В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Левитин: Раздвоение ОАО РЖД Назад
Игорь Левитин: Раздвоение ОАО РЖД
Его грузовой вагонный парк поделили на неравные части

Вчера правительственная комиссия по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта наконец утвердила "Целевую модель рынка железнодорожных транспортных услуг на третьем этапе структурной реформы". Главный итог принятия документа -- окончание многомесячной дискуссии между Минтрансом и ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) о порядке выделения из состава последней грузового вагонного парка. Формально победу одержал Минтранс, жестко настаивавший на создании двух грузовых железнодорожных компаний. Однако в собственность первой из них перейдет весь самый высокодоходный парк, как и планировало ОАО РЖД.

Вчера состоялось первое заседание правительственной комиссии по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта. Комиссия наконец утвердила "Целевую модель рынка железнодорожных транспортных услуг на третьем этапе структурной реформы". Главное, что описано в документе, это порядок выделения из состава ОАО РЖД грузового вагонного парка. Из-за разногласий Минтранса и ОАО РЖД в отношении этого порядка документ дошел до правительственной комиссии с полугодовым опозданием (Ъ неоднократно рассказывал об этом, последний раз 9 марта). В результате победу одержал Минтранс, настаивавший на создании двух грузовых компаний. Объясняя позицию министерства, его глава Игорь Левитин говорил, что выведение всего вагонного парка РЖД в единую компанию с последующей ее продажей создало бы повышенный риск потери государством контроля над одной из основополагающих отраслей экономики, а единственный публичный перевозчик -- ОАО РЖД могло полностью остаться без вагонов.

Как рассказал вчера источник Ъ в ОАО РЖД, монополия уже начала подготовку бизнес-плана создания первой грузовой компании. В полном соответствии с моделью в первую грузовую компанию будет передано около 200 тыс. вагонов, в частности весь специализированный парк подвижного состава монополии (цистерны, зерновозы, цементовозы, минераловозы, дозаторы) и очень небольшая часть универсального (около 40 тыс. полувагонов и 8 тыс. платформ, 10% от всего универсального парка). Дополнительных согласований профильных ведомств проект уже не потребует, поскольку все их представители во главе с первым вице-премьером Александром Жуковым будут голосовать на совете директоров РЖД. Уточнить сроки окончания работы над бизнес-планом собеседник Ъ отказался, однако с учетом срочной потребности ОАО РЖД в деньгах от продажи акций грузовой компании ее появления можно ожидать уже в середине лета.

Несмотря на формальную победу Минтранса, формат выведения вагонного парка из ОАО РЖД аналогичен первоначальным планам монополии по учреждению одной грузовой компании. Аналитик Банка Москвы Михаил Лямин полагает, что отсутствие в грузовой компании универсальных платформ и полувагонов, которые в основном используются для перевозки низкодоходных и социально значимых грузов, не окажет существенного влияния ни на доходную базу компании, ни на стоимость ее акций при продаже (продажа неконтрольного пакета ее акций может принести от $2 млрд до $5 млрд). "Основную прибыль компании будет приносить именно специализированный подвижной состав, в котором рынок испытывает потребность,-- считает господин Лямин.-- В сравнении с вариантом по передаче всего парка РЖД грузовая компания может потерять в стоимости не более 10-15%, да и главным основанием для оценки такой компании выступает не стоимость ее имущества, а прогноз ее доходности".

Что делать со второй грузовой компанией, в которой остается более 390 тыс. универсальных платформ и полувагонов, не знают ни в Минтрансе, ни в ОАО РЖД. Глава Минтранса Игорь Левитин сообщил вчера, что вторая грузовая компания будет выведена из состава ОАО РЖД не ранее 2009 года. "Порядок ее вывода или продажи будет определяться по итогам продажи компании "Трансконтейнер" (см. Ъ от 24 апреля) после формирования пакета акций первой грузовой компании",-- сказал чиновник. По мнению вице-президента ОАО РЖД Салмана Бабаева, вывести универсальный подвижной состав из-под ответственности национального перевозчика можно будет только тогда, когда в частных руках будет не менее 70% полувагонов: "Мы пытаемся этому способствовать. В этом году, например, увеличили вагонную составляющую в тарифе по перевозкам в полувагонах, чтобы они окупались в течение семи лет. То есть мы стимулируем рынок покупать полувагоны. Когда у ОАО РЖД будет только 30% работающих в стране полувагонов, на рынке может появиться конкуренция".


Газета "КоммерсантЪ" No 83(3659)
17.05.2007




Док. 342517
Перв. публик.: 17.05.07
Последн. ред.: 23.07.07
Число обращений: 686

  • Левитин Игорь Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``