В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Левитин открыл транскавказский транзит Назад
Игорь Левитин открыл транскавказский транзит
В субботу министр транспорта Игорь Левитин завершил визит в Грузию, где провел заседание двусторонней межправительственной комиссии, которая не собиралась в течение трех лет. Ее главным итогом стало согласие Грузии на восстановление железнодорожного транзита из Сочи в Тбилиси и далее в Армению, Турцию и Иран через территорию Абхазии.

В специальном протоколе по итогам заседания комиссии (с российской стороны ее возглавляет министр транспорта Игорь Левитин, с грузинской -- премьер Зураб Ногаидели) Россия и Грузия письменно зафиксировали намерение "приступить к практическим действиям по восстановлению сквозного железнодорожного сообщения Сочи--Тбилиси через территорию Абхазии". Восстановить дорогу, которая открывает путь грузам не только из России в Грузию, но и в Армению, Азербайджан, а также дальше -- в Турцию, Казахстан и Иран, не удавалось в течение двенадцати лет. Последние три года эту проблему пытались решить президенты двух стран: еще в марте 2003 года вопрос о восстановлении железной дороги прозвучал в итоговом заявлении по урегулированию грузино-абхазского конфликта, подписанном господами Шеварднадзе и Путиным. В пятницу на встрече с господином Левитиным всестороннюю поддержку проекту восстановления дороги пообещал уже нынешний президент Грузии Михаил Саакашвили, а в субботу господин Левитин отправился к президенту Путину в Сочи доложить о результатах этих переговоров (об этом читайте на стр. 2).

Механизм решения проблемы Россия и Грузия избрали довольно простой: как рассказал господин Левитин, было решено образовать открытый международный консорциум, куда войдут не только ОАО "Российские железные дороги" и ООО "Грузинские железные дороги", но компании из других стран. Замысел в том, чтобы профинансировать восстановление магистрали за счет частных инвесторов, заинтересованных в перевозке грузов по ней,-- для Грузии, например, отсутствие такого сообщения сегодня означает потери в $600 млн. Согласно предварительным расчетам, первый этап восстановления дороги оценивается в 5,3 млрд рублей, а если электрифицировать дорогу, то потребуется не менее 8,3 млрд рублей и как минимум полтора-два года. Обе стороны считают проект абсолютно оправданным. "Он позволит привлечь тот транзитный груз, который пошел другими путями, из-за чего в Адлере у РЖД фактически образовался тупик",-- заявил Ъ член экспертной рабочей группы по этому вопросу вице-президент РЖД Михаил Акулов. "Если мы сумеем это сделать, то в скором времени придется ставить вопрос о разблокировании азербайджано-иранского пограничного перехода Дульфа, который сейчас заморожен. В регионе, который тяготеет к этой дороге, мы сейчас видим 1,5 млн тонн грузов, которые направляются через грузинские порты в Болгарию и на Украину, но мы предвидим, что после восстановления дороги через нее пойдет транзитный груз, который пока идет по альтернативным путям -- в частности по коридору Азия--Европа через Босфор",-- пояснил господин Акулов. Министр экономики Грузии Каха Бендукидзе также высоко оценил достигнутый на переговорах прогресс. "Эта дорога нужна Грузии, еще больше она нужна Армении и Азербайджану, так как этот путь получается короче на треть, чем тот, который используется сейчас. А в отношении реализации проекта, думаю, сейчас дело за Россией и так называемым правительством Абхазии, которое должно высказаться, желает ли оно участвовать в восстановлении магистрали",-- подчеркнул господин Бендукидзе в интервью Ъ. Впрочем, он указал и на нерешенные проблемы: так, повышение цен на российский газ для Грузии ("Газпром", по словам господина Бендукидзе, предложил Грузии платить со следующего года по $110 за тысячу кубометров) будет обсуждаться в ходе поездки в Тбилиси зампреда правления "Газпрома" Александра Рязанова завтра. При этом господин Бендукидзе затруднился сделать какой-либо прогноз по поводу того, достигнут ли стороны согласия. "Газ покупает не государство, а конкретные компании, их и нужно спрашивать, устраивает ли их такая цена",-- уклонился от ответа господин Бендукидзе.

А вот премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели, выступая на российско-грузинском деловом совете, предположил, что как и в 2005-м, так и в следующем году Россия по-прежнему останется основным иностранным инвестором Грузии. Тем более что именно в 2006 году Грузия наметила завершить окончательный этап "большой приватизации". По его словам, в следующем году речь пойдет о приватизации крупнейшей грузинской компании связи "Телеком" (оценена в $80 млн), а также о продаже в частную собственность всех крупных гидроэлектростанций, за исключением Ингури-ГЭС, расположенной в зоне грузино-абхазского конфликта. Претенденты на покупку нашлись прямо в зале: настоящую сенсацию вызвало заявление заместителя генерального директора ЗАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" (дочерняя структура РАО "ЕЭС России", владеющая зарубежными активами РАО, в том числе и в Грузии.-- Ъ) Михаила Мантрова о том, что РАО ЕЭС рассматривает возможность строительства Худонской ГЭС мощностью 700 МВт на притоке реки Ингури в Западной Грузии. По словам господина Мантрова, компания не исключает, что может вложить в завершение строительства ГЭС около $500 млн, однако вопрос находится еще в стадии рассмотрения.

Газета "КоммерсантЪ" No 238(3322)
19.12.2005


Док. 342428
Перв. публик.: 19.12.05
Последн. ред.: 23.07.07
Число обращений: 333

  • Левитин Игорь Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``