В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Александра Коновалова радиостанции `Юлдаш` (Республика Башкортостан)(14.08.2006) Назад
Интервью полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Александра Коновалова радиостанции `Юлдаш` (Республика Башкортостан)(14.08.2006)

Ведущий: 11 августа в Уфе состоялось заседание рабочей группы Общественного Совета по вопросам конфессиональной политики, сохранению исторического и духовного наследия при полномочном представителе Президента России в Приволжском федеральном округе. Его провел полпред президента Александр Коновалов, и сейчас он находится в нашей студии. Добрый день, Александр Владимирович.

АЛЕКСАНДР КОНОВАЛОВ: Здравствуйте.

ВЕДУЩИЙ: Александр Владимирович, можете ли вы более подробно рассказать об отношении руководства Приволжского округа к роли ислама в жизни российского общества.

АЛЕКСАНДР КОНОВАЛОВ : Спасибо за вопрос. Я хотел бы начать тогда с тезиса, которым сегодня открыл заседание рабочей группы, которое вы упомянули. Этот тезис, как мне кажется, является очень важным и основополагающим при ведении диалога между традиционными для Российской Федерации конфессиями или диалога между государством и мусульманским сообществом. При любом отклонении от нормального конструктивного хода этого диалога я бы рекомендовал всем его участникам всегда возвращаться к этому тезису. Он состоит в том, что роль ислама, как религиозной конфессии как культуры, как традиции является очень важной. Это обусловлено многовековой историей народов России, и это значение сохраняется столь же важным по сию пору. И понимание именно такой роли ислама в истории народов России присуще без исключения всем представителям руководства государства, в том числе на самом высоком уровне - я готов это засвидетельствовать. Разумеется, такое отношение и в руководстве аппарата полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе.

ВЕДУЩИЙ: Скажите, пожалуйста, как вы оцениваете, насколько успешно сейчас идет процесс построения отношений между государством и конфессиями в регионах России?

АЛЕКСАНДР КОНОВАЛОВ: Наверное, было бы неправильно лукавить и говорить, что здесь все радужно и идеально - об этом мы тоже сегодня вели разговор на заседании рабочей группы по конфессиональной политики и сохранению духовного и исторического наследия России. Я думаю, что это обусловлено целым комплексом причин как субъективного, так и объективного характера. К последним можно отнести, к сожалению, историческую реальность. На протяжении многих десятилетий в России, в Советском Союзе проводилась откровенно богоборческая политика по отношению ко всем традиционным для России конфессиям, от этого пострадали опять таки все. Сегодня мы пожинаем во многом плоды этого времени и вынуждены нести груз вот именно этого, в кавычках, достояния и наследия. В том числе это выражается в том, что утрачена культура как межконфессионального диалога, так и диалога между религиозными объединениями, государственными и общественными структурами. Что еще более осложняет ситуацию, так это то, что не только у нас в России, к сожалению, ситуация таким образом сложилась. За прошедшие десятилетия, которыми завершался 20 век, такая ситуация наметилась во всем мире, и произошло колоссальное отступление от нравственной традиции, от религиозной традиции, как христианской, так и мусульманской. Это, естественно, не может не осложнять те отношения, тот диалог, о котором вы поставили вопрос. Тем не менее, я бы хотел особо подчеркнуть, что и Россия в целом, и Поволжский региона являются такой уникальной площадкой, если можно так назвать такую огромную территорию, на которой накоплен многовековой опыт взаимо-обогащающего, толерантного, очень доброжелательного сосуществования носителей самых разных культур, в том числе религиозных. И совершенно недопустимо, просто преступно, я бы сказал, нам было бы сейчас пренебречь этим опытом и добиться не сохранения и приумножения этого достояния, а наоборот, допустить какой-то раскол, расслоение наций в этом аспекте. Соответственно, это будет означать утрату этого достояния. Вот об этой предпосылке я считаю очень важным сказать. И завершить ответ на ваш вопрос тем, что, на мой взгляд, несмотря на отдельные издержки, сегодня как в диалоге межконфессиональном, так и во взаимоотношениях конфессий и государства перспективы для этих взаимоотношений - нормальных, современных, основанных и на законе, и на традиции, и на совести людей, безусловно, есть. Самое главное, чтобы все без исключения нормальные, адекватно мыслящие, конструктивно действующие граждане России чувствовали себя комфортно в нашей стране, чтобы не чувствовали себя ущемленными, обделенными, и для этого есть все возможности для создания такой ситуации в государстве.

