В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Александра Коновалова телекомпании `Волга`(06.02.2006) Назад
Интервью полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Александра Коновалова телекомпании `Волга`(06.02.2006)

Александр Резонтов: Уважаемые телезрители, мы работаем в прямом эфире - это значит, что по телефону 30-74-00 вы можете задать свои вопросы прямо сейчас, и, кроме того, в течение трех дней мы принимали вопросы для полномочного представителя Президента РФ. Вопросов приняли очень много, сегодня я постараюсь некоторые из них задать. Ну, и, прежде всего, Александр Владимирович, со времени вашего назначения на пост полпреда прошло примерно 2,5 месяца. Насколько я понимаю, за это время вы успели объехать практически все регионы ПФО. Насколько реальность совпала с ожиданиями и как на фоне других регионов выглядит Нижегородская область?

Александр Коновалов: На самом деле Приволжский федеральный округ является одним из наиболее важных, я бы сказал, конституирующих и экономику, и социальную сферу округов в стране. И в этом смысле ожидания, по крайней мере, не проиграли в результате тому, чтобы увидено, а в некоторых регионах результаты эти ожидания превзошли.

Действительно, регионы, входящие в ПФО, развиты неравномерно. Это в значительной степени обусловлено и объективными причинами. Например, в той же Нижегородской и Кировской областях в советский период значительную долю в экономике региона - свыше 80%, традиционно составлял военно-промышленный комплекс, который после ряда перемен в стране оказался, мягко говоря, не в почете.

Соответственно, позиции стартовые, с которых территории двинулись в свободный рынок, в экономику, были не равнозначными. В тех территориях, где присутствую природные ресурсы, где есть нефте- и газодобыча, нефтепереработка, нефтехимия, разумеется, сейчас условия развития экономики предпочтительнее. То есть территории развиты не равнозначно, в то же время, практически во всех территориях, которые я посетил, есть примеры удачного администрирования и менеджмента, в том числе государственного менеджмента. Есть примеры очень интересных технологий, подходов, фактически, я даю слово, что не лукавлю - во всех регионах, я это говорил, в каждом из них есть что-то достойное внимания, интересное, и в том числе иногда требуется распространение этого положительного опыта.

Что касается Нижегородской области - я уже начал отвечать на эту часть вашего вопроса - это регион с очень большими славными традициями, но, по тем или иным причинам, здесь не все безупречно. Это и не простое состояние села, и коммунальный сектор, и газификация. Это не кризисное, но тяжелое состояние оборонно-промышленного комплекса. В тоже время, с другой стороны, это регион, где есть мощнейший автопроизводитель, авиапроизводитель. Где есть уникальный центр в Сарове, в котором по-прежнему аккумулированы самые современные и высокотехнологичные разработки, который по-прежнему является одним из предприятий, конституирующих оборонный комплекс страны в целом. Поэтому перспективы для развития региона, на мой взгляд, есть, и не плохие. Я надеюсь, что в самое ближайшее время при оптимизации администрирования управленческой деятельности, привлечение надлежащих инвестиций, тех, которые достоин регион, и Нижний Новгород в частности, дела должны существенно пойти на лад.

Александр Резонтов: Я так понимаю, что нашему региону есть, что позаимствовать у соседей, есть чему и соседям поучиться у нас. А вы лично ощутили разницу в работе полномочного представителя Президента РФ и прокурора?

Александр Коновалов: Ну, это вопрос риторический. Разумеется, разница очень серьезная. Работа в любом из ведомств - это всегда большая или меньшая специализация деятельности и более или менее узкоспециальный, прагматичный подход к своей деятельности - соответственно, и к оценке деятельности окружающих. Тем более, в части последнего, в таком специфическом ведомстве, как прокурорская система. Сейчас, естественно, приходится смотреть на многие вещи совсем другими глазами - не только критикуя, не только выявляя слабые места в работе коллег, но и, самое главное, пытаясь что-то генерировать, создать что-то конструктивное, полезное. От того, что мы просто констатируем, как все вокруг плохо работают, лучше жить люди не станут, и мы тоже не станем ощущать плоды своей работы - по-настоящему эффективно. Работа, конечно, другая - принципиально другая, но в целом я думаю, что государственная служба как таковая воспитывает определенные качества в современном человеке. Я надеюсь, что эти качества позволят и нынешнюю задачу, которая стоит передо мной, как перед государственным чиновником, более или менее успешно решать.

