В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Левитин: Минтранс выруливает на взлетные полосы Назад
Игорь Левитин: Минтранс выруливает на взлетные полосы
Аэропорты России объединят в госхолдинг
Министр транспорта Игорь Левитин в ходе рабочей поездки во Францию на прошлой неделе уже начал изучать опыт работы частно-государственной компании Aeroports de Paris

Вслед за консолидацией авиакомпаний и авиапрома в России под крылом государства могут быть объединены и аэропорты. Как стало известно Ъ, Минтранс начал разработку проекта создания единой госкомпании по управлению аэропортами. Она может получить контроль над Шереметьево, Пулково, аэропортами Красноярска и Новосибирска. Однако уже очевидно, что эта идея встретит сопротивление частных операторов и менеджмента аэропортов. Большинство участников рынка сходятся во мнении, что лучше поспешить с приватизацией аэропортов, нежели создавать очередной неповоротливый государственный конгломерат.

Как рассказал Ъ высокопоставленный источник в Минтрансе, министерство рассматривает возможность создания единой госкомпании для управления отечественными аэропортами. В ее уставный капитал планируется передать госпакеты в АО и ФГУП после их акционирования. "Это следующий шаг в рамках инициированного Минтрансом несколько лет назад процесса по разделению авиапредприятий, совмещающих аэропортовый и перевозочный бизнес,-- пояснил собеседник Ъ.-- Создание единой компании позволит сконцентрировать финансовые и материальные ресурсы, повысить эффективность управления аэропортовыми активами".

Министр транспорта Игорь Левитин в ходе рабочей поездки во Францию на прошлой неделе уже начал изучать опыт работы частно-государственной компании Aeroports de Paris (ADP), управляющей 14 аэропортами в окрестностях Парижа и рядом аэропортов за рубежом.

Сроки создания компании и перечень ее активов пока не определены. В десятке крупнейших по объемам перевозок аэропортов России полностью государственными являются только ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" (Москва), ФГУП "Аэропорт Сочи" и ФГУП "Аэропорт Пулково" (Петербург), государству также принадлежат контрольные пакеты в ОАО "Аэропорт Толмачево" (Новосибирск) и "КрасЭйре", в состав которого входит красноярский аэропорт Емельяново. Московские Домодедово и Внуково управляются, соответственно, группой "Ист Лайн" и правительством Москвы совместно с частной "Внуково-Инвест", екатеринбургское Кольцово -- компанией "Ренова" Виктора Вексельберга и местными властями, краснодарский Пашковский входит в группу "Аэропорты Юга" и контролируется Русско-Азиатской инвестиционной компанией, управляющей активами Олега Дерипаски.

По данным Росавиации, сейчас в госреестре 383 аэродрома гражданской авиации. В 2005 году из них были отправлены 31 млн пассажиров, почти половина приходится на московский авиаузел. Суммарная чистая прибыль -- 2,4 млрд руб., при этом прибыльны только 45 аэропортов. Росавиации подведомственны десять аэропортов в форме ФГУПов, 23 -- в форме АО. В госсобственности находится неприватизируемое имущество (взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, светосигнальное оборудование). Терминалами, как правило, управляют частные операторы, они же оказывают различные сервисные услуги.

Идея объединения аэропортов не первая в отечественной авиаиндустрии. Сейчас комиссия под руководством главы Минпромэнерго Виктора Христенко формирует АО "Объединенная авиастроительная корпорация", Минтранс и Минэкономразвития в течение месяца должны выработать концепцию консолидации авиакомпаний. До сих пор ни один из госпроектов по объединению активов не увенчался успехом -- все они буксуют на разных стадиях.

Участники рынка по-разному оценили инициативу Минтранса. "Объединение госпакетов и маневрирование госресурсами в рамках одной компании -- хорошая идея,-- считает глава одного из аэропортов.-- Во Франции это сделали еще в 1945 году. Время показало, что операторская компания стала прибыльной и привлекательной для частных инвесторов (объем продаж ADP в первом полугодии 2005 года составил #8364;932,2 млн, чистая прибыль -- #8364;89,6 млн.-- Ъ). Подобная российская компания могла бы со временем конкурировать с иностранными операторами на рынках СНГ и Восточной Европы". "Я в курсе этой идеи,-- сообщил Ъ на условиях анонимности другой участник рынка.-- Однако считаю, что отношения к бизнесу она не имеет. Как можно достичь эффективности, объединив Шереметьево и аэропорт Нижнего Новгорода? Можно только ухудшить бизнес Шереметьево. К тому же крупные узловые аэропорты -- уже в руках частников и объединение только помешает им развиваться". Эту точку зрения разделяет Роман Троценко, президент инвестгруппы "Промышленное развитие" -- собственника блокпакета в ОАО "Аэропорт Толмачево". По мнению господина Троценко, было бы разумно не создавать очередную госструктуру, а просто закончить процесс приватизации аэропортов, продав их открыто с аукциона, предварительно разделив на аэропортовый и перевозочный бизнес.

Впрочем, у государства есть серьезный административный ресурс. Взаимоотношения госсобственника и частных операторов по поводу аренды федерального аэродромного имущества в 90-х годах не были урегулированы. Поэтому государство всегда может оспорить такие договоры, как уже было в случае с аэропортом Домодедово и его собственником группой "Ист Лайн", претензии к которому со стороны Росимущества до сих пор не сняты.

Газета "КоммерсантЪ" No 123(3454)
10.07.2006


Док. 342821
Перв. публик.: 10.07.06
Последн. ред.: 24.07.07
Число обращений: 343

  • Левитин Игорь Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``