освоение новых районов золотодобычи выходит за рамки задач геологоразведочных работ и потребует масштабных инвестиций, в т.ч. на условиях частно-государственного партнерства.
Скажем так, по сути, правительство, на мой взгляд, только начинает заниматься такими схемами развития; считать, что соответствующие инструменты полностью сформированы, было бы неправильно. Они сейчас и формируются. В то же время, если говорить о моем представлении о правильном механизме освоения таких территорий, то мне кажется, что государство должно брать на себя инфраструктурную часть. Поэтому средства инвестиционного фонда надо рассматривать в проекции их на территории в привязке к возможности освоения месторождений полезных ископаемых. Такие проекты существуют по Дальнему Востоку и по Уралу с выходом железной дороги на север. Эти проекты заслуживают очень большого внимания, потому что они не только экономические. Вводя в разработку новое месторождение, что само по себе важно, мы еще, кроме того, создаем условия для жизни, работы, получения нормального дохода тысячам людей. Мы, собственно, осваиваем территорию страны, что является отдельной значимой задачей. Поэтому очень надеюсь, что эти проекты будут осуществляться. Абсолютно уверен в том, что как только государство создаст инфраструктуру, как только появятся дороги, энергетические мощности, железные дороги, то резко возрастет ликвидность этих месторождений, мы на них найдем реальных инвесторов, и месторождения будут осваиваться.
Может, стоит организовать некую рекламную кампанию, пропаганду таких инвестиционных горнорудных аванпроектов? Тех заготовок, которые уже имеются в Роснедра, МПР и у территорий.
Мы этим не занимаемся, но поскольку сейчас разговор идет о привлечении прежде всего государственных средств на инфраструктуру, то реклама принимает немножко другой характер. Не на щитах надо писать ее или в газетах, а нам сейчас надо рекламировать это нашим коллегам, руководителям министерств экономического блока.
На V Всероссийском съезде геологов (ноябрь 2003 г.) было принято решение о проведении очередного съезда в 2008 г. Поскольку определенные этим форумом межсъездовские организационные структуры (Исполком и Координационный Совет) практически не действовали, возникает вопрос о целесообразности и возможности организации очередного съезда (совместно с Роснедра, Росгео, РАН и др. органами) в 2008 г.?
Моя позиция очень простая. Решение по проведению съезда в 2008 году принято, его надо выполнять, поскольку сегодня в государственной и исполнительной ветви власти отвечаем за геологическое изучение мы. Министерство природных ресурсов и Роснедра обязаны обеспечить эту область. Ждать, что этим будет заниматься общественность, не вижу никакого смысла. Мне кажется, что это наша ответственность, мы должны Съезд подготовить, и в 2008 году он должен состояться. Когда мы говорим о повышении внимания государства к геологии, то совершенно очевидно, что это повышение внимания не может быть точным и правильным, если мы не слышим людей, которые собственно занимаются геологическими вещами. Для этого их надо собирать, их надо слушать, с ними надо общаться.
МПР России всецело поддерживает идею о регулярных созывах каждые 4-5 лет всероссийских съездов геологов, оформившуюся в виде решения Всероссийского съезда геологов, посвященного 300-летию основания горно-геологической службы России, проходившего 3-4 октября 2000 года в г. Санкт-Петербурге.
По единодушному решению МПР России, Роснедр, Росприроднадзора, РосГео, принятому с учетом мнения РАН, других ведомств VI Всероссийский съезд геологов предполагается провести в конце октября-начале ноября 2008 года в Москве, после окончания полевого сезона геологоразведочных работ. В феврале этого года под руководством заместителя Министра природных ресурсов Российской Федерации А.И.Варламова образована рабочая группа по формированию и обобщению предложений в связи с подготовкой съезда.
В настоящее время рабочей группой обобщаются предложения по составу организационного комитета съезда, плану мероприятий съезда, возможным источникам средств на их проведение. В Министерстве, в Федеральном агентстве по недропользованию подготавливаются проекты необходимых документов в целях обеспечения мероприятий, предшествующих съезду.
В заключение я хочу поздравить всех геологов нашего Отечества с профессиональным праздником и пожелать доброго здоровья и успехов в наших общих делах во благо нашей страны.

23.04.2007
http://www.mnr.gov.ru



Док. 345050
Перв. публик.: 23.04.07
Последн. ред.: 29.07.07
Число обращений: 334

  • Трутнев Юрий Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``