Александр Резонтов: Ну вот, пожалуй, одна из самых главных задач - она совершенно очевидно определена Президентом РФ - это реализация национальных проектов. Всего их 4. Вчера Владимир Путин провел ежегодную пресс-конференцию, в которой приняли участие тысяча российских и иностранных журналистов, и в том числе, конечно, журналисты нашей телекомпании. Разумеется, Президент говорил о национальных проектах. Я напомню, всего таких национальных проектов 4: здравоохранение, образование, доступное жилье и сельское хозяйство. Проекты серьезные, направления крайне важны, и деньги тоже серьезные. Известно, кстати, сколько получит Нижегородская область?

Александр Коновалов: Сейчас завершается процесс формирования так называемого сетевого графика, так и заключения соглашений между профильными министерствами, которые курируют реализацию соответствующих национальных проектов с исполнительными властями регионов, поэтому сумму сейчас никто назвать не сможет. Есть заявки, которые подготовили все регионы, назвав те суммы, которые им бы хотелось бы получить и освоить. Окончательная сумма, которая будет выделена из федерального бюджета на текущий финансовый год, в ближайшее время будет понятна. Сейчас все территории, включая регионы, входящие в ПФО, получили первый транш денежных средств, направленных на выплату установленных доплат медицинским работникам и работникам в сфере образования. Фактически на первую половину года эти суммы получены. В дальнейшем по мере необходимости из федерального бюджета будут выделяться дополнительные субсидии.

Александр Резонтов: Но вы согласны, что эти суммы очень серьезные? Правда?

Александр Коновалов: Да, суммы приличные.

Александр Резонтов: Вчера на пресс-конференции был озвучен один из ключевых моментов - вопрос об этом задавали Владимиру Путину - на чем основана уверенность, что все деньги в полном объеме дойдут до того, кому они предназначены, что их попросту не разворуют?

Александр Коновалов: Уверенность основывается, в частности на том, что на этом первоначальном этапе реализации национальных проектов были предприняты, я бы сказал, беспрецедентные меры - создана система сквозного мониторинга реализации этих проектов, причем по нескольким направлениям: как по направлению внутриведомственного контроля, по направлению Президентского контроля, так и по направлению контроля общественного. В том числе задействована законодательная власть. То, что такое серьезное внимание уделяется организации контроля за расходованием бюджетных средств, само по себе внушает большую уверенность, нежели та, которая была за последние годы в том, что бюджетные средства будут расходованы законно.

Но мне кажется, что вы совершенно справедливо подчеркнули, что это только часть задач. Дело еще в том, что бы потратить эти денежные средства, выделяемые федерального бюджета на предстоящие три года не только в соответствии с буквой бюджетного законодательства, но и эффективно, и самое главное, продуктивно. Потому что проследить за правильностью начисления доплат медицинским работниками первичного звена, классным руководителям; проследить за тем, чтобы было грамотно выстроены критерии работы лучших учителей, лучших учеников и студентов; и еще обеспечить целый ряд, так сказать, миссий, которые входят в программу приоритетных проектов - это задача не всегда простая, но осуществимая, понятная, конкретная. Но на этом проекты не заканчиваются. И если кто-то думает, что можно будет поставить точку и сказать: "учителя получили больше денег - ежемесячно по тысяче рублей; медицинские работники первичного звена - по 5 и 10 тысяч; выпущено на трассы дополнительное количество машин скорой помощи; оборудовано дополнительным медицинским оборудованием лечебные учреждения", и так далее. И все, реализовали национальные проекты - это глубочайшее заблуждение. Потому что самое главное - итоговый результат. Мы сейчас видели с вами, как на этом внимание акцентировал Президент: чтобы реальный, живой, конкретный человек почувствовал улучшение в сфере медицинского обслуживания, в сфере получения образовательных услуг, в доступе к нормальному, достойному для существования жилью, имел возможность получить качественные продукты питания, произведенные на своей родной территории.

