В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Выдержки из стенограммы выступления Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева на заседании организационного комитета по проведению в 2008 году в России Года семьи. Назад
Выдержки из стенограммы выступления Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева на заседании организационного комитета по проведению в 2008 году в России Года семьи.
Д.МЕДВЕДЕВ (вступительное слово): Уважаемые коллеги!
Сегодня у нас важное событие. Мы первый раз собрали оргкомитет по проведению в 2008 году Года семьи в нашей стране.

Это - инициатива Президента, и, вы знаете, он поставил задачу за достаточно короткий срок, за год, предпринять значимые усилия, которые должны быть направлены на укрепление института семьи в нашей стране.

Несмотря на то, что семья - это первооснова любого общества, надо признаться, что в целом вопросы семьи находятся на периферии внимания и органов власти, и гражданских институтов. Об этом как-то даже не принято было в нашей стране говорить. Они (эти вопросы) не находят должного отражения ни в средствах массовой информации, ни даже в экспертном сообществе.

Мы должны использовать все те возможности, которые дает открывающийся в следующем году Год семьи для того, чтобы выдвинуть все семейные проблемы в самый центр государственной и общественной жизни.

Программа Года должна стать по-настоящему содержательной и насыщенной, помочь объединить усилия государства вокруг укрепления авторитета семьи, базовых семейных ценностей. При этом мы должны добиться и реального совершенствования всей системы социальной поддержки семей. В том числе, создать удобную инфраструктуру для многодетных семей. В конечном счете, заложить основы для разработки принципов государственной политики как одного из ключевых направлений демографического развития.

За последние годы определенные действия в этой сфере были сделаны. Ряд задач решается в ходе работы над национальными проектами. Есть определенные сдвиги в инновационной сфере, в сферах образования и здравоохранения. Растут объемы жилищного строительства. Положительные тенденции наметились и в аграрном секторе. Всё это - серьёзная материальная основа для повышения благосостояния российских семей в целом.

На каких направлениях мы должны сконцентрироваться.

Во-первых, государство будет укреплять экономические, социальные и правовые условия для роста уровня жизни любых семей. И стремиться к тому, чтобы семьи, которые готовы за счет собственного труда и личной инициативы обустроить быт, вырастить и выучить детей, поддерживать престарелых родителей, получали преимущественную поддержку.

Во-вторых, требуется развивать систему профилактики кризисов и конфликтов в семье. Это тоже абсолютно новая для нас тема. Мы об этих вопросах не привыкли говорить, особенно с высоких трибун. Убежден, что нам нужно учиться поднимать эти темы как на уровне профессиональных обсуждений, так и на уровне принятия соответствующих решений, разбираться в сути и предпринимать усилия для того, чтобы предотвращать такие конфликты. В других странах этим активно занимаются. Есть специальные конфликтологические группы, в которых разрабатываются подходы. У нас пока в этом смысле мало что сделано.

Третье. Очевидно, что согласие в семье, ее прочность зависят от того, насколько уважительно молодежь относится к представителям старшего поколения. И это тоже одна из тех задач, которые мы должны в самом широком смысле посмотреть в плане их подготовки к году семьи.

И, наконец, в-четвертых. В течение будущего года мы должны вплотную заняться вопросами социальной помощи тем семьям, которые не сумели избежать проблем, попали в трудную ситуацию. Соответственно, выработать самые различные подходы для работы с такими семьями.

Среди остро стоящих вопросов - борьба против насилия в семье, помощь сиротам и детям, которые остались без попечения родителей. Конечно, здесь проявление равнодушия просто недопустимо.

Мы кое-что начали делать в этой сфере: растет число семей, усыновивших детей-сирот, приёмных детей. Но этого, конечно, совсем недостаточно. И, наверное, в этом тоже один из основных элементов работы в предстоящий Год семьи.
Развивая эту практику, мы должны подумать и о более эффективном регулировании всего комплекса вопросов опеки и попечительства в нашей стране. Они требует существенной и оперативной доработки. На федеральном уровне есть резон подумать о том, чтобы зафиксировать систематизированный подход к нормам об опеке и попечительстве, издав соответствующий специальный закон в развитие семейного кодекса, подготовить и законодательство о приемных семьях.