ВЕДУЩИЙ: Я хочу вернуться к заседанию рабочей группы, которое вы провели сегодня. Группа Общественного Совета по вопросам конфессиональной политики, сохранению исторического и духовного наследия. Во-первых, чем вызвана необходимость такой повестки дня - вы частично уже ответили на этот вопрос, и удовлетворены ли вы итогами заседания этой рабочей группы?

АЛЕКСАНДР КОНОВАЛОВ: Итогом заседания я в целом удовлетворен. Может быть, можно рассчитывать на то, что в дальнейших заседаниях, подобных, будет принимать большее количество муфтиев территорий, которые входят в Приволжский федеральный округ. Сегодня было меньше людей, чем бы хотелось, в том числе и в силу ряда организационных причин - многие просто не смогли приехать по причинам сугубо технического характера. Что касается актуальности деятельности этой группы, то мне она представляется очевидной, в том числе и по тем причинам, которые я уже попытался осветить. Общественный Совет по развитию институтов гражданского общества при полномочном представителе Президента России в Приволжском федеральном округе создан в мае, он призван объединять представителей самых разных направлений общественной мысли, которая представлена в регионах Приволжского федерального округа. В том числе и представителей религиозной мысли, представителей конфессий. Это уже не первое заседание такой рабочей группы, они проводились ранее. Сегодня заседание очередной рабочей группы мы сочли возможным, и считаем эту возможность очень удачной, провести в Уфе, в историческом здании, в котором более 200 лет уже помещается Духовное управление мусульман России. Мы воспользовались гостеприимством Центрального духовного управления мусульман, и считаю, что разговор, который состоялся, прошел весьма полезно и конструктивно.

ВЕДУЩИЙ: Сейчас у меня будет такой длинный вопрос, попрошу вашего терпения. Во-первых, цитата: "В Башкирии, как в капле воды, отражается вся наша Россия, со всей ее многообразной религией, культурой и дружбой народов". Так сказал во время одного из визитов в нашу Республику Президент России Владимир Путин. Сегодня в Башкортостане проживает порядка представителей 130 национальностей. Не зря нашу Республику называют лабораторией национальных отношений. Александр Владимирович, как вы считаете, можно ли Башкортостан назвать и конфессиональной лабораторией. Ведь на его территории находится более тысячи религиозных организаций и проживет верующие более 20 вероисповеданий, и имеется 7 духовных центров?

АЛЕКСАНДР КОНОВАЛОВ: На самом деле - и да, и нет. Так бы я ответил, несколько двояко. Да, если говорить о том, что это регион, который действительно населен практически тем же количеством национальностей, этнических групп, которыми населен в целом Приволжский федеральный округ. Если говорить о том, что это регион, в котором имеется большой, серьезный опыт вдумчивого отношения к выстраиванию межнациональной и межконфессиональной политики, наверное, можно назвать тем термином, которые вы упомянули, в том числе, Республику Башкортостан. Хотя я хотел бы отметить, что в целом ведь, мы с вами об этом уже сказали, Приволжский федеральный округ - это такое уникальное место, где проживет огромное количество национальностей, носителей разных культур, и они испокон веков жили взаимообогащающе, толерантно, терпимо, в том числе и к вероисповеданию друг друга. В то же время в моем представлении лаборатория, ассоциируется с таким понятием, как НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, которые, как известно из самой юридической концепции этого вида общественно-полезной деятельности предполагает в качестве полезного так же и отрицательный результат - любой, по сути, результат, главное, чтобы исследования были произведены. Когда мы говорим о том, что такие процессы происходят в научной или исследовательской сфере, то это вполне допустимо. Но когда мы говорим о жизнях людей, о довольно серьезных политических, социальных процессах, то, разумеется, здесь никакого волюнтаризма, никакой склонности к непродуманным экспериментам быть не должно. Я особо хотел бы подчеркнуть - мне это кажется важным, и я об этом тоже говорил на заседании рабочей группы - любая религиозная деятельность должна быть максимально удалена от всякого рода политизации. Как только здесь появляется политика, как только появляется частный и корпоративный интерес, далекий от интересов глобальных, которыми призвана заниматься любая нормальная традиционная религия, можно смело ставить крест или знак вопроса - что угодно, как вам больше нравится, на такой деятельности. Потому что слишком много ненормальных, неадекватных наслоений немедленно появится в деятельности такого религиозного объединения.

ВЕДУЩИЙ: Мой следующий вопрос связан с образованием - тема тоже такая, что вызывает очень много разноречивых суждений. Александр Владимирович, как вам видится интеграция светского и религиозного образовании? Считаете ли вы, что государство должно оказывать финансовую поддержку по подготовке кадров для религиозных организаций? Тут два вопроса.