Александр Резонтов: И ведь это должны быть не только врачи и учителя, которые получают деньги, но и те люди, о здоровье, об обучении которых они заботятся, то есть все общество, по сути.

Александр Коновалов: Совершено верно. Мы сейчас говорим об оптимизации администрирования, как при реализации национальных проектов, так и во всех сферах, которые призваны обеспечить эту реализацию в сопредельных сферах, инфраструктурах.

Мы сейчас говорим о том, что необходимо улучшить условия для работы медицинским работникам, учителям и так далее. Как финансовые условия, так и материальные, то есть обеспечить их рабочие места необходимым оборудованием - всем, чем нужно, чтобы они качественно оказывали свои услуги. Но самое главное, чтобы потом был сделан шаг к качественному обеспечению людей медицинским услугами, образовательными услугами, и всем иным. Только когда люди почувствуют реальные улучшение в этих отраслях, когда они поймут, что это не сиюминутный или какой-то пиар-проект, чтобы решить какие-то проблемы в текущий момент, или создать популистские тенденции - что это осуществляется стабильно, системно, что государство всерьез и надолго озаботилось состоянием дел в этих сферах - вот тогда мы сможем посчитать, что задача национальных проектов на этом этапе выполнена.

Александр Резонтов: Мне кажется, идея сама по себе, что называется, зацепилась. На вчерашней пресс-конференции журналисты из разных регионов, по-моему, три или четыре раза возвращали Владимир Путина к этой теме, и он охотно и подробно рассказывал. Мы получили вопросы от жителей Нижегородской области на тему национальных проектов. Например, Максима Максимовича Нумовича из Дальне-Константиновского района очень интересует исполнение национального проекта в сфере сельского хозяйства и есть масса других обращений подобного рода. Но, знаете, больше всего вопросов все-таки по теме здравоохранения. Я думаю, будет справедливо, если мы начнем разговор именно с этой темы. Здоровье - это святое, естественно, поэтому и вопросов больше всего поступило именно на эту тему. Как вы знаете, в одной из предыдущих программ с участием вашего предшественника, Сергея Кириенко, мы как раз начали разговор на эту тему, тогда он говорил в целом о проекте "Здоровье". Он рассказывал о так называемых родовых сертификатах, которыми некоторые нижегородки уже успели воспользоваться. Ключевой вопрос - вы уже упоминали об этом - это повышение заработной платы участковым врачам, участковым медсестрам на 5 и 10 тысяч рублей соответственно. Это с определенной ревностью воспринято среди врачей узкой специализации. Многие из них имеют высочайший профессиональный уровень и опыт. Как решить этот вопрос, чтобы не возникало такой неровности, чтобы все врачи, кто действительно лечит, получали достойную зарплату?

Александр Коновалов: Вопрос этот неоднократно уже поднимался и обсуждался. Собственно говоря, это наверное, наиболее уязвимое звено в концепции национального приоритетного проекта в сфере здравоохранения. То, что нужно поднять заработную плату медицинским работникам первичного звена, то, что нужно поднять качество медицинских услуг в этом сама первичном звене, ни у кого, естественно, сомнений не вызывает. Но когда речь идет о некой конкуренции внутри медицинской системы, которая, как всякая корпорация, является довольно специфической средой, где ревностно относятся к положению дел внутри этой корпорации, понятно, что это уже становится не простым вопросом. Здесь нужно, наверное, для начала понять сущность этой концепции, как она видится профильными министерствами, правительством страны и президиумом Совета по реализации национальных проектов. Главная задача в том, чтобы преодолеть по настоящему кризисное состояние в медицине первичного звена. И перенести центр тяжести всей медицинской деятельности именно в это звено. То есть добиться, чтобы заболевания у нас в гораздо более значительной степени упреждались, либо лечились на ранних стадиях своего развитии, нежели доходили до определенной критической фазы, когда может помочь только высокотехнологичная медицина, и когда, к сожалению, уже поздно вмешиваться. Именно поэтому весь проект сориентирован на то, чтобы российские граждане получали настоящую квалифицированную качественную защиту, уже на ранних стадиях заболевания, когда лечение может быть эффективным. На одном из совещаний министр здравоохранения РФ Михаил Зурабов привел в пример, поразившую меня, как неспециалиста, статистику. Он сказал, что продолжительность жизни в России мужчины 57 лет, а продолжительность жизни мужчины, который болен сахарным диабетом - 67 лет. Парадоксальная, казалось бы, цифра.

