В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Слухи о смерти Петра Сумина стали самой масштабной дезинформацией в регионе Назад
Слухи о смерти Петра Сумина стали самой масштабной дезинформацией в регионе
Прошедшая неделя началась с необычной пресс-конференции. Первый заместитель губернатора - Андрей Косилов собрал журналистов ради официального объявления: "Губернатор жив!" Так поступить чиновников заставили слухи, активно распространявшиеся накануне. В то время как в Челябинском небе рвался салют, телефоны сначала журналистов и политиков, а за тем и рядовых челябинцев "обрывала" скандальная новость.

В понедельник выяснилось - Сумин, просто, на больничном. Кто-то умело вкинул дезинформацию и слух, в течение суток, превратился в бомбу...

В технологиях большого обмана разбиралась Алиса Соколова.

Грандиозное фейерверк-шоу померкло рядом с этой новостью. Слух о смерти губернатора разлетелся мгновенно и вместо поздравлений с юбилеем города, челябинцы отправляли сообщения: а ты слышал, а это - правда, а кто теперь будет?

Ни на одном праздничном мероприятии Петр Сумин так и не появился. Правительство области хранило молчание все выходные. Напряжение усиливается.

Только в понедельник областные власти созывают срочную пресс-конференцию. Брифинг задерживается. Журналисты начинают шептаться. Но в первые же минуты исполняющий обязанности губернатора опровергает слухи. Петр Сумин жив и сейчас находится на больничном. У него бронхит. В доказательство - звонок Сумину.

"Петр Иванович, провели пресс-конференцию. Все прошло хорошо. Журналисты просили Вам пожелания здоровья, скорейшего выздоровления и хорошего настроения", - говорит исполняющий обязанности губернатора Челябинской области Андрей Косилов. "Спасибо", - отвечает губернатор Петр Сумин.

По версии чиновников, заказчики дезинформации находятся не только на Южном Урале, но и в Москве. Всем понятно, что слух должен был дискредитировать главу региона. Александр Ярмолинский приехал из Москвы, чтобы ликвидировать последствия провокации. По его словам, информационную бомбу начали готовить сразу после встречи Сумина и Путина. Близкий к областной администрации политолог знает, кому принадлежит авторство.

"Методы не вызывают сомнения. Так всю жизнь действовали спецслужбы, еще в советское время. Я думаю, методы не изменились ни у зарубежных спецслужб, ни у наших. Информационная война тоже имеет свои законы и особенности. По методу выброса, это конечно, спецслужбы. В этом нет сомнения", - заявляет политолог Александр Ярмолинский.

Слухи о смерти Сумина стали самой масштабной дезинформацией в регионе. Распространение сплетни ускорили выходные дни и закрытость чиновников. Политтехнолог Алексей Баранов говорит, что лучших условий и не придумаешь. "Здесь можно говорить о том, насколько хорошо подготовлена почва. Если люди готовы воспринимать что-либо, то сам по себе слух или информация, расходится очень быстро", - говорит он.

Слухмейкерам проще всего работать, когда информацию не опровергают и не подтверждают. Эффект "глухого телефона" срабатывает моментально. И это уже не детская игра, а отработанный PR-ход. В подобную ситуацию недавно попал депутат Государственной Думы РФ Валерий Гартунг. "Звонит мне мой товарищ и говорит: "Валер, у тебя все нормально?" - "Да все в порядке". - "А ты где?" - "Я дома, в Москве". - "А ты знаешь мне тут раз позвонили, два позвонили. Прямо со стопроцентной уверенностью говорят, что на тебя совершенно покушение", - рассказывает Валерий Гартунг.

Региональная элита уже не впервые хоронит губернатора. Перед выборами в 1996 году оппоненты сбросили в прессу информацию о том, что у Петра Сумина критическое состояние здоровья. Черный PR сработал: через несколько дней в области уже обсуждали смерть чиновника. Кроме того, темами баек становились партийная принадлежность, здоровье и даже служебный автомобиль губернатора. Но самая топовая сплетня - отставка главы региона. На заслуженный отдых Петра Сумина отправляли уже несколько раз. Сразу после таких сообщений политбомонд быстро начинал искать возможную замену. Но Сумин каждый раз опровергал подобную информацию.

