В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Левитин: РЖД продолжит возить пассажиров Назад
Игорь Левитин: РЖД продолжит возить пассажиров
Министр транспорта Игорь Левитин взвешивает каждый шаг в реформе железнодорожной отрасли
Вчера на встрече с министрами в Кремле президент Путин поднял вопрос о сроках реформирования железнодорожного транспорта. По его мнению, правительству не нужно спешить с выделением пассажирской компании из состава ОАО РЖД. Однако президент беспокоится напрасно -- ответственный за реформу РЖД министр транспорта Игорь Левитин придерживается такого же мнения.

Железнодорожной отраслью президент заинтересовался не случайно. Если бы премьер Михаил Фрадков не отложил свой визит в Португалию (поездка планировалась на 9-10 ноября, но вчера была перенесена на более поздний срок), то правительство должно было бы обсуждать судьбу "Российских железных дорог" уже сегодня. В связи с переносом визита Михаил Фрадков уже вряд ли изменит привычке проводить заседания кабинета министров по четвергам, так что решение правительства по корректировке структурной реформы железных дорог нужно ожидать 10 ноября. Однако документы, подготовленные к заседанию правительства по железнодорожной реформе, оказались в распоряжении Ъ уже вчера.

В них есть и ответ на вопрос, столь взволновавший президента: когда из РЖД будет выделена отдельная Федеральная пассажирская компания (ФПК), решение о создании которой совет директоров РЖД принял еще в январе этого года? "Считаю недопустимым входить в реформу железных дорог, не обеспечив ее соответствующими финансами. Если правительство не готово это сделать, то сроки реформы должны быть скорректированы. Мы не должны входить в реформу, перекладывая на пассажиров решение тех вопросов, которые мы должны решать сами",-- предупредил президент реформаторов. Между тем глава Минтранса Игорь Левитин, похоже, и не собирался спешить с ее созданием (ФПК предусматривается как 100-процентно государственная, но совершенно не зависимая от РЖД компания): в материалах к заседанию правительства он отмечает, что "и в совете директоров РЖД, и в комиссии по созданию ФПК существует понимание, что этот вопрос должен быть отнесен на третий этап реформы". То есть на 2006-2008 годы. При этом, прежде чем учредить ФПК, необходимо принять поправки в закон "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", подготовка которых потребует дополнительного времени. Кстати, Минфин, чье мнение приводит господин Левитин, считает возможным закладывать в федеральный бюджет компенсацию убытков по пассажирским перевозкам (в прошлом году, по разным данным, они составили от 30 млрд до 55 млрд рублей) лишь начиная с 2009 года. Впрочем, опасения президента, что ФПК могут создать уже в будущем году, развеял глава Минэкономразвития Герман Греф. Он нарисовал следующую схему: на первом этапе ФПК будет создаваться как филиал РЖД, затем -- как дочерняя фирма и только по мере готовности и наличия средств будет выделена как самостоятельная. И все это произойдет не ранее 2007 года.

Между тем главной проблемой и препятствием для развития конкуренции на железных дорогах остается тарифное регулирование. Причем каждая из сторон реформаторского процесса понимает препятствие по-своему. Так, ОАО РЖД просит правительство предоставить ему право использовать часть чистой прибыли самостоятельно (по итогам 2005 года она ожидается в размере 8,7 млрд рублей, в 2006 году она запланирована в сумме 9 млрд рублей, в 2007 и 2008 годах -- соответственно 15,2 млрд и 16,7 млрд рублей). Но подобные вольности категорически противоречат принципам бюджетирования, так что ни Минфин, ни Минтранс на это никогда не пойдут. Как не признала целесообразным ФСТ (Федеральная служба по тарифам) просьбу ОАО РЖД разрешить ему по своему усмотрению снижать тарифы на перевозку нефти в летний период, когда высока конкуренция со стороны речного транспорта. А средство развития конкуренции Минтранс видит в другом: он предлагает как можно скорее разделить единый железнодорожный тариф на отдельные составляющие по услугам, например по локомотивной тяге. Потому что здесь, в отличие от вагонов (частные собственники сегодня уже владеют 270 тыс. вагонов, что составляет 40% от парка РЖД), "Российские железные дороги" остаются непревзойденным монополистом. Так что Минтранс надеется разработать порядок предоставления локомотивной тяги на основе отдельного договора, для чего потребуется принять постановление правительства.

Газета "КоммерсантЪ" No 209(3293)
08.11.2005


Док. 342546
Перв. публик.: 08.11.05
Последн. ред.: 23.07.07
Число обращений: 348

  • Левитин Игорь Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``