Александр Резонтов: Потому что больной диабетом внимательней следит за своим здоровьем?

Александр Коновалов: Потому что гораздо раньше, чем среднестатистический гражданин, больной диабетом попадает под систематическое наблюдение врачей. Соответственно, целый ряд сопутствующих заболеваний, которые у других граждан не попадают в поле зрения медицины на этом упреждающем этапе, у него выявляются заблаговременно, и лечатся.

Александр Резонтов: Любопытно.

Александр Коновалов: Это меня цифра удивила, даже поразила, если так можно выразиться. Поэтому сама по себе идея, наверное, является прогрессивной. Что касается этапа первоначального, на котором будет происходить перемещение центра тяжести на первичное звено, понятно, что на нем без определенных проблем не обойдется.

Но я все же сказал о том, что врачи-специалисты высокой квалификации не будут так безнадежно забыты, в том числе и рамках реализации тех мер, которые предполагается на данном этапе реализации проекта в сфере медицинского обслуживания. Это и значительные средства, инвестируемые в диспансеризацию населения - здесь задействованы именно врачи-специалисты. Также довольно большие средства выделяются на развитие высокотехнологичной медицины. Здесь, разумеется, врачи-специалисты высокой квалификации тоже имеют возможность приложить свои усилия.

Александр Резонтов: Александр Владимирович, вы, вероятно, знаете, что есть вопросы по национальному проекту в сфере здравоохранения среди участковых врачей и участковых медсестер. По результатам обращения в нашу редакцию некоторые из этих вопросов обобщила Алла Рощина:

Педиатров, с одной стороны, не хватает. С другой стороны, происходит укрупнение участков, и, следовательно, сокращение детских врачей. Почему количество детей на участке считается по прописке - ну неужели детский врач откажет ребенку, который приехал из другого города с необходимыми медицинскими документами, но без прописки, в медицинской помощи?

Александр Коновалов: Ну, к сожалению, ответить на них однозначно и таким безапелляционным способом сейчас не сможет никто. Проживание на территории медицинских участков детей, у родителей которых нет регистрации - это большая волнующая тема. При "проклятом наследии" советского режима прописка являлась одним из наиболее одиозных институтов, который проклинали и ненавидели все, говорили, что это ограничение прав и свобод человека. На самом деле это как раз институт, который позволяет решать более или менее оптимальным путем распределение ресурсов - как раз медицинских, образовательных, социальных и всех прочих, для того, чтобы реально проживающее на этой территории людей было обеспечено адекватным количеством специалистов.

Александр Резонтов: То есть от прописки сейчас отказаться нереально просто?

Александр Коновалов: Да ни одно государство не в состоянии отказаться, по крайней мере, от учета и контроля за тем, что происходит на находящихся в его юрисдикции территориях. Я думаю, что потихонечку это будет приходить в порядок, и люди начнут понимать, что выгодно жить так, как это им предписывает закон. Что касается вопросов, связанных с укрупнением участков, сокращением ставок, определения нормативов - этих вопросов огромное количество. Я хотел бы подчеркнуть, что прерогатива в решении этих вопросов принадлежит именно исполнительной власти субъектов РФ. Но в тех случаях, когда практика разрешения этих ситуаций будет хромать, аппарат полномочного представителя Президента РФ в ПФО, естественно, будет готов подключаться и корректировать эти ситуации.

Александр Резонтов: То есть в первую очередь возникают вопросы подобного рода, необходимо обратиться в профильные медицинские учреждения, в данное министерство, а затем в вашу общественную приемную.

