В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Горби urbi et orbi Назад
Горби urbi et orbi
Из двух бывших президентов - "главных разрушителей Великой Империи", Михаила Горбачева и Бориса Ельцина, у нас остался только Горбачев. Это, однако, не смягчило доблестных патриотов, желающих с ними разобраться. Так и на этот раз, на пресс-конференции Горбачева, приуроченной, как было сказано, к 18-летию "Интерфакса", не обошлось без небольшого и легко предсказуемого скандальчика.

Роль "народного мстителя" сыграл депутат Государственной думы Николай Курьянович, широко известный своими националистическими взглядами. Он прошел вместе с журналистами. В ярко-голубом пиджаке, наголо остриженный, с узким "нордическим" лицом патриот встал и даже микрофона не стал ждать. "Михаил Сергеевич! Вы объединили Германию и развалили великую державу. Ответьте на вопрос: почему вас так любят на Западе? Откуда у вас деньги на ваш шикарный фонд? От имени всех русских националистов выражаю вам, как минимум, порицание. И советую начать готовить себе правовую защиту на тот момент, когда, после прихода к власти русского национального правительства, вы предстанете перед судом". Так вещал Курьянович, и было не совсем понятно, порицает ли он Горбачева на самом деле за объединение Германии, - уж больно "арийское" лицо у самого депутата.

"Порицание" - не самое распространенное разговорное слово в русском языке. Мститель явно выбирал выражения, дабы не спровоцировать радушных хозяев на недружественные действия. Глава "Интерфакса" Михаил Комиссар переводил взгляд с Горбачева на Курьяновича, колеблясь между ощущением, что пора бы власть употребить, и желанием кончить все миром. А Горбачев смотрел на Курьяновича задумчиво, как бы говоря: "Тебя бы, голубчика, туда, к нам, - ужо ты бы наруководил"...

Вслух же он сказал, что вообще-то мог бы ограничиться простым и адекватным ответом "Заткнись!". Но, как родоначальник перестройки и гласности, предпочитает отвечать. И напомнил, как разваленная великая держава не могла свой народ ни зубной пастой обеспечить, ни колготками. "Комиссию ЦК создали по обеспечению женщин колготками!" - рассказал Горбачев. Для современного молодежного уха это - сильно.

Впрочем, Михаил Сергеевич вовсе не собирался, по принципу "говорю я ей про птичку, а она мне про пальто", противопоставлять колготки государственному величию. Большую часть времени он уделил как раз внешней политике. Причем активно порицал США. Курьяновича это, естественно, не разжалобило, однако умеренным патриотам вполне могло пролить бальзам на раны.

А началось, кстати, с того, что, еще до ответов на вопросы, Горбачев рассказал, как смотрел накануне телевизор и видел натовские самолеты над палубой нашего атомохода. "Мне это сразу напомнило, как начиналась перестройка. Людям было что сказать. А потом началось перетягивание каната", - сказал экс-президент СССР. И еще он вспомнил, как в какой-то перестроечный момент советско-американские отношения в очередной раз охладели, "и целая армада американских кораблей оказалась в Черном море". "Решено было применять оружие законным путем, - сначала предупредительный выстрел, потом настоящий... Через два дня всех вымело!"

Собственно, встреча с прессой была построена на одном сквозном тезисе: горбачевский перестроечный курс нес гуманизм и прогресс, как в области разоружения, так и в экономике. А вот прерывание этого курса и распад СССР хоть и не остановили прогресс вообще, но сделали жизнь людей гораздо жестче. В экономической сфере было много ошибок и иллюзий, вроде пресловутого хозрасчета, но это неизбежно после стольких лет Госпланов. "Говорят: наивный Громыко! Наивный Лигачев! Это про людей, которые такую школу прошли!" - передразнивал Горбачев. Но постепенно, через кооперативы, через аренду вышли на правильный путь. А потом шоковая терапия сразу все ужесточила.

Так же и во внешней политике. Только-только вырулили к настоящей разрядке, - но рухнул СССР, и Штаты почувствовали, что у них развязаны руки. "Так хочется американцам быть победителями!" - это еще одно из самых дипломатических выражений, употребленных по данному вопросу.

Главную же вину за развал СССР Горбачев возложил на членов ГКЧП-91, которые сорвали подписание Союзного договора, а потом удержать ничего не удалось (очередной привет Курьяновичу со товарищи). Корреспондент "Росбалта" не удержался и спросил Михаила Сергеевича, не было ли у него шансов все-таки удержать власть после августа 1991 года. Горбачев ответил, что тогда уже - нет, не было: "Силы президента СССР были подорваны". "Я обсуждал с самим собой, как быть с беловежцами", - рассказал Горбачев. Но подчеркнул, что вряд ли бы это удалось решить, опираясь на силу: раскол в стране, начиненной ядерным оружием.

Впрочем, по его мнению, один выход был. Но на несколько лет раньше: надо было Ельцина отправить подальше на дипломатическую работу после его "выходок" на очередном пленуме ЦК.

Все логично. Даже то, что за хулиганство надо отправлять в дипломаты - тоже по-своему логично. За рамками речи Горбачева осталось лишь тривиальное обстоятельство, что к моменту Беловежских соглашений в Союзе оставались пустые магазины, и надвигался голод. Может быть, поэтому ни одной роты и не нашлось...

А в остальном - все хорошо. Сегодня Горбачев во всем поддерживает Путина - и во внешней политике, по его мнению, президент России "не отказывается от диалога с Западом, а подталкивает Запад к диалогу". Правда, особенно Горбачев одобряет решение Путина не идти на третий срок: "Имеем дело с серьезным человеком, приверженным демократическим идеалам".

Гарри Каспарова он охарактеризовал как лидера "уж очень слабенькой оппозиции". И вообще, с государственных позиций пнул наших "правых", припомнив им предвыборный ролик еще времен "Демократического выбора России" с роскошным авиалайнером. "Из них мне только Иру Хакамаду жалко", - заметил Горбачев. Походя упрекнул Солженицына, напомнив, что, не будь перестройки, рубил бы Александр Исаевич дрова в своем штате США. Сам же Михаил Сергеевич был и остается социал-демократом. "Егор Кузьмич Лигачев говорил: "Не разглядели мы вовремя в Горбачеве социал-демократа. Ну, это их проблемы. Я, в общем-то, никогда не скрывал", - заметил он. Но в выборах, как парламентских, так и президентских Горбачев отныне участвует лишь в качестве избирателя.

"Ой, какой старенький!", - на несколько ломаном русском воскликнул рядом с корреспондентом "Росбалта" испанский журналист при виде Михаила Сергеевича. Но это, пожалуй, было ошибкой. По крайней мере, полемический порох еще остается сухим.



Леонид Смирнов
27/07/2007
http://www.rosbalt.ru/2007/07/27/402379.html

Док. 344855
Перв. публик.: 27.07.07
Последн. ред.: 28.07.07
Число обращений: 911

  • Горбачев Михаил Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``