АЛЕКСАНДР КОНОВАЛОВ: Начав с последнего вопроса, думаю, что, безусловно, должно. Этот взгляд, наверное, неизбежно должен восприниматься в контексте того, что я сказал ранее, о том, что взаимоотношения государства и конфессий сейчас не идеальны, далеки от идеала, более того, сейчас никто не скажет, каким этот идеал должен быть, с учетом того, что мы потеряли традицию такого сосуществования, соработничества, и более того, в новых условиях эта традиции должна быть принципиально другой, чем она было 100, и тем более 200 и более лет назад. Но то, что должна быть поддержка, по крайне мере, вот на этом этапе, когда традиционные конфессии, и ислам в том числе, претерпевают определенные трудности, и организационного, и финансового характера, это, на мой взгляд, очевидный факт. Причем эта поддержка должна быть по возможности и ощутимой с точки зрения материальной, то есть за счет федерального, регионального бюджетов - я думаю, что это вполне адекватная практика, в том числе и потому, что она будет приводить не только к развитию духовной, религиозной составляющей нашего общества, но в целом его концептуальной, его нравственной составляющей. Эта практика будет вести к тому, что люди будут вести себя более законопослушно, более терпимо друг другу, и это, в конечном счете, идет на благо государства. Но поддержка эта может быть не только финансовая, она может быть и иной - например, сегодня мы говорили о том, как светские, гражданские учебные заведения могли бы помогать специалистами заведениям религиозным, тем же медресе, в частности, в такой составляющей, как преподавание светских дисциплин. А по образовательным стандартам, как мне рассказали коллеги из системы мусульманского духовного образования, до 50 процентов предполагается именно светских дисциплин в программе духовных учебных заведений. Я думаю, что такая оправданная помощь специалистов гражданских вузов, тех же аспирантов, которые могли бы преподавать не профильные для духовных заведений дисциплины, это вполне нормальная, и вполне перспективная практика. Я думаю, здесь есть о чем подумать, и одно из перспективных направлений, которое мы обозначили с коллегами - участниками рабочей группы на будущее, это как раз оптимизации системы исламского духовного образования, даже сказал бы шире, богословского образования, потому что мое убеждение состоит в том, что не только духовная система, но и система светского, теологического образования, как христианского, так и мусульманского, тоже должна укрепляться в России. Я думаю, что мы в аппарате полпредства - не буду обещать много, но определенные пути и способы, чтобы улучшать положение в этой сфере, тоже будем находить.

ВЕДУЩИЙ: Но то же можно сказать об обратном процессе преподавания религиозных дисциплин, той же этики в школах и вузах...

АЛЕКСАНДР КОНОВАЛОВ: Да, это тоже совершенно оправданная практика, этот процесс взаимообогащающий должен быть, согласен с вами.

ВЕДУЩИЙ: Следующий вопрос: России является многоконфессиональным государством, об этом уже говорили, как вы понимаете тезис "Равное и ровное отношение ко всем конфессиям"? Я имею ввиду, что часто в отдельных кругах появляются высказывания, что сегодня у власти есть любимые конфессии, есть менее любимые?

АЛЕКСАНДР КОНОВАЛОВ: Спасибо за вопрос. Во-первых, я хочу сказать, что контакт и взаимодействие с конфессиями, с религиозными направлениями, движениями, должен быть основан на исторической традиции, и должен в том числе, безусловно, учитывать положение и приоритет конфессии в обществе. Как уж, простите меня, вы не уговаривайте, я не смогу относиться к мусульманском сообществе Приволжского федерального округа равным образом, чем, допустим, к тем, кто тяготеет к деятельности секты "Брахма-Кумарис". Или может быть не такой радикальный вариант возьмем - к такому религиозному течению, как, например, бахаизм - последователям Баха-Уллы, хотя они много взяли от ислама. Я убежден в том, что именно те религии, которые зарекомендовали себя на протяжении многих веков именно в России, которые слились именно в процессе этой многовековой переплавки культур, традиций, с историей народов России - именно они должны иметь приоритет и главенствующее положение. Это мое убеждение, не думаю, что я в данном случае выступаю каким-то душителем демократических прав и свобод.