Александр Коновалов: Я перед своим аппаратом ставлю сейчас задачу максимально полного и эффективного мониторинга всего того, что происходит на территории Приволжского округа. В том числе и в сфере реализации приоритетных национальных проектов. Любая информация, которая будет поступать в наше распоряжение, будет приветствоваться, и уверяю жителей области и города, что оно попадет в работу.

Александр Резонтов: Спасибо. Мы работаем в прямом эфире 30-74-00 и у нас есть звонок телезрителя. Алло, мы вас слушаем:

Телезрительница: "Здравствуйте, Александр Владимирович, меня зовут Наталья Владимировна, я из Дзержинска, участковый педиатр. Мне хотелось бы задать вопрос в связи с повышением зарплаты на 10 тысяч. Нам говорят, что вроде бы не будут выплаты этих денег во время учебы, отпуска или больничного листа. Действительно ли это так?"

Александр Коновалов: Наталья Владимировна, я думаю, что на эти вопросы будет отвечать жизнь, причем в самом обозримом будущем, когда эти выплаты начнутся. На самом деле, если я правильно понял концепцию профильного министерства, доплаты по 5 и 10 тысяч - это в своем роде вознаграждения за дополнительные медицинские услуги. Они даже не подпадают с точки зрения профильного министерства под соответствующую индексацию с учетом коэффициента за особые условия труда. Например, в северных, или в сопредельных с северными районах. Поэтому по этой логике, наверное, время, так скажем, отсутствия на рабочем месте должно влиять на размеры этих выплат. Но я думаю, что уже первые месяцы применения этой практики на ряд вопросов дадут ответ. Убежден в том, что мы добьемся, как минимум, законного разрешения этих ситуаций.

Александр Резонтов: Теперь давайте вернемся из крупных городов на село, здесь своя специфика. Вот что говорят врачи Линдовской больницы - это Борский район Нижегородской области. С 1 января 2006 года медицинские сестры на селе получают больше чем врачи. Оказывается, подбавка положена только участковым врачам. У медсестер в трудовых книжках так и написано, а участковых врачей на селе никогда не было. Они одновременно являются узкими специалистами, но реально к каждому прикреплен еще и участок. А деньги не положены. Чтобы спасти положение, в сельских больницах решили дописать в трудовых книжках врачей слово "участковый", но вышестоящее руководство внести поправку не разрешило. Ну и представьте, какая это территория. Если это сельский район, деревня. Как вы прокомментируете ситуацию с сельскими врачами?

Александр Коновалов: Александр, эту ситуацию я возьму на контроль. Она мне представляется довольно странной, скорее, напоминающей недоразумение. Потому что если человек реально выполняет обязанности участкового врача, но такая ставка отсутствует в реестре, то, наверное, это неправильно, это нужно корректировать. Я готов в самое ближайшее время провести консультации как с представителями местного здравоохранения, так и, если потребуется, выйти на уровень профильного министерства.

Александр Резонтов: Хорошо, телефон, 30-74-00, прямой эфир и у нас вновь есть вопрос телезрителя. Пожалуйста, вы в прямом эфире.

Телезрительница: "Здравствуйте, Александр Владимирович. Вопрос адресует заведующая участкового поселка Тумботино Анна Ефимовна Балакина. Первый вопрос - это газификация поселка. У нас это вечная проблема, которая не решается. Потому хотелось бы, чтобы с вашим участием вопрос был решен. Второй вопрос - это плохое теплоснабжение учреждений образования, больниц. Поэтому мы бы хотели, чтобы было налажено отопление в системе образования и больничных учреждениях. И еще жизненно важный для нашего поселка вопрос - переправа через реку Оку. Поселок находится в заречной части и переправы нет никакой. Это жизненно важный вопрос для нашего поселка, потому что многие едут работать и учиться по другую часть реки, в город Павлово, и переплава для нас - это проблема".