"Область - донор. Область решает все вопросы и поручения, как президента, так и правительства. И вдруг у кого-то "зачесалось" - как Виктор Степаныч Черномырдин нередко говорит, заменить губернатора", - сказал губернатор Челябинской области Петр Сумин.

Политические сплетни повышают рейтинги СМИ в два раза. Поэтому у интернет-агентств есть специальные разделы слухов. Часто такой информацией пресса пытается спровоцировать героев на комментарий. Александр Патан признается, что он сам нередко становился автором слухов. Журналист тоже писал о болезни южноуральского губернатора.

"В частности, по Сумину это был мой слух. Потому что мне позвонили и сказали, что Петр Иванович в больнице. Официально я не смог подтвердить это. Врачи не скажут, это врачебная тайна. Представители областной администрации не скажут. Не сказали. Поэтому пришлось писать", - признается журналист информационного агентства "Ura.ru" Александр Патан.

Нередко слухи возникают в условиях информационного голода. Для того, чтобы привлечь внимание к событию, автору или СМИ. Так произошло с бывшим мэром Миасса. После ареста ничего не было известно о судьбе Григориади. В итоге появляются сообщения: опальный чиновник покончил жизнь самоубийством. Заключенный политик пишет опровержение в стиле: "слухи о моей смерти сильно преувеличены".

Обращение Владимира Григориади к жителям Миасса. "Содержание под стражей приводит к ухудшению моего здоровья, однако я держусь. Самоубийство не для меня. Я люблю жизнь, люблю Миасс, его жителей, свою семью".

По сути, технология политических слухов ничем не отличается от деревенских сплетен. "Сарафанное радио" - и сегодня самый эффективный способ передачи информации. Обсуждение в кулуарах схоже с разговорами на лавках. Истории также обрастают вымышленными деталями. Только сейчас на этом стали зарабатывать деньги. Подробности личной жизни - любимая тема желтой прессы.

"Что только не писали про меня и моего сына. И что мы деньги куда-то за границу уводим. И что сыну мы не даем деньги на развлечения с молодыми девушками, хотя у нас сын давно сам зарабатывает деньги", - рассказывает депутат Законодательного собрания Челябинской области Семен Мительман.

По секрету всему свету. Особенность русского менталитета - люди больше верят сплетням, чем официальной информации. Такую политическую провокацию сложно было бы провести на Западе. Европейские люди доверяют подтвержденным сообщениям, нежели дворовым пересудам. Поэтому в России гораздо проще создать панику среди населения.

"Возникает определенный страх, что: "если с ним что-то случится, то будет другое, непременно хуже". Опять же, характерный для ментальности нашего многострадального народа", - объясняет екатеринбургский психолог Валерий Глухов.

Чем невероятнее слух, тем в него больше верят. Забавный пример. Южноуральские "События недели" придумали первоапрельский розыгрыш. По сценарию, уходя от погони, преступники из Якутии избавились от бриллиантов. Алмазы бандиты выбросили на центральной улице города. Всего через час после эфира, на поиски бриллиантов отправились десятки телезрителей.

"Злые языки страшнее пистолета" - цитата из пьесы Грибоедова стала главным правилом черного PR. Фраза классика нашла свое продолжение у современников. В политике и бизнесе слухи стали удобным инструментом в борьбе с конкурентами. Такую информацию трудно проверить, а ее заказчиков практически невозможно вычислить. А если даже это удается, то доказать вину крайне сложно. Поэтому земля по-прежнему полнится слухами.



Алиса Соколова, Александр Понамарев, Виталий Черепанов
Челябинская ГТРК
18.09.2006
http://www.governors.ru/?regmode=fio®ion=74&okrug=0&razdel=smi&statja=14348

Док. 344566
Перв. публик.: 18.09.06
Последн. ред.: 27.07.07
Число обращений: 327

  • Сумин Петр Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``