В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Трутнев: Вхождение `Газпрома` в `Сахалин-2` вызывает вопросы Назад
Юрий Трутнев: Вхождение `Газпрома` в `Сахалин-2` вызывает вопросы
21 декабря российский газовый монополист "Газпром" достиг договоренности с акционерами проекта "Сахалин-2", осуществляющимся на основе соглашения о разделе продукции, о своем участии в этом проекте. Событие действительно знаменательное, поскольку подтверждает твердость позиции российских властей проводить жесткую национальную энергетическую политику. Об этом пишет РИА "Новости".

После двух лет переговоров об условиях участия российского концерна было объявлено, что "Газпром" купит 50% плюс одна акция компании Sakhalin Energy Investment Company Ltd. за $7,45 млрд. При этом доля компании Royal Dutch Shell в проекте снизится с 55% до 27,5%, Mitsui - с 25% до 12,5%, а Mitsubishi - с 20% до 10%. По мнению президента России Владимира Путина, вхождение "Газпрома" в проект "Сахалин-2", который предусматривает разработку двух богатейших месторождений нефти и газа на дальневосточном острове Сахалин, улучшит ситуацию с мировыми ценами на энергоносители.

Добившись участия в проекте, российские власти показали, что намерены жестко отстаивать свои интересы в энергетической сфере. Фактически, это лишь очередное звено в цепи событий, подтверждающих стратегию современного руководства России по установлению контроля над энергоресурсами, основной принцип которой заключается в опоре на собственные силы и усилении контроля над иностранными компаниями, уже работающими в РФ. Режим природопользования на условиях раздела продукции (СРП), введенный в 1995 соответствующим законом, с начала вызывал много вопросов в России, поскольку был ей не слишком выгоден. Он освобождает участников от многих налогов, а, следовательно, и российский бюджет от дополнительных поступлений. При этом принимающая сторона - в данном случае Россия - сможет получить причитающуюся ей часть прибыли только после того, как инвесторы возместят собственные затраты. Сейчас Россия - одна из немногих стран мира, способных увеличить экспорт энергоносителей и таким образом влиять на мировые рынки. Поэтому нацеленность Москвы на энергетическое лидерство вполне объясняет растущее недовольство властей практическим воплощением режима СРП, а также стремление "Газпрома" войти в проект "Сахалин-2".

Однако вхождение "Газпрома" в проект вызывает все же много вопросов. Во-первых, экологические претензии, которые многие называют лишь поводом, чтобы получить контроль над работами на Сахалине, тем не менее, возникли не на пустом месте. Тот факт, что реализация проекта действительно нанесла серьезный ущерб экологии острова, подтверждали и независимые экологические и природоохранные организации. И теперь, когда "Газпром" будет играть решающую роль в реализации проекта "Сахалин-2", весь западный мир будет следить за тем, как сам "Газпром" станет соблюдать здесь экологические нормы. А от того, как поведут себя российские природоохранные органы в этой ситуации, зависит и имидж российского монополиста в проекте.

Президент компании Shell Йерун Ван дер Веер отметил, что экологические проблемы будут решаться российской компанией и иностранными совместно. А глава министерства природных ресурсов РФ Юрий Трутнев выразил надежду, что план по устранению нарушений в ходе реализации проекта Сахалин-2, будет представлен в ближайшее время

Второй вопрос - это вопрос об удвоении стоимости проекта, что ранее вызывало большое недовольство российской стороны. Однако, здесь тоже, похоже, удалось достичь компромисса. По словам главы Минпромэнерго РФ Виктора Христенко, несмотря на "объективный рост" сметы, российская сторона нашла "с инвесторами форму взаимоотношений, которая позволяет от этого удорожания проекта не потерять своих доходов". О чем конкретно идет речь, пока не ясно. Однако, по словам министра, поставки газа с "Сахалина-2" начнутся, как и планировалось с 2009 г.

Наконец, основной вопрос, который возникает у западных инвесторов - это могут ли они чувствовать себя защищенными в России, если даже такой гигант, как Shell был вынужден пойти на компромисс. Хотя и на абсолютно рыночных условиях, за очень большие деньги. Видимо, российские власти рассчитывают, что привлекательность растущей отечественной экономики и потенциал местного рынка на фоне существующих высоких цен на нефть перевесит негативные имиджевые последствия установления государственного контроля в нефтегазовой сфере. Пока опасения иностранных инвесторов действительно компенсируются тем, что приток зарубежных вложений в Россию нарастает. По прогнозам Минфина РФ, прямые иностранные инвестиции в экономику РФ в 2006 г. составят $23-25 млрд, тогда как в прошлом году было всего 13 млрд.

Однако не надо забывать, что в России уже работает много иностранных компаний. И вопрос о том, является ли прецедент с Shell единичным, или такая форма работы с западными компаниями станет нормой, пока остается без ответа.

22.12.2006
RusEnergy




Док. 344788
Перв. публик.: 22.12.06
Последн. ред.: 28.07.07
Число обращений: 300

  • Трутнев Юрий Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``