Александр Коновалов: Спасибо за вопрос. По поводу газификации не только поселка, о котором сейчас шла речь, но и в целом о территориях, которые пока еще страдает от недостатка такого централизованного снабжения через присоединенную сеть, можно сказать следующее. Помимо четырех правительственных национальных проектов, которые инициированы Президентом РФ, существует еще пятый проект акционерного общества "Газпром", который по своему статусу и объему выделяемых средств - а их около 35 млрд. рублей на предстоящие три года, в принципе сопоставим с национальными проектами. Согласно этому проекту, за три года около 11 тысяч потребителей дополнительно должны получить газ.

Александр Резонтов: Это в стране? А в Нижегородскую область "Газпром" зайдет?

Александр Коновалов: Я думаю, что да. Я знаю, что в северных областях есть еще широкое поле, для того, чтобы развернутся, всерьез поработать над газификацией территорий. Другое дело, что здесь должны активно подключаться не только региональные власти, что было бы еще полбеды, но и власти муниципальные, потому что так называемые сети низкого давления - это прерогатива местных властей. Здесь нужно будет успешно и грамотно сочетать политику по привлечению денежных средств населения, по привлечению денежных средств из муниципальных бюджетов, и денежных средства общества "Газпром", которое тоже довольно серьезные суммы в эту программу инвестирует. В первой декаде марта в Нижнем Новгороде должно состоятся совещание, посвященное этой проблематики с участием руководителя общества "Газпром" господина Миллера, и с участием всех губернаторов регионов, входящих в ПФО. Я думаю, что мы выработаем серьезную комплексную программу по дополнительной газификации территорий, входящих в ПФО. Убежден в том, что и Нижегородская область также будет участвовать в этой программе. Что качается дополнительных проблем - по поводу переправы и качества жилищно-коммунального обслуживания...

Александр Резонтов: Ну холодно просто - может, это и с газификацией тоже связано, кстати.

Александр Коновалов: Не исключено. Есть комплекс причин, почему это имеет место быть. Я убежден, что эту ситуацию мы постараемся взять на контроль, и посодействовать решению проблем.

Александр Резонтов: Я думаю, жители Тумботино после сегодняшних ваших слов имеет шансы первыми попасть в список проекта "Газпрома"...

Другая тема, очень важная, потому что касается практически каждого нижегородца, россиянина - это тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Вскоре после нового года - наши зрителя это прекрасно знают, введены предельные индексы повышения тарифов. Для Нижегородской области, напомню, это 23%. Ну, и насколько я знаю, эти повышения и, соответственно, ограничения, должны действовать с февраля. Так вот, нижегородцев - сужу опять по вопросам, которые мы получили, очень беспокоят цифры в платежках за январь, и они с беспокойством ждут февральских квитанций. Что и с кого следует спросить, если этот предел не будет выдерживаться, и на чем, собственно, основывается эта цифра индекса тарифов - 23% ?

Александр Коновалов: Основывается на расчетах, которые производят как профильные министерства, так и федеральная комиссия. Из года в год это происходит, из года в год с большей или меньшей степени напряженности возникают. Здесь есть проблема текущего уровня, как приведение регионом своей политики в соответствии с новым ведомственным приказом, который предписывает им укладываться в определенные рамки. Здесь проблема достаточно насущная и важная, которая пока что еще не решена однозначно в нормативной плоскости. Дело в том, что если федеральный закон устанавливает максимальный предельный тарифов в среднем по региону. То, что касается разброса по муниципальным образованиям, с точки зрения тарифов, здесь положение закона можно толковать по-разному, неоднозначно. Хотя сейчас, я знаю, возобладала точка зрения о том, что и тарифы в пределах муниципалитета не должны превосходить предельно установленные рубежи и лимиты. В Дзержинске произошла ситуация, когда эта цифра выросла более чем не 120%. Я надеюсь, что в ближайшие дни эта цифра будет так же урегулирована, но помимо вопроса о текущих проблемах, есть целый ряд проблем, которые копились годами и десятилетиями. С теми же тарифами в пределах муниципальных образований, которые вырастают более чем на предельно установленную сумму, это происходит от того, что на протяжении целого ряда лет на этих территориях проводилась не вполне внятная тарифная политика.

Александр Резонтов: Сдерживания тарифов? В Дзержинске именно так?