Теперь, что касается остальной части вашего вопроса. Вы его со свойственной вам деликатностью, сформулировали несколько мягче, чем он мог бы звучать, но давайте, готов точки над "и" здесь расставить. Я читал в том числе именно про себя, в сети Интернет, на разных интернет-ресурсах такие обвинения - не обвинения, а некоторые сомнения, скажем так, состоящие в том, что мои приоритеты сосредоточены исключительно в области христианства, православия, что на мусульман Приволжского федерального округа мне наплевать, и что чуть ли не теократическое христианское государство я предлагаю выстраивать. Из некоторых публикаций именно такой вывод читатели, потребители этого информационного, с позволения сказать, продукта, могут составить. Я готов сразу сказать, что это полная чушь, это болтовня людей, либо не очень компетентных, либо не очень добросовестных. Разумеется, никаких подобных убеждений у меня нет, и я готов был бы убеждать этих людей, у которых такое впечатление складывается о конфессиональной политике в аппарате полпреда, но я считаю, что дискуссия должна вестись порядочно, откровенно, добросовестно, а не быть основанной на вырывании из контекста отдельных фраз, их домысливании, перетолковании и итоговом доведении до такого состояния, о котором и в мыслях не было у говорящего что-либо провозглашать. Что касается взаимоотношений с мусульманским сообществом и с конфессией мусульманской в Приволжском федеральном округе, я готов подписаться на 100 или 200 процентов под теми словами, которые в начале нашего с вами общения высказал об отношении и руководства государства, и тех представителей федеральной власти, которые работают в Приволжском федеральном округе, к исламу, как к традиции, религии истории, как к системе нравственных ценностей. Готов только некоторые факты привести: буквально первым из общественно-политических деятелей, с которыми я встретился сразу же после своего назначения на нынешнею должность, был Талгат-хазрат Татжутдин. У нас с ним состоялся очень конструктивный, интересный диалог, он мне подарил тафсир Корана, который я по мере возможности изучаю в свободное время. Буквально в первые же недели своей работы я побывал в Казанском исламском университете, впоследствии также встречался неоднократно с представителями и руководителями этого университета. Одновременно с созданием секции рабочей группы по конфессиональной политике, в которую вошли представители православного епископата и духовенства, мы создали секцию этой же рабочей группы по взаимодействию с мусульманским сообществом и мусульманским духовенством. В апреле месяце довольно развернутое, большое интервью я дал газете "Маглюмат аль-Булгар", которое было в июньском номере опубликовано, и в этом интервью, как мне показалось, я ответил на все вопросы, которые могли бы возникать, и ответы эти вряд ли можно интерпретировать в ключе, который соприкасается с точкой зрения о якобы не должном, неуважительном отношении с моей стороны к мусульманской религии вообще, в том числе и к представителям ее в Приволжском федеральном округе. Я еще раз хочу сказать, высказать убеждение в том, что, диалог между государством и конфессиями диалог должен идти конструктивно, полезно и с общим, обоюдным желанием исправлять ситуацию к лучшему, добиваться продолжения стабилизации общественной ситуации, содействовать нравственному возрождению народов России. Он не должен сводиться к деятельности, состоящей по сути только в самовыражении, в стремлении проявить себя, продемонстрировать свою точку зрения, особую, отличную от окружающих. Любой радикализм, любой процесс, который переходит в некую изоляцию от окружающих, мне представляется неполезным для народов России, для нашего государства. Я думаю, что сегодня время созидания, а не разрушения и деструктивных действий.

ВЕДУЩИЙ: Александр Владимирович, я правильно вас понял, вы авторитетный представитель власти и авторитетно заявляете, что выделять какую-то религию - я имею ввиду традиционные религии для России, государством - это просто гибельный, тупиковый путь.

АЛЕКСАНДР КОНОВАЛОВ: Я попытался на эти вопросы раньше ответить, я убежден, что приоритет должен отдаваться традиционным для России конфессиям и религиям. Как вы знаете, я себя отношу к христианской традиции, и то, что я посещаю именно христианское, православное богослужение - ну здесь я уже ни чем не могу ситуацию исправить. Кстати, я считаю, что личное, непосредственное участие в жизни той или иной конфессии, это личное дело каждого. И категорически недопустимо в это вмешиваться и вторгаться. А вот что касается деятельности социальной, внешней, в том числе в тех аспектах, о которых мы сегодня с уважаемыми представителями муфтията говорили на заседании рабочей группы, это как раз оправданное и правильное дело. Соответственно, вот так нужно дружить государству с религиями, с конфессиями. Так вот, я представитель христианской конфессии, могу сказать, что меня сегодня положение дел в мусульманском сообществе и особенности существования мусульманских приходов, мусульманских учебных заведений, их материального положения, беспокоит гораздо больше, чем положение в православной конфессии. И естественно, этим нужно заниматься, эту ситуацию исправлять.

ВЕДУЩИЙ: Вот вопрос, который касается уже внешнего мира, и мировых процессов, которые происходят сейчас на ближнем востоке. Не секрет, что в условиях обострения арабо-израильского конфликта такие вопросы часто возникают: повлияет и этот конфликт в худшую сторону на межконфессиональные отношения в нашей стране?

