В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Экспертиза `Нового Региона`: Загнанных лошадей пристреливают Назад
Экспертиза `Нового Региона`: Загнанных лошадей пристреливают
Собственник завода дорожных машин имени Колющенко холдинг "Руспромавто" планирует в ближайшее время перевести производственные мощности предприятия в Миасс на площадку другого подконтрольного холдингу завода АЗ "УРАЛ". Во всяком случае, менеджмент холдинга уже поставил в известность челябинского губернатора, что они терпят убытки, финансируя текущие расходы ЗДМ "Колющенко". В целях оптимизации работы южноуральского отделения "РПА", предполагается вариант по переводу грейдерного производства в Миасс, с тем, чтобы автозавод стал многопрофильным предприятием с нормальными инвестиционными перспективами, сосредоточившим на своих площадках полный цикл производства всего ассортимента продукции. Как стало известно из московского источника "Руспромавто", губернатор Челябинской области Петр Сумин выступил против такого развития событий. Прокомментировать ситуацию "Новый Регион" попросил эксперта фонда "Реалити" Андрея Воронова:

"Завод дорожных машин имени Колющенко - отличный пример того, куда катится автомобилестроительная отрасль и машиностроение в целом в условиях структурного перекоса российской экономики. К медленному угасанию. Жирные бюджетные профициты застят глаза чиновникам иллюзией благополучия и не позволяют прямо взглянуть на удручающее положение, в котором оказалось большинство наукоемких и технологичных производств. Высокие цены на нефть, газ, металлы переполняют закрома деньгами, найти применение которым в национальной экономике очень не просто, поскольку эти же цены в итоге сказываются на себестоимости конечной продукции, усугубляя и без того низкую конкурентоспособность.

В Челябинской области ситуация ровно такая же, только вирусом голландской болезни здесь выступает не ТЭК, а металлургия. Сфокусированность властей на показателях экономического роста, кажется, не вполне позволяет осознать ту простую истину, что рост носит экстенсивный, а значит временный характер. Регион никак не может взлететь на гребень инновационной волны и, соответственно, оказывается неспособными заложить конкурентоспособность в продукцию будущего. Что же область будет делать, когда мировая конъюнктура изменится, и цены на энергоносители пойдут на спад? Или Китай разовьет собственную металлургию в достаточной степени? Противопоставить будет нечего, так как в результате близорукой политики наукоемкого сектора здесь не останется.

Машиностроение это вполне наглядно демонстрирует на примере крупных холдингов. В конце 90-х, казалось, что они станут панацеей от перманентного кризиса. "Руспромавто", к примеру, подбирал под себя предприятия с целью серьезно сэкономить на переделах и оптимизировать затраты. К этому же вроде бы подталкивал мировой опыт слияния крупных автомобильных компаний. В Челябинской области, однако, вышло, как всегда, по особенному. Холдинги стали не прологом, а эпилогом развития. В отличие от Запада слиянию подверглись заведомо убыточные и технологически устаревшие предприятия. Таким образом "РПА" превратился в монстра, объединившего неликвидные активы. Поэтому технологически развивать эту, так сказать, свалку предприятий, не было ни сил, ни средств. Даже при алюминиевых доходах. Естественно, что холдинг вплотную занялся оптимизацией активов, перегруппировывая здоровые мощности, в соответствии со скудными запросами рынка сбыта. Действительно, а что делать, если с общим пакетом заказов всех машиностроительных предприятий области, в лучшие годы легко мог бы справиться один завод? АЗ "Уралу" повезло: оптимизация пойдет на его базе, "Колющенко" - нет.
Областным властям остается кусать локти. Ведь именно под высоким патронажем Петра Сумина происходило торжественное вхождение в область правильного олигарха. Какие радужные перспективы рисовал тогда губернатор под аккомпанемент Олега Дерипаски. Хотя, по существу, никто не скрывал производственных планов и перспектив развития: ведь предлагали же Дерипаске ЧТЗ, но он отказался и, кроме того, достаточно жестко оставил без заказов на спецтехнику Строммашину и ЧКПЗ. Кстати, от этих двух заводов холдинг "РПА" тоже отказался, так как сразу начал замыкать производственную цепочку на Миасский завод. Так что проблемы, с которыми сегодня столкнется правительство области при фактической ликвидации ЗДА имени Колющенко, отчасти порождены самим правительством. Просто причина встретилась со следствием.

Более того, этот процесс в ближайшие годы будет только усугубляться. Несколько тысяч квалифицированных работников завода дорожных машин покажутся каплей в море в масштабной деквалификации трудовой силы. Им негде будет приложить свои ум и руки, потому что сегодня не закладываются основы будущей производственной мощи, сворачивается производство. Во что выльется многотысячная армия безработных, в условиях, когда государство последовательно снимает с себя социальную ответственность, думается, вопрос риторический".

P.S. Челябинский завод дорожных машин имени Колющенко - бывший механический завод "СТОЛЛЬ В. Г. и Ко". Одно из первых промышленных предприятий Челябинска. Основан в 1898 на базе торгового склада земледельческих машин и орудий. Пережил революцию, две войны, одного царя, двух вождей, пять или шесть генсеков... А вот экономического расцвета Челябинской области начала 21 века осилить не смог.



Новый Регион - Челябинск
18.11.2005
http://www.governors.ru/?regmode=fio®ion=74&okrug=0&razdel=smi&statja=5983

Док. 344940
Перв. публик.: 18.11.05
Последн. ред.: 28.07.07
Число обращений: 412

  • Сумин Петр Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``