Выступление Президента КБР А.Б. Канокова на коллегии прокуратуры республикиНазад
Выступление Президента КБР А.Б. Канокова на коллегии прокуратуры республики
Уважаемые участники совещания!
Сегодня здесь состоялось обсуждение вопросов состояния преступности в республике и озвучены данные о работе органов прокуратуры в истекшем году.
В выступлениях докладчиков были отражены как положительные результаты и достижения в сфере борьбы с правонарушениями, так и (что еще более важно) негативные моменты в деятельности органов правопорядка и, в частности, прокуратуры республики.
Надеюсь, что самокритика по отдельным позициям в оценке качества своей работы является не просто необходимой декларативной составляющей доклада прокурора республики и других выступавших, а будет использована при планировании работы на предстоящий период.
Безусловно, что с учетом статистических данных прокуратура Кабардино-Балкарской Республики по многим показателям может быть отнесена к числу "хороших середняков" по России и Южному федеральному округу.
Действительно, приведенные показатели "общенадзорной", к примеру, деятельности выглядят внушительно - и по количеству выявленных нарушений действующего законодательства, и по количеству принятых в связи с этим мер прокурорского реагирования.
Кому-то может показаться, что оснований для серьезной критики и переживаний нет.
Однако давайте оценим деятельность правоохранительных и надзорного органов и, в частности, органов прокуратуры республики не через призму статистики - где, чего и сколько мы выявили и как отреагировали - а с позиций интересов общества и государства.
Я намеренно ставлю вопрос таким образом потому, что деятельность органов прокуратуры Российской Федерации и, следовательно, Кабардино-Балкарской Республики, направлена на защиту прав и законных интересов государства, общества и гражданина.
Так вот: назовите мне любую отрасль прокурорского надзора - будь-то надзор за соблюдением налогового или бюджетного законодательства, законов о защите прав несовершеннолетних, законодательства о государственной и муниципальной службе, борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями или любую другую отрасль,- где посредством прокурорского надзора нам удалось серьезно повлиять на существующее и далеко не идеальное положение дел.
Где-нибудь(?) нам с вами удалось искоренить или хотя бы ощутимо снизить уровень любого вида правонарушений и прочих негативных явлений в жизни общества?
С сожалением могу констатировать, что, за последние годы мы не знаем ни одного факта привлечения к ответственности того или иного коррупционера или проворовавшегося чиновника. В идеале же деятельность следователей, прокуроров да и всех остальных сотрудников органов правопорядка должна быть направлена на искоренение этих явлений в принципе.
Возьмем все ту же, уже "избитую" проблему коррупции.
Одни и те же виды должностных преступлений у нас повторяются из года в год и примерно в одном и том же количестве. Что же получается? Мы меняем одних недобросовестных работников на других?
Ровно год назад на аналогичной коллегии прокуратуры по итогам 2005 года в докладе прокурора республики прозвучал тезис о том, что статистика преступности против государственной власти и интересов государственной службы и ее анализ свидетельствует о том, что, цитирую, "..борьба с коррупцией по-прежнему больше имитируется".
Структура и динамика развития этого вида преступности, как мы видим из статистических данных 2006 года, кардинальных изменений не претерпела.
С момента моего вступления в должность и до сегодняшнего дня как были претензии граждан, например, к работе правоохранительных органов органов судебной системы и учреждений системы образования или здравоохранения, так они и есть. Проблема незаконных поборов и необходимости оказания различного рода "знаков внимания" в поликлиниках, больницах, высших и средне специальных учебных заведениях как присутствовала в обращениях жителей республики, так и присутствует.
И это повсеместно.
На Интернет-сайт Президента республики, по телефонам "Антикоррупционной горячей линии" и из иных источников как шли, так и идут сигналы и жалобы на то, что наиболее доходные отрасли экономики находятся под "колпаком" или, как еще говорится, под "крышей" силовиков - будь то простая АЗС и газозаправочная станция или фирма по оказанию услуг в сфере пассажирских перевозок.
Мы не умеем или не хотим исправлять все это?!!
Усилий только лишь Президента и Правительства республики недостаточно для искоренения этого зла. Одними лишь кадровыми перестановками и структурными преобразованиями в системе республиканских и муниципальных органов власти и управления справиться с проблемой коррупции невозможно.