Требуют определения основы регулирования такой новой системы устройства детей как патронатные семьи. Вы знаете, что во многих субъектах федерации в пределах своих полномочий соответствующие законы принимаются, но на федеральном уровне ответа на этот вопрос нет. И из-за этого возникает разница в трактовках, к сожалению, которая сказывается просто на людях, на тех семьях, которые образуются. Мы должны принять решение по этому поводу. Нельзя допустить, чтобы гарантии и права в приемных и патронатных семьях настолько были дифференцированы в масштабах всей страны.

Существует масса проблем в правоприменительной практике. Одну из них (такую кричащую) я назову. Вы знаете, что требует разрешения ситуация, когда на основании Жилищного кодекса при разводе родителей ребенок (причем по решению суда) признается бывшим членом семьи собственника жилого помещения. Бред какой-то. Понятно, что ребенок бывшим членом быть не может. Тем не менее, такая правоприменительная практика есть, она устоялась, и это - факт нашей жизни.

Вы понимается, что это используется, как правило, бывшим супругом для того, чтобы оставить несовершеннолетнего без жилья. Масса приходит на эту тему обращений, в том числе и ко мне. Это один из примеров, но он очень красноречивый, показательный. Он доказывает, что даже самое идеальное законодательство требует совершенствования и еще более внимательно надо относиться к правоприменительной практике.

Я думаю, что в Год семьи мы должны совместно, с учетом всех тех возможностей, которыми мы располагаем и на уровне федерации, и на уровне субъектов федерации, обратить внимание на развитие семейного и связанного с семейным законодательства в целом. Работы здесь очень много.

Хорошо, что в наш оргкомитет как раз входят руководящие представители обеих палат парламента. Это корректировка и Гражданского, и Семейного, и Жилищного кодексов в тех пределах, в которых это будет необходимо.

Одновременно нужно поговорить и о коррекции статистического учета вопросов, значимых для семейной политики. Возможно, расширить в этих целях некоторые формы статистического наблюдения, сфокусировать на этих вопросах средства массовой информации, экспертное сообщество, посвятить этому научные исследования.

Ну, и особый разговор касается региональной и местной компоненты. Напомню, что в соответствии со статьей 72 Конституции вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства находятся в совместном ведении федерального центра и субъектов Федерации.

Развивая семейную политику на местах, можно добиться ее адресности, ее активности, ее вовлеченности в повседневную жизнь. Примеров таких успешных региональных и муниципальных программ много (и ряд авторов, разработчиков этих программ присутствуют в этом зале). Этот опыт нужно использовать шире. Надеюсь, что деятельность оргкомитета и впоследствии уже сам по себе год семьи сможет помочь использовать этот опыт шире.

Я думаю, что вообще, по-хорошему, ни один субъект федерации не должен входить в Год семьи без собственной программы поддержки семей. Муниципалитеты тоже, естественно, должны искать здесь свое место, как низовое звено местного самоуправления в нашей стране. Это именно то место, где, собственно говоря, и происходит вся активная повседневная жизнь.

В заключение хотел бы сказать следующее.

Очевидно, что Год семьи - это символ, начало. Если он получится, то тогда он должен стать основой для подготовки долгосрочной государственной политики в этой сфере, которую необходимо проводить комплексно, системно и разумно. Проводить на протяжении постоянного количества времени, то есть проводить в непрерывном режиме.

В ближайшее время мы должны сформировать повестку дня работы, план работы и определить ключевые направления работы. Я надеюсь, что сегодня мы по этому вопросу сможем высказаться. И всем понятно, что то, чем мы занимаемся, настолько близко связано с интересами обычного человека, что именно поэтому мы и должны достичь успеха.

Спасибо, коллеги. Начнем работу.

26 июля 2007 года
Москва, Дом Правительства
www.rost.ru



Док. 344531
Опублик.: 27.07.07
Число обращений: 1862

  • Медведев Дмитрий Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``