В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Левитин: РЖД объедет Грузию по концессии Назад
Игорь Левитин: РЖД объедет Грузию по концессии
Компания хочет получить армянские железные дороги в управление
Президент ОАО РЖД Владимир Якунин первым проявил интерес к получению в концессию армянских железных дорог
Сегодня правительство Армении должно принять решение о проведении международного тендера по передаче в концессию железных дорог страны. Интерес к этому активу уже высказало ОАО "Российские железные дороги". Отраслевые эксперты полагают, что привлечение иностранного партнера поможет железным дорогам Армении вырваться из практически полной изоляции, которая сейчас серьезно ограничивает их бизнес.

Вчера в ходе заседания совета по железнодорожному транспорту государств--участников Содружества в Ереване министр транспорта и связи Армении Андраник Манукян сообщил, что власти страны рассматривают вопрос о передаче ее железных дорог в концессию. По словам чиновника, окончательное решение о проведении соответствующего международного тендера правительство Армении должно принять сегодня. Предполагаемый срок концессии -- 40 лет. Источник, близкий к правительству страны, сообщил Ъ, что тендер может состояться в течение трех-четырех месяцев, однако его условия еще не определены.

Господин Манукян отметил, что претендентами на армянские железные дороги (сейчас они находятся под управлением ЗАО "Армянские железные дороги", 100% акций которого принадлежат государству) могут стать "иностранный инвестор или железнодорожная администрация". Первыми о своем интересе к этому проекту объявили россияне. Глава Минтранса РФ Игорь Левитин, комментируя планы властей Армении, подтвердил, что они "выходили с предложением сдать свою железную дорогу в концессию". "Мы рассматривали этот вопрос,-- пояснил министр.-- Если будет официально объявлено, что Армения готова к проекту, российским компаниям, которые участвуют в железнодорожном бизнесе, и "Российским железным дорогам" концессия будет выгодна".

ЗАО "Армянские железные дороги" (АЖД) владеет всей железнодорожной инфраструктурой Армении, располагает 3 тыс. грузовых вагонов и 50 пассажирскими, а также 55 локомотивами и 30 секциями электропоездов. Общая стоимость активов ЗАО оценивается в $37 млн, прибыль компании составляет около $2,4 млн в год. В 2005 году она перевезла более 2,6 млн тонн грузов и 719 тыс. пассажиров. В Армении также работают частные операторы подвижного состава.

Глава ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин на том же заседании совета пояснил, что компания, "безусловно, рассмотрит вопрос об участии в тендере". Из частных российских компаний проектами в железнодорожной инфраструктуре интересуются в основном "Северстальтранс" и группа "Промышленные инвесторы". Последняя с весны ведет переговоры о приобретении эстонских железных дорог. Однако в "Северстали" Ъ заверили, что не будут участвовать в тендере. В "Проминвесторах" не смогли прокомментировать свой интерес к тендеру. Среди других претендентов в отрасли называют "Казахстан темир жолы" и Republic of Iran Railway Company (сами казахи и иранцы ситуацию не комментируют).

Участники рынка считают армянские железные дороги малопривлекательным активом. Дело в том, что они практически изолированы и не обслуживают транзитные потоки. Как пояснили в самих АЖД, есть четыре точки выхода железнодорожной сети страны в другие государства: две -- на границе с Азербайджаном, одна -- с Грузией и еще одна -- с Турцией. Но работает только стык с Грузией. Через него идет 80% грузопотока компании -- на порты и дальше морем в Россию и на Украину. "Сообщение с Азербайджаном и Турцией перекрыто по политическим причинам,-- отмечают в АЖД.-- Технически оно может быть начато в любой момент, но договориться об этом пока не получается". Возможность восстановления сообщения Армении с Россией через Абхазию неоднократно рассматривалась на правительственном уровне. Весной ОАО РЖД говорило об активизации этого проекта. Но учитывая напряжение отношений между Грузией и Россией, в ближайшей перспективе этот вопрос вряд ли будет актуальным.

Тем не менее, по мнению Игоря Левитина, появление иностранного партнера может помочь прорвать блокаду армянских железных дорог. "Пока эта дорога принадлежит армянской стороне, у нее нет выхода,-- считает министр.-- Может быть, передача дороги в концессию поможет восстановить закрытые сегодня коридоры". А эксперт-аналитик Института проблем естественных монополий Тигран Саакян полагает, что из потенциальных претендентов наиболее заинтересовано в победе в тендере ОАО РЖД, поскольку это поможет монополии в реализации проекта железнодорожного маршрута в Иран.

Газета "КоммерсантЪ" No 191(3522)
12.10.2006


Док. 342807
Перв. публик.: 12.10.06
Последн. ред.: 24.07.07
Число обращений: 362

  • Левитин Игорь Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``