В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Левитин: Синдром дорожной недостаточности Назад
Игорь Левитин: Синдром дорожной недостаточности

Глава Министерства транспорта Игорь Левитин раскрыл членам Совета Федерации содержание целевой программы развития транспортной системы России на 2010-2015 годы. По словам министра, она впервые направлена не на латание дыр, а на строительство новых масштабных инфраструктурных объектов. "Таким образом, - уточнил он, - транспортный комплекс переходит от этапа выживания к этапу развития".

Доклад сенаторов воодушевил. Но, видимо, не ответил на все интересовавшие их вопросы. Их-то они и задали Левитину в конце "правительственного часа". И почти все об одном: о плачевном состоянии российских дорог.

Тема эта вечная и всегда для России острая. Еще в позапрошлом столетии Николай Гоголь писал о двух главных бедах государства российского: дураках и дорогах. Правда, на официальном сайте Минтранса авторство этой фразы оспаривается. Но если и не вдаваться в литературоведческие дискуссии, факт остается фактом: проблема была и есть. С дорогами - уж точно. И решена будет, понятно, не в одночасье.

Причин "дорожной недостаточности" в свое время называлось немало. И дефицит камня на Русской равнине, и особенности национального менталитета, и даже некая хитроумная стратегия - чтобы ворог увяз в грязи разбитых проселков и не смог добраться до наших городов и весей. Как бы то ни было, новая Россия получила в наследство совершенно неотстроенное и, более того, разоренное дорожное хозяйство.

Сегодня российская дорожная сеть составляет 700 тыс. километров, из которых всего 50 тыс. - федеральные трассы. Плюс еще 540 тыс. километров городских улиц. Для государства с такой огромной территорией как Россия эти вроде бы внушительные цифры - капля в море. Хуже всего обстоит дело в северных и приравненных к ним регионах: при том, что они занимают 60% страны, на них приходится лишь 15,5% автодорог. Да и в европейской части плотность транспортных путей в восемь раз меньше, чем в соседней Польше.

В результате более трети населенных пунктов России, где проживает 12 млн. человек, фактически отрезано от цивилизации. Стоит ли удивляться, что народ бежит оттуда и только за последнее пятилетие перестали существовать 27 тыс. деревень и поселков? А многим отдаленным регионам, как выясняется, проще и выгоднее встраиваться в экономику сопредельных стран, чем поддерживать кооперационные связи с российскими соседями.

Но это, так сказать, количественные показатели. Качественные не лучше. 80% местных дорог нуждаются в капитальном ремонте, 37% федеральных - не соответствуют нормативным требованиям. Только из-за этого экономика страны ежегодно теряет до 6% ВВП. Прибавьте сюда и упущенную выгоду из-за того, что иностранные, да и многие отечественные грузоперевозчики предпочитают прокладывать транзитные маршруты в обход России.

По подсчетам Минтранса, чтобы решить дорожную проблему, нужна огромная сумма - 50 трлн рублей! Этого, считают чиновники, хватит на то, чтобы отремонтировать старые и проложить порядка 600 тыс. километров новых дорог, то есть чуть ли не удвоить их протяженность.

В нынешнем году на дорожное хозяйство из бюджета выделены рекордные 192,7 млрд рублей. Еще 20 млрд Госдума планирует дать региональным дорожникам из "юкосовских денег". 100 млрд пообещал за ближайшие несколько лет подкинуть президент - на реконструкцию городских магистралей, мостов и трассы "Дон". Легко подсчитать, что даже при таком сравнительно неплохом финансировании "великая стройка" превратится в долгострой, который растянется на десятилетия.

Дело даже не столько в деньгах, сколько в эффективности их использования. С этим тоже проблема. Как подсчитали специалисты, сейчас две трети дорожного бюджета тратится на латание дыр (в прямом смысле этого слова) и лишь треть - на строительство новых автострад. И понятно, почему: так легче и выгоднее "осваивать средства". Государство, под контролем которого находится отрасль, к сожалению, показало себя далеко не лучшим менеджером.

Потому вся надежда (и это явно прозвучало в выступлении министра Левитина) - на концессионные долгосрочные проекты, на участие крупных иностранных компаний, на частные инвестиции, на новые западные технологии. Но для этого не хватает правовой базы.

Пока в России не приняты федеральные законы о дорогах и платных трассах, не внесены изменения в старый закон о концессиях, никаких гарантий для инвесторов нет. А те прекрасно знают непредсказуемый характер российских властей, которые то и дело меняют условия игры в ходе самой игры. Так что в ближайшие годы ждать притока на этот рынок больших капиталов, видимо, не приходится. Значит, нам никогда не избавиться от синдрома "дорожной недостаточности", а надо смириться с ухабами, автомобильными "пробками" и бездорожьем?..

Великий поэт и гражданин Александр Пушкин предсказывал, что в России будут дороги не хуже, чем в Европе - "лет чрез пятьсот". Неужто прав был русский классик?

26.06.07
http://www.moles.ee/07/Jun/26/15-1.php
Максим КРАНС,
политический обозреватель
"РИА Новости"


Док. 342299
Перв. публик.: 26.06.07
Последн. ред.: 23.07.07
Число обращений: 614

  • Левитин Игорь Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``