В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Александра Коновалова газете `Известия`(16.05.2006) Назад
Интервью полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Александра Коновалова газете `Известия`(16.05.2006)


Полпред президента в Приволжском федеральном округе Александр Коновалов: "Работу губернаторов оцениваем не по их красивым глазам"

Полномочный представитель президента в Приволжском федеральном округе (ПФО) Александр Коновалов - один из самых молодых и в то же время закрытых политиков федерального уровня. Как снизить цены на жилье? Какой должна быть государственная идеология? Почему в отношении местных депутатов так много возбуждается уголовных дел? Первое за все время пребывания в своей должности интервью Александр Коновалов дал обозревателю "Известий" Михаилу Рыбьянову.

"Меньше воруют там, где правит матерый хозяйственник"

известия: Александр Владимирович, некоторые политики, комментируя ваше назначение говорили, что в бытность прокурором Башкортостана вы успешно боролись с произволом местных властей. Так оно и было?

Александр Коновалов: Я считаю себя чиновником, но не революционером. И во время работы прокурором Башкортостана я по мере сил боролся с нарушениями закона.

известия:: Значит, Башкирия выделяется большим количеством нарушений закона?

Коновалов: Наоборот. В регионах, которыми правит матерый хозяйственник, часто с коммунистическим прошлым, меньше воруют и меньше разгул бандитизма. Так что Башкирия выделятся прежде всего большей стабильностью. Да, кому-то может не понравиться патриархальная и, я бы даже сказал, совковая модель регионального управления. Такое отношение к региону, может быть, имеет недостатки с точки зрения либеральной мысли, но в нем есть и ряд положительных особенностей. Например, там сохранено село. Оно газифицировано, проложены дороги. Молодежь там остается жить, работать, рожать детей.

"Советская дурь и показуха сохраняются до сих пор"

известия: А как вы вообще оцениваете деятельность вверенных вам губернаторов?

Коновалов: Работу глав исполнительной власти регионов, естественно, стоит оценивать не по их красивым глазам, а по ряду системных показателей. Мне по роду своей прежней деятельности так проще. Начали мы с того, что стали активней развивать работу информационно-аналитического центра полпредства. Затем стали обновлять существовавшие еще при Сергее Владиленовиче Кириенко (предыдущем полпреде в ПФО -- "Известия") так называемые "паспорта регионов", то есть аналитические записки, показывающие социально-экономическое положение того или иного субъекта федерации. В том числе мы стали вводить в эти паспорта новые системы индикативных показателей.

известия: Каких?

Коновалов: Их десятки. Допустим, бюджетная обеспеченность на душу населения. Размер потребительской корзины. Сколько учеников приходится на одного школьного учителя. Думаю, что значительная часть этих критериев и оценок должна быть в открытом для граждан доступе - это будет способствовать прозрачности власти и доверию населения.

Впрочем, некоторые вещи можно выяснить и без особых ухищрений. Еще в Петербурге мы проверяли как-то детали расходования муниципальных бюджетов. И оказалось, что одна и та же яма на дороге была, если верить документам, заасфальтирована четырьмя разными подрядными организациями в течение одного и того же дня. Что есть попросту "распил" бюджета.

Система же индикативных показателей как раз и позволит увидеть, насколько эффективно используются бюджетные средства, и в соответствии с этим, например, можно будет принимать решение об участии региона в федеральных программах, о размере дотаций и субсидий и т д. За эту систему объективизации оценки работы глав субъектов федерации мы сейчас как раз и боремся.

известия: Но ведь и бюджет можно нарисовать, и показатели подогнать, какие надо.

Коновалов: Вы правы: дьявол, как известно, в деталях. Советская дурь и показуха сохраняются до сих пор, как и традиция показывать начальству потемкинские деревни. Как раз и нужно применять такие показатели, чтобы они обнажали реальное положение дел. Например, некоторые регионы ПФО добились почти стопроцентного подключения школ к интернету. Но если покопаться в этой ситуации, то окажется, что школьники имеют возможность лишь по часу в неделю пользоваться доступом к компьютеру! Иногда бывают вообще одиозные случаи: приедут проверяющие, специально для них из сейфа учителя достанут компьютер, а как уедут - поставят его обратно.

"Новая тенденция государственного менеджмента"

известия: В таком случае можно ли пофамильно сказать, кто из губернаторов ПФО по этим самым показателям в лидерах, а кто, наоборот, вызывает вопросы? Составить их по ранжиру?

Коновалов: Я такой рейтинг не стал бы пока выстраивать - хотя бы потому, что эта система индикативных показателей еще формируется. Мы рассчитываем, что она начнет работать со второй половины этого года. Но кое-какие критерии оценки, конечно, уже работают. Например, проводятся социологические опросы доверия граждан к региональным властям. Я не склонен эти опросы принимать за абсолютную истину, но они вполне годятся в качестве информации к размышлению. В целом во многих регионах картина неоднозначная. Например, в Мордовии, с одной стороны, реализуется множество полезных начинаний - скажем, республика значительно оторвалась от всех регионов в России по кредитованию села. Но там же одновременно ужасающий разрыв между бюджетной обеспеченностью на душу населения и средней зарплатой.