Нужны общие, консолидированные усилия всех государственных органов. И здесь трудно переоценить возможности прокурорского надзора. Ведь реализация вырабатываемых нами мер оздоровления экономики республики и повышения благосостояния ее граждан должна осуществляться государственными и муниципальными служащими в городах и районах республики в соответствии с действующим законодательством, надзор за соблюдением которого вы и призваны осуществлять.
Кто кроме прокуроров с их полномочиями, предоставленными федеральным законодательством, может оказать б#243;льшее содействие органам государственной власти и управления республики в решении обозначенных задач? Я думаю никто.
Анализ общественно-политической обстановки свидетельствует о наличии устойчивой тенденции наращивания потенциала политических и религиозных экстремистских организаций, которые, как и прежде, не прочь "вдохнуть новую жизнь" политическому экстремизму. Более того, есть все основания полагать, что борьба с экстремизмом и терроризмом будет входить в число первоочередных задач ближайших лет.
Мы рассматриваем любую экстремистскую идеологию, какими бы идеями она ни прикрывалась, будто-то религиозными или политическими, как акт "духовной агрессии", способный разрушить вековые традиции и национально-культурную самобытность, ввергая народы в распри и вражду. При этом у приверженцев экстремизма один единственный аргумент - террор.
Поэтому борьбу с терроризмом нужно начинать с его основ и прежде всего с распространения идей экстремизма. И здесь свое веское слово должна сказать прокуратура. Необходимая законодательная база для этого у вас имеется.
Наведение правового порядка в обществе должно начинаться, прежде всего, с наведения порядка внутри ведомств, призванных решать эту задачу.
Нарушения исполнительской дисциплины, халатность при исполнении служебных обязанностей, отсутствие должного контроля за служебной деятельностью подчиненных, грубость в отношении граждан, злоупотребления служебным положением - все это атрибутика, характеризующая кадровое состояние правоохранительных органов, в том числе и прокуратуры.
Можем ли мы рассчитывать на успех в борьбе с преступностью в таких условиях? Думаю, нет, потому, что кризис ответственности самих работников порождает кризис доверия со стороны общественности. А без поддержки общества обуздание преступности - дело бесперспективное.
Следует решительно очищать ряды от профессионально непригодных сотрудников, опорочивших честь мундира, поднять уровень воспитательной работы с работниками прокуратуры, утверждать принципы профессиональной честности и порядочности должностных лиц и сотрудников.. Надо активно возрождать лучшие традиции, которыми когда-то отличалось ваше ведомство и, прежде всего, наставничество, обмен опытом работы.
В заключение хочу сказать, что общий тон моего выступления может кому-то показаться чрезмерно резким, предвзятым и имеющим целью кого-то из присутствующих в зале пожурить или даже обвинить в нечистоплотности.
На самом деле, являясь руководителем республики, подобным образом я выражаю свою озабоченность тем, что, пытаясь в пределах предоставленных мне полномочий навести порядок в политической, экономической, социальной и других сферах жизни республики, не ощущаю должного, достаточного участия прокуратуры в решении имеющихся у нас многочисленных проблем.
Такое чувство, что органы правоохранительной системы республики в силу своего специфического статуса имеют какое-то свое видение происходящего в республике, преследуют какие-то свои цели, не совпадающие с нашими, направленными на повышение благосостояния жителей республики; как-будто они (правоохранительные органы) не являются составной частью системы государственной власти на уровне отдельно взятого субъекта Федерации.
Повторяю еще раз: Президент и Правительство не должны решать имеющиеся проблемы без участия силового блока.
Почему я говорю это именно вам - сотрудникам прокуратуры.
Потому, что именно прокуратура является главным органом в правоохранительной системе, органом, координирующим деятельность других силовых ведомств, одним из важнейших государственных органов, наделенных надзорными функциями, необходимым статусом и большими полномочиями для обеспечения верховенства закона и соблюдения прав граждан.
Я неоднократно говорил, что в республике не должно быть неприкасаемых лиц и должностей. Этой позиции я принципиально придерживаюсь и сегодня.
Уверен, сказанное мною будет понято всеми присутствующими и учтено для налаживания эффективной работы.
На днях прокуратура России отметит 285-летие своего образования. Позвольте от всей души поздравить вас, всех работников прокуратуры Кабардино-Балкарии с этим знаменательным событием, пожелать успехов в многотрудной и ответственной работе на благо родной Кабардино-Балкарии и нашего Отечества.