Александр Коновалов: Насколько я знаю, там такая картина наблюдалась и в других регионах страны, не только в Нижегородской области, а в целом в масштабах России, когда тарифная политика производила невразумительное впечатление. Например, тарифы на электроснабжение были стабильными, а вот тарифы на теплоснабжение скакали. В другом муниципальном образовании было совершенно наоборот. От чего это происходило? Из-за политики откатов, из-за политики неприязни к тем или иным видам естественным монополий. Самое главное, что сейчас должны возобладать унифицированная политика в ЖКС.

Еще она важнейшая проблема, которая не решаема ни за год, ни даже за 10 лет, вероятно - это содержание жилищного фонда. У нас в стране существует такое парадоксальное для зарубежного менталитета определение: "неимущие" или "малоимущие" собственники жилых помещений. Везде традиционно, и в том числе в нашей стране до известных революционных событий, собственниками жилья были те люди, которые могли себе позволить успешно содержать это жилье. Сейчас у нас эта проблема объективна. Политика в жилищной сфере пошла по такому пути, когда огромное количество жилых помещений находится в собственности граждан, в тоже время граждане не в состоянии это жилье содержать. И более того, хотя эта политика осуществляется уже более 10 лет, часто по-прежнему не созданы эффективные и приемлемые формы для тех, кто может содержать, или, по крайней мере, более-менее активно участвовать в содержании жилищного фонда. Чтобы они имели права на адекватную отдачу от тех посильных вложений, которые они вносят в систему содержания жилищного фонда. У нас по-прежнему нет эффективной системы подрядных организаций, которые бы заключали договор с товариществами собственников жилья на обслуживания жилого помещения.

Александр Резонтов: И конкурсов, как таковых, нет.

Александр Коновалов: Конкурсов, реального спроса за качество оказания этих услуг. У нас нет четкой системы контроля за распределением денежных средств, аккумулированных на бюджетных счетах.

Александр Резонтов: А это в вашей власти решить эти вопросы, или, по крайней мере, дать импульс для того, чтобы это происходило?

Александр Коновалов: Ну, вот вторая часть вопроса более справедлива, основная наша задача в том, чтобы контролировать, координировать в том, что происходит на территориях и там, где это необходимо, производить корректировку тенденций - либо в сторону их укрепления, если оно того заслуживают, либо в сторону минимизации, если они вредны для людей и государства. Поэтому, конечно, оптимизировать и политику тарифов, и в целом политику в сфере содержания жилищного фонда - это крайне важно, и это нужно делать сообща.

Александр Резонтов: Понятно. Я бы хотел, чтобы сейчас в нашем эфире прозвучали имена тех, кто обратился к нам с вопросами в сфере стоимости жилищных услуг. Пожалуй, наиболее точно выразила суть вопросов Инна Михайловна Соколова, жительница Нижнего Новгорода с Южного шоссе - "Оплата ЖКУ повысилась не на 23%, а больше". Такие же вопросы мы получили от Валентины Михайловны Губановой с улицы Гайдара, от Нины Николаевны Рыбаковой с улицы Тонкинская, от Александра Ивановича Селянина с улицы Островского; Голубева Нина Ивановна с проспекта Октября задает такой вопрос, Наталья Владимировна Гучева из Дзержинска спрашивает о том же самом, Марина Краснова, Зоя Анисимова - ну, и масса у нас вопросов по коммунальным тарифам. Здесь есть очень конкретные истории. И мне подсказывают, что у нас есть еще один звонок телезрителя. Алло, мы вас слушаем, вы в прямом эфире:

Телезрительница: "Здравствуйте, Александр Владимирович. Меня зовут Марина Краснова, я бы хотела задать вопрос, касающийся повышения тарифов в ЖКС. На каком основании повышены тарифы на 24 и более процентов, если коэффициент инфляции в стране состоит 11-12%. И второй вопрос: если мы платим деньги и увеличиваем вложения в жилье, то мы, по сути, являемся инвесторами. На каком основании, мы, являясь инвесторами, не получаем ничего? И третий вопрос - если произошло повышение цен на ЖКС, будет ли это влиять на субсидии?"