АЛЕКСАНДР КОНОВАЛОВ: Я думаю, что на этот вопрос лучше бы ответили специалисты - и востоковеды, и специалисты в области религиоведения. На мой взгляд, может повлиять, если опять таки к освещению, комментариям этих событий, будут допущены в широкоформатном варианте люди либо не очень компетентные, либо не очень добросовестные. Если начнется разжигание страстей, если начнутся неквалифицированные комментарии, если начнется вот такое освещение происходящего, причем действительно трагических событий, которые там происходят на сегодняшний день, гибнут люди, страдают дети, это в наше время совершенно недопустимое явление, если вот эти трагические события станут предметом досужих обсуждений, причем в духе либерально-демократического, простите за прямоту, подхода, в том смысле, в котором он, к сожалению, в последние годы трактуется. Вот если до таких комментариев дойти, то это может усложнить межконфессиональные взаимоотношения. Хотя в целом я убежден, что та традиция уважительного и дружелюбного отношения к представителям других народов, религиозных убеждений, которая в России сложилась, имеет слишком серьезную, солидную базу, ее не смогут разрушить никогда.

ВЕДУЩИЙ: Вы уже почти ответили на мой следующий вопрос, но все-таки я его задам. Насколько вот, по вашему мнению, как в целом складывается ситуация в нашей стране, в нашем регионе в области межконфессиональных отношений - насколько терпимы россияне, и представители Приволжского федерального округа к представителям тех религий, которые они сами не исповедуют?

АЛЕКСАНДР КОНОВАЛОВ: Вы знаете, в среде любой религии, конфессии, наверное, можно сейчас в том числе и в Приволжском федеральном округе можно найти радикалов, которые высказывают точки зрения, на мой взгляд, не способствующие развитию диалога и стабилизации в обществе, а самое главное - укреплению духовно-нравственного авторитета самих конфессий, которые они представляют. Я не хочу на конкретные примеры сбиваться - любой, наверное, может подобрать такие случаи. И в среде мусульманской, и в среде православной такие явления присутствуют, хотя, к счастью, и не в большом изобилии. Что касается отношений на уровне бытовом, массовом, то радикализм может стать массовым, если государство и общество - я хочу подчеркнуть особо, что и общество тоже в ответе за эти процессы - если они допустят развитие расслоения этого общества, и, соответственно, изоляцию отдельных слоев и категорий людей, и их маргинализацию, то есть отрыв от нравственной, духовной, исторической традиции. Когда люди не будут находить себя изначально в экономической жизни общества, не будут находить себя в социальной, общественной, и при этом не имея нормального, серьезного уровня культурного развития, образования, не являясь носителями каких-то традиционных нравственных ценностей - эти люди могут легко уходить в экстремизм любого толка, любого рода. И здесь уже, боюсь, таким маргиналам будет неважно, по какому поводу начать развивать вражду - по поводу религиозных, по поводу национальных, по поводу политических убеждений. К сожалению, в последние годы в нашем обществе не так уж и мало примеров, когда такие вот оторванные от традиций представители как политических, так и религиозных, так и общественных движений действовали откровенно во вред и общим интересам, и своим, в конечном итоге. Опять таки, на этот вопрос однозначно ответить нельзя, в целом, мне кажется - еще раз повторюсь, для жителей России, для представителей самых разных народов характерно очень терпимое и дружелюбное отношение к другим религиям и конфессиям. Массового недоверия, недопонимания, отрицательного отношения к носителям других религиозных убеждений я не встречал в нашей стране. Отдельные всплески этих явлений есть, мы их с вами в ходе нашего разговора постарались, пускай на уровне первого приближения, проанализировать. Я думаю, что этот анализ - системный, качественный, и главное, в итоге продуктивно реализуемый в политику, как управленческую, административную, так и деятельность общественных организаций, должен стать предметом деятельности серьезных специалистов, организационно объединенных в том числе в такие структуры, как наша рабочая группа, о который мы с вами сегодня несколько раз вспоминали.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо вам за обстоятельный ответ. Я напомню, что в нашей программе принимал участие полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Александр Владимирович Коновалов.

АЛЕКСАНДР КОНОВАЛОВ: Спасибо вам. Всем мусульманам Приволжского федерального округа желаю всего доброго.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо, на этом мы с вами прощаемся, до новых встреч.

14.08.2006
http://www.pfo.ru/?id=9473

Док. 344112
Перв. публик.: 14.08.06
Последн. ред.: 26.07.07
Число обращений: 414

  • Коновалов Александр Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``