В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Левитин подал гудок Назад
Игорь Левитин подал гудок
Минтранс одобрил строительство Белкомура
Министр транспорта Игорь Левитин (справа) неожиданно для президента РЖД Владимира Якунина поддержал проект строительства Белкомура
Администрация края, активно лоббирующая на федеральном уровне проект строительства железнодорожной магистрали Белкомур, неожиданно получила мощного союзника в правительстве РФ. В минувшую пятницу в Екатеринбурге глава Минтранса Игорь Левитин заявил о желании включить Белкомур в федеральную целевую программу "Модернизация системы России". Ранее реанимацию проекта тормозили "Российские железные дороги" (РЖД), которые не заинтересованы в появлении альтернативного пути к Архангельску. Заявления министра не убедили железнодорожников, зато вселили оптимизм в краевые власти. Они рассчитывают, что в случае включения проекта в программу, Белкомур получит не менее 40% средств на свое строительство (общая стоимость проекта оценивается в 50 млрд рублей. - "Ъ").
Проект строительства магистрали Белкомур получил одобрение Минтранса РФ. Об этом заявил в минувшую пятницу глава ведомства Игорь Левитин, находившийся с визитом в Екатеринбурге, где он встречался с уральским полпредом Петром Латышевым. "Мы решили заложить в федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России" строительство дороги по проекту Белкомур", - заявил министр. "Он ("Белкомур". - "Ъ") позволяет осуществить кратчайший выход регионов Урала и Сибири к Архангельску и другим портам Северо-Запада в обход центра России, значительно уменьшив транспортное плечо. Перевозка сырья из Коми в сторону Урала сократится на 365 км, до Архангельска - на 400 км", - пояснил господин Левитин. Он также обратился к господину Латышеву с просьбой оказать Минтрансу содействие в выделении средств на строительство магистрали из федерального бюджета.

Проект строительства железнодорожной магистрали Белкомур, связывающей Архангельск, Сыктывкар, Кудымкар и Пермь, был задуман в 1996 году. Инициаторами проекта выступают три субъекта РФ: Республика Коми, Архангельская область и Пермский край. Предполагалось, что магистраль даст возможность регионам Сибири и Урала выйти к портам Архангельска, Мурманска и портам Финляндии по кратчайшему пути. По проекту путь из Перми до Архангельска сократится на 800 км. Для реализации проекта было создано ОАО "Межрегиональная акционерная компания "Белкомур"", учредителями которой выступили власти заинтересованных регионов и правительство РФ. Протяженность магистрали должна составить 1,3 тыс. км, из них 391 км пройдет по территории Пермского края. С начала строительства по магистрали в целом выполнено работ на сумму 237 млн рублей или более 2% сметной стоимости северного участка, построено 30 км дороги. Стоимость строительства в нынешних ценах - около 50 млрд рублей. Напомним, строительство дороги было заморожено в 2002 году из-за нехватки бюджетных средств. Летом 2006 года руководство Пермского края и Республики Коми приняли решение реанимировать проект. Тогда власти рассмотрели несколько вариантов его реализации и остановились на привлечении федеральных средств. Для этого им необходима была поддержка со стороны РЖД. Однако железнодорожники к реанимации Белкомура отнеслись негативно, в первую очередь из-за того, что альтернативный путь до Архангельска может лишить грузопотоков уже существующую магистраль на северо-западе России.

Властям Пермского края, которые выступают инициаторами строительства магистрали, поддержка Минтранса добавила оптимизма. Как отметил высокопоставленный источник "Ъ" в администрации, чиновники собираются провести переговоры с Минтрансом и помочь ведомству подготовить документы для внесения Белкомура в федеральную программу. По словам собеседника "Ъ", в случае включения в программу Белкомура, проект может получить из федерального бюджета средств не менее 40% от его стоимости. Сами власти Прикамья рассчитывают вложить в проект 10% от его стоимости.

Стоит отметить, что после заявлений господина Левитина, высказывания железнодорожников стали более сдержанными. "Это право Минтранса поддерживать этот проект. Раньше у Минтранса была схожая с РЖД позиция. Но, видимо, власти Пермского края склонили федеральное ведомство на свою сторону", - отметил замначальника пресс-службы СвЖД Юрий Киселев. Он также отметил, что пока РЖД по-прежнему не готовы поддержать Белкомур и вложить собственные средства в его строительство. По сведениям СвЖД, президент РЖД Владимир Якунин сейчас находится в командировке и его реакция на слова господина Левитина неизвестна.

Тем временем, по данным источника "Ъ" в правительстве края, губернские власти при реализации Белкомура рассчитывают на инвестиции крупных бизнес-структур. В частности, чиновники намерены привлечь к проекту прикамские комбинаты "Сильвинит", "Уралкалий", "Метафракс", "Соликамскбумпром". Впрочем, гендиректор "Сильвинита" Петр Кондрашев вчера опроверг интерес компании к проекту. "Это связь с Архангельском, а нам она зачем?" - заявил господин Кондрашев. По его словам, Белкомур дает более короткий доступ к таким глубоководным портам, как Архангельск, однако у "Сильвинита" пока нет в этом острой необходимости.

Власти края рассчитывают, что строительство магистрали начнется уже в 2008 году. Срок реализации проекта составит около 6 лет, а срок окупаемости - на уровне 9 лет. Поэтому сомнения инвесторов вполне понятны, считает собеседник "Ъ" в крайадминистрации. "Никто не может дать гарантий, изменится ли что-нибудь за 15 лет, в течение которых вложенные инвестиции не будут приносить прибыль", - заявил он.

Ирина Пелявина
Коммерсантъ(Пермь) No 22(3598)
13.02.2007


Док. 342410
Перв. публик.: 13.02.07
Последн. ред.: 23.07.07
Число обращений: 323

  • Левитин Игорь Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``