Александр Коновалов: Спасибо за вопрос. На вопрос Марины я уже начал отвечать ранее. Это очень важная проблема - адекватности тех средств и тех усилий, которые сами граждане, собственники и наниматели жилых помещений, вкладывают в систему содержания жилищного фонда, и того результата, который они в итоге видят. Здесь проблем много, проблемы эти комплексные, но, повторяю, наводить порядок здесь обязательно надо. Что касается вопроса о соотношении роста тарифов и уровня инфляции в стране, то здесь ответ тоже, наверное, будет в малой степени утешительный. То, что сейчас происходит в тарифной политики - это следствие постоянного бремени накопившихся проблем в этой сфере. Сейчас поставлена задача - обеспечить оптимальное соотношение между инвестициями государства в этой сфере и инвестициями, которые производят сами собственники или пользователи жилых помещений. На протяжении целого ряда лет проводится системная политика по оптимизации доли участия граждан в расходах на содержания жилищного фонда. Из-за того, что эта политика проводилась в ряде регионов малоэффективно или часто умышленно сдерживалась - либо из-за каких-то популистских соображений, либо из иных, часто объективных причин.

Александр Резонтов: Политика влияла, без сомнения, что уже тут.

Александр Коновалов: Так или иначе, сейчас приходится все это разгребать. Видимо, еще не один год это придется приводить в соответствующее состояние. Что касается субсидий, то политика субсидирования граждан для облегчения их бремени участия в содержании жилищного фонда довольно масштабная. В целом по регионам округа миллион триста тысяч человек получают такую поддержку. В принципе, это не такие уже маленькие средства. Я позволю себе напомнить, что в зависимости от доли расходов семьи на содержание жилищного фонда на оплату жилья, где они проживают, в совокупном доходе семьи эта субсидия предоставляется в заявительском порядке. В том случае, если по федеральному законодательству эта доля составляет более 22%, есть право получать такую субсидию. Кстати, в Нижегородской области, установлен более льготный порядок. Здесь, если расходы на содержание жилищного фонда превышает 18% от совокупного семейного дохода, то на субсидии можно претендовать.

Александр Резонтов: То есть я правильно понимаю - с повышение коммунальных тарифов...

Александр Коновалов: Если процент увеличился, значит, можно ставить на размер предоставления субсидий.

Александр Резонтов: Спасибо большое Александру Владимировичу, я передаю вам все вопросы, которые мы получили к сегодняшней программе, и напомните, пожалуйста, номер телефона, по которому жители Нижегородской области могут обратиться в вашу общественную приемную. Потому что вопросов, каким образом донести свою проблему до вас, до ваших подчиненных, очень много.

Александр Коновалов: Прежде всего, я хочу поблагодарить всех нижегородцев за поступившие вопросы, за то, что имеется такая заинтересованность в обустройстве нашей общей жизнедеятельности, как в Нижегородском регионе, так и в Приволжском округе в целом. Обращаться можно по телефону 36-39-30. Работа общественных приемных у нас один из приоритетных вопросов, приоритетных направлений, которые мы будем и дальше развивать. Ну, а самое главное, что я хотел сказать, по поводу всех вопросов, которые возникают - сообща все проблемы мы решим. Главное, чтобы не было эксцессов, истерик, сейчас время не деструктивных действий, а время созидания, поэтому сообща мы все наши проблемы минимизируем, а жизнь нашу наладим и сделаем ее достойной.

Александр Резонтов: Я еще раз повторю номер общественной приемной полномочного представителя Президента РФ в ПФО: 36-39-30 - пожалуйста, звоните. Я благодарю вас за участие в сегодняшней программе. В нашей студии в прямом эфире был полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Александр Коновалов. Как всегда, мы постараемся проследить, каким образом будут решены те вопросы, которые поступили к сегодняшней программе. Я благодарю вас за внимание, успехов вам в работе и спасибо уважаемые телезрители. Всего доброго.

Александр Коновалов: Всего доброго.

06.02.2006
http://www.pfo.ru/?id=8574

Док. 344107
Перв. публик.: 06.02.06
Последн. ред.: 26.07.07
Число обращений: 393

  • Коновалов Александр Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``