известия: Нищенские зарплаты?

Коновалов: Получается, что так. Средняя зарплата там меньше пяти тысяч рублей. Большие надежды мы возлагаем на губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева. Он представляет новую тенденцию государственного менеджмента: губернатор пришел из другого региона с унифицированными прагматичными приемами выстраивания экономики и "социалки". И теперь он старается привести то хозяйство, которое ему досталось, в соответствие с этими образцами.

"Должны возводиться коттеджи, цена квадратного метра в которых будет ниже 10 тысяч рублей"

известия: Что происходит в вашем округе с реализацией национальных проектов? Как вы будете проверять, насколько эффективно были потрачены миллиарды рублей, отпущенные в бюджете на эти цели?

Коновалов: Эта проблема всерьез беспокоит не только вас, но и первого вице-премьера Дмитрия Медведева, и профильные министерства. Именно поэтому введена специальная система отчетности о ходе реализации нацпроектов в ПФО. В этой системе выделены соответствующие позиции, которые позволят судить не просто о расходовании бюджетных средств и даже не о том, что на эти средства приобретено и как эксплуатируется. По этим позициям можно будет судить о конкретном достигнутом результате. Потому что обывателя не интересует, как и на что потрачены бюджетные средства. Его интересуют простые и конкретные вещи - насколько ему доступна медицинская помощь, хуже или лучше стали учить его ребенка. И, например, если говорить о проекте "Здравоохранение", по отдельным отчетным позициям можно будет увидеть динамику заболеваемости теми или иными болезнями, узнать о количестве людей, которые обращались к врачам, и т д.

Приходит все большее понимание того, что проектное управление - концептуально иная вещь, нежели голое администрирование. Здесь гораздо больше нужно инициативы и творчества. Мы ищем инновационные подходы, которые обеспечат сведение в некоей точке сборки инвестиционного капитала, административного ресурса, общественной мысли, систем общественного контроля с тем, чтобы их совместная работа и дала желаемый результат в рамках соответствующих нацпроектов - качественное образование и медицину, здоровое село, дешевое жилье.

известия: Кстати, вам не кажется, что нацпроект Доступное жилье" - самый рискованный, и остановить безумный рост цен на квартиры куда сложнее, чем дальше выстроить, допустим, современную систему образования?

Коновалов: Такой пессимизм одно время довлел и над нами. Действительно, из всех нацпроектов этот самый тяжелый. Он в наибольшей степени должен быть интегрирован в уже сложившуюся систему действующего рынка жилья. Причем рынка очень непростого, высокодоходного, в силу этого весьма коррумпированного и криминализованного. Но уже сейчас мы пытаемся нащупывать некоторые шаги, чтобы эту ситуацию менять, и должен сказать, что варианты есть. Не все так плохо.

Во-первых, нужно исполнить указание президента о наведении порядка в сфере землеотвода. Иначе говоря, изучение ситуации по уже состоявшимся решениям о землеотводе, проверка их законности, мониторинг эффективности использования выделенных земельных участков и обеспечение в дальнейшем прозрачного, справедливого и эффективного предоставления земель под жилищную застройку.

Во-вторых, необходимо подыскивать таких инвесторов и подрядчиков, которые будут готовы работать по норме прибыли не 150 процентов, как сейчас, а хотя бы процентов 30. Взамен они получат минимизацию бизнес-рисков и определенную моральную поддержку их работы со стороны глав регионов.

В-третьих, нужно использовать специализированные серии и технологии жилищного строительства. Сейчас, например, мы наряду с Северо-Западным федеральным округом рассчитываем всерьез заняться перспективами малоэтажного строительства. Речь идет о возведении доступных деревянных коттеджей, цена квадратного метра в которых может быть меньше десяти тысяч рублей. В той же Америке, на которую мы привыкли оглядываться, по их градостроительным программам до 80 % жилья должно строиться из дерева. А мы, обладая огромным количеством лесных ресурсов, которые в конечном счете рискуют превратиться в перестой, этим не занимаемся.

"Проблема в том, что муниципальная реформа спускается сверху "

известия: Закон о местном самоуправлении - одна из самых горячих тем для регионов страны. Что сейчас с реализацией этого закона на практике на территории ПФО? Есть ощущение, что муниципальная реформа оказалась на грани провала.

Коновалов: Ваш пессимизм вынужден разделить. Одна из проблем в том, что муниципальная реформа спускается сверху, тогда как в принципе местное самоуправление должно быть инициативой граждан, которые готовы свои личные энергию и даже деньги потратить на то, чтобы их маленький местный мир был оптимально организован. А самое главное - в России разрушилась традиция локального общежития, которая существовала когда-то в виде общины, затем в виде земства, так и не доведенного до конца, затем, хотя и суррогатно, в виде советов народных депутатов. А сегодня оказалось, что каждый сам за себя и никому нет дела до соседа. Никому нет дела даже до собственного двора, и многие по-прежнему ожидают, что к ним приедет лично председатель правительства с тем, чтобы разбить перед окном газончик или убрать кучку мусора. Муниципальная реформа состоится по-настоящему лишь тогда, когда восстановится базовая социальная ткань.

