В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Левитин: Минтранс придержит локомотив Назад
Игорь Левитин: Минтранс придержит локомотив
Грузовую компанию РЖД предлагают создать после 2008 года

Сегодня на заседании правительства будет в очередной раз рассмотрен вопрос о реформе железных дорог. По сути, обсуждать стороны намерены лишь один элемент реформы -- создание грузовой компании ОАО "Российские железные дороги" (РЖД). Судя по всему, Минтрансу, выступающему против планов РЖД, удастся отложить этот вопрос до 2008 года.

Одним из главных вопросов сегодняшнего заседания правительства будет доклад министра транспорта Игоря Левитина о реформе железнодорожного транспорта РФ. Отметим, что еще две недели назад предполагалось, что министр выступит с другим докладом -- о концепции развития рынка железнодорожных перевозок. Ее содержание является решающим для РЖД -- только после принятия концепции компании могут разрешить (или не разрешить) создавать дочернюю грузовую компанию.

С конца сентября вокруг этого проекта РЖД развернулся серьезный конфликт. Против создания грузовой компании выступило Федеральное агентство по железнодорожному транспорту (Росжелдор), которое поддержал Минтранс. В результате появились несколько альтернативных концепций развития рынка железнодорожных перевозок. Консенсуса участникам дискуссии вокруг концепции достичь не удалось, и ее обсуждение на правительстве перенесли на неопределенный срок.

Между тем, по сути, правительство сегодня все же услышит аргументы сторонников (на заседании будет выступать президент РЖД Владимир Якунин) и противников (собственно, Игорь Левитин) грузовой компании. Однако вопрос уже фактически решен. Так, накануне заседания в правительстве сообщили, что создание грузовой компании "будет связано" с созданием пассажирской компании. Последнее же отложено на 2008 год. По логике правительства прежде всего должно быть ликвидировано перекрестное субсидирование на железнодорожном транспорте. Сегодня убытки от пассажирских перевозок по-прежнему компенсируются за счет грузовых перевозок. С 2007 года часть этих убытков впервые будет оплачиваться из федерального бюджета: 10,9 млрд руб. В 2008 эта сумма вырастет до 16,5 млрд руб. и в 2009 -- до 21,55 млрд. руб. В ОАО РЖД бюджетные дотации считают недостаточными, называя сумму убытков пассажирских перевозок в размере 35-37 млрд. руб. в год. То есть, если расчеты РЖД верны, придется увеличивать бюджетные расходы или резко поднимать тариф на пассажирские перевозки: в правительстве считают, что две компании не могут оплачивать убытки друг друга. В итоге на заседании правительства Минтрансу, Минфину и ОАО РЖД будет поручено завершить расчеты, необходимые для создания пассажирской железнодорожной компании. Дискуссию о грузовой компании будет, видимо, предложено продолжить уже после президентских выборов. Вероятно, именно эта разделительная линия и стала главной причиной переноса сроков создания грузовой компании. Из-за нее же, кстати, и торопится Владимир Якунин, который считается одним из наиболее близких к Владимиру Путину руководителей госкомпаний. Ведь ОАО РЖД хочет в очень короткие сроки не только создать грузовую компанию, но и подготовить к продаже 49% ее акций, чтобы получить $3-5 млрд на развитие отрасли, подтвердил Владимир Якунин.

В качестве компромисса по грузовой компании Минтранс предлагает двухэтапное решение. По словам замминистра транспорта Александра Мишарина, который до последнего времени был активным сторонником проекта РЖД, можно сперва выделить небольшую компанию с 60-70 тыс. вагонов (ОАО РЖД предлагало передать в дочернюю структуру почти в десять раз больше вагонов), а в 2008 году поднять вопрос о создании большой компании. Полностью на стороне РЖД осталось только Минэкономразвития, которое еще вчера поддерживало проект.

Газета "КоммерсантЪ" No 206(3537)
02.11.2006


Док. 342802
Перв. публик.: 02.11.06
Последн. ред.: 24.07.07
Число обращений: 377

  • Левитин Игорь Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``