известия: То есть?

Коновалов: Когда я еще работал в Башкирии, то едва ли не каждый месяц давал согласие на возбуждение уголовных дел в отношении муниципальных депутатов. Порою - за налоговые преступления, порою - за нарушения по службе. Но чаще всего по таким примерно причинам. Депутат или глава поселковой администрации выпил, закусил и стал бегать с топором за женой или за соседом. Вот такой у нас сейчас встречается уровень местного самоуправления.

Сегодня нужно, чтобы в России получили поддержку нормальные, адекватные люди, готовые уже сейчас жить по-человечески, а не как свиньи. Которые могут демонстрировать окружающим, что именно так жить по-настоящему интересно. И мы нашу задачу видим как раз в том, чтобы найти таких людей, собрать их вместе, поговорить с ними о задачах, которые стоят перед нами сообща. А затем уже рассчитывать на их инициативу, чтобы эти люди сами искали своих единомышленников и изменяли вокруг себя социальную среду.

"Важно мнение власти о том, что она считает главными ценностями для России"

известия: Ваш предшественник на посту полпреда потратил много времени и сил, устраняя угрозы распада России в регионах ПФО. Сейчас вы не находите никаких подобных угроз?

Коновалов: Наверное, никогда нельзя будет сказать, что эти угрозы полностью устранены. Дело в том, что ситуация в межэтническом и межконфессиональном диалоге на каком-то этапе нашей истории оказалась разбалансированной.

известия: Как ее теперь сбалансировать?

Коновалов: Должна быть решена задача обеспечения высокого уровня благосостояния людей. Должна быть обеспечена социальная справедливость. И должна быть в нужном формате установлена государственная идеология. В этом смысле очень важно мнение власти о том, что она считает главными ценностями для современной России. Иначе говоря, чего она ждет от тех людей, которые имеют перспективы успеха в существующей системе государственной власти.

известия: То есть все-таки предпринимается попытка найти альтернативу советским идеологическим моделям, а также знаменитой формулировке про самодержавие, православие и народность.

Коновалов: По крайней мере, уже можно попытаться обрисовать желаемые с точки зрения государства качества любого специалиста, работающего в России, и особенно госчиновника. Первое - компетентность, которая включает в себя и профессиональную подготовку, и жизненный опыт. Второе - эффективность, то есть способность и желание эти знания и умения претворять в жизнь и добиваться необходимого результата. И третье - концептуальность работы. В это широкое понятие я бы включил безупречную порядочность, высокоразвитое чувство долга, а также патриотизм. А уж как эти нравственные качества человек будет приобретать - дело каждого. Пусть один ходит в церковь, другой - в мечеть, а третий - в военно-патриотический клуб.

известия: А как государство будет доносить свои идеологические предпочтения до граждан?

Коновалов: Традиционным путем: с помощью телевидения, печатного слова, присутствия в интернете. И, разумеется, через образование - школа должна воспитывать. Кроме того, стоит говорить о создании с помощью каких-либо государственных мер реальных альтернатив существующим в стране проблемам. Возьмем ту же наркоманию. Понятно, что искоренять это зло нужно, в том числе карательной практикой. Но одними угрозами повышения уголовных санкций нельзя вернуть наркомана в нормальную жизнь. А может быть, пример саратовских студентов, ставших недавно чемпионами мира по программированию, станет более привлекательным стимулом для молодого человека, чем наркотик? И, разумеется, должны быть поддержаны традиционные ценности и культура населяющих Россию народов.

известия: Но ведь их нужно серьезно модернизировать.

Коновалов: Нужно, согласен. Недавно, например, встречался с послом Венгерской Республики. Обсуждали перспективы работы по сохранению самобытности финно-угорских народов. И как раз говорили о том, что в этой работе не должно быть этакой этнографической мертвечины, которой порою попахивает наша деятельность. Нужно искать по-настоящему интересные формы. Почему, например, нельзя собрать музыкальный коллектив, исполняющий где-нибудь в молодежных барах финно-угорскую музыку в современных аранжировках? Знаю по опыту Петербурга, что там подобные эксперименты идут на ура.

Справка "Известий"

Александр Коновалов - самый молодой полпред Президента, ему 37 лет. После службы в армии закончил юрфак Санкт-Петербургского университета (1992). Затем работал в органах прокуратуры города, где за 13 лет дослужился от помощника районного прокурора до первого заместителя прокурора Санкт-Петербурга. Со второй половины февраля 2005 до 14 ноября 2005 года - прокурор Республики Башкортостан. 14 ноября назначен полномочным представителем президента России в Приволжском федеральном округе. Холост.


16.05.2006
http://www.pfo.ru/?id=8814

Док. 344118
Перв. публик.: 16.05.06
Последн. ред.: 26.07.07
Число обращений: 410

  • Коновалов Александр Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``