Игорь Левитин: Российские автомобили принудительно оснастят системами ГЛОНАССНазад
Игорь Левитин: Российские автомобили принудительно оснастят системами ГЛОНАСС
Российская спутниковая навигационная система ГЛОНАСС начала разрабатываться около 20 лет назад. Однако на фоне развала советской империи и кардинальной смены экономического курса страны ее идея была отложена в долгий ящик. Опомнились лишь тогда, когда все структуры, нуждающиеся в подобном оборудовании, почти поголовно перешли на американскую систему глобального позиционирования /GPS/. Американцы, в отличие от нас, время на передел государственной системы не тратили, а работали, активно продвигая свою продукцию в интересах бизнеса. У нас тоже решили взяться за пропаганду родной ГЛОНАСС среди отечественных пользователей. Порядка 10 лет назад под эгидой Роскосмоса была запущена программа по развитию ГЛОНАСС. Стратегия ее продвижения в массы была определена на самом верху: поручениями президента, постановлениями правительства и решениями Военно-промышленной комиссии.
С тех пор обсуждения на тему - кому бы предложить эту российскую разработку - не затихают. Госзаказ у ГЛОНАСС и так довольно обширен. По словам главы Минтранса Игоря Левитина, на сегодняшний день спутниковой аппаратурой оснащаются суда, самолеты и вертолеты, автомобильный и железнодорожный транспорт. Для координации работы развернуты береговые и наземные системы управления, и в перспективе ГЛОНАСС войдет в массы еще более широко.
Похоже, что эти бравурные реляции чиновников имеют под собой вполне реальную почву. В скором будущем "глонассовладельцами" в уведомительном порядке станут все автомобилисты, которым посчастливилось приобрести новый российский автомобиль. Как сообщил в конце минувшей недели замминистра транспорта Евгений Москвичев, все машины российского производства к 2011 г будут оснащены приемниками ГЛОНАСС-GPS. "Внедрение системы ГЛОНАСС на транспорте будет полностью завершено к 2011 году, - заявил он. - И мы надеемся, что к этому времени наши автомобилисты получат от заводов машины со встроенными приемниками ГЛОНАСС-GPS". Получается, что система будет совместима с американской, имеющей широкое распространение по всему миру. Россияне смогут ориентироваться по ней и за границей.
Идея в полном смысле этого слова просто замечательная. Будущность российского автопрома и без того под большим сомнением - в первую очередь, из-за соотношения цены и качества продукции автогигантов. Нет, у "АВТОВАЗа" и его немногочисленных конкурентов есть своя устойчивая клиентура, и спрос на дешевые и ремонтирующиеся "на коленке" автомобили в России не иссякнет долго. Другой вопрос в том, что так называемые "перспективные" разработки отечественных концернов стоят все дороже. По цене новинки от "АВТОВАЗа" вполне сопоставимы с бюджетными иномарками, так что выбор клиентов, ищущих автомобиль в сегменте 8-14 тыс долл очевиден. Не случайно на московских дорогах в последнее время гораздо чаще встречаются Chevrolet Lanos, Hyundai Accent или Renault Logan, нежели модели 10-го семейства или Lada Kalina.
Что скажут потенциальные клиенты, если им придется в принудительном порядке доплачивать за в общем-то не нужный ГЛОНАСС? Правда, Е.Москвичев отметил, что на конечной цене автомобиля установка комбинированного приемника практически не отразится. По его словам, уже к 2008 г стоимость приемника снизится с 600 до 200 долл. Вопрос об организации и размере оплаты за пользование системой пока не решен. Известно лишь, что за рубежом плата за аналогичную услугу составляет примерно 200 руб в год. По мнению чиновников, не исключено, что плата может быть включена в стоимость техосмотра. Разумеется, социальные и экстренные службы к системе подключат бесплатно.
Совершенно очевидно, что в первую очередь новинку установят на машинах, находящихся на балансе государства. Особенно там, где важно контролировать осуществление какой-либо услуги. "Приведу пример, - рассказывает Е.Москвичев. - Вот мы с вами утром встаeм зимой, и нам говорят: пять тысяч машин вышло на дорогу и чистят улицы. А все улицы в снегу. Вот мы хотим видеть, а действительно их пять тысяч, или полторы тысячи, а деньги списываются на пять тысяч". Будет ГЛОНАСС пользоваться спросом и у фирм и организаций, специализирующихся на перевозке грузов и пассажиров. Ведь в любой момент диспетчер сможет проконтролировать, находится автобус на маршруте, или водитель направил его на "левые" заработки.
По мнению Минтранса, использование ГЛОНАСС улучшит и ситуацию с безопасностью на дорогах, которая у нас, как известно, далека от идеальной. Предполагается, что датчик системы спутниковой навигации поможет объехать пробки, скорректировав маршрут оптимальным образом, и в случае чего можно будет быстро вызвать милицию или техпомощь. Если с машиной очевидно что-то "не то", диспетчеры оперативно свяжутся с водителем или вызовут необходимые службы.
Ранее И.Левитин упирал на то, что форсирование оснащения российского транспорта ГЛОНАСС идет в соответствии с международными требованиями безопасности перевозок. "Есть жесткие требования по автомобильному транспорту - установить приeмники на каждый автомобиль, - говорил он. - В противном случае, он может не въехать в зону Евросоюза, если на автомобиле не будет определенного датчика, который устанавливает режим работы водителя. Завтра это же требование появится на самолeтах и судах". Однако глава Минтранса признает, что в России "развитие навигационного обеспечения с использованием глобальных спутниковых систем не отвечает современным требованиям". Пока нет законченных технологических решений, подходящих для отечественного транспорта, а доля контрафакта на рынке велика. Те приборы, что уже действуют и продаются на отечественном рынке, "заточены" в основном под GPS, а потребительской навигационной аппаратуры для ГЛОНАСС пока нет.
Еще одна проблема - карты. В России, по словам главы Роскартографии Александра Бородко, пока не определена правовая база для использования навигационных карт, а также нет единой структуры электронного каталога карт. Нет пока и закона о навигации. Поэтому многие карты либо неточны, либо их /в подходящем для ГЛОНАСС виде/ нет вовсе. Пока у российской системы нет даже своих спутников. Сейчас в России их действует 11, к 2008-2009 гг их число будет доведено до 18. Однако для непрерывного глобального покрытия территории России навигационными сигналами их требуется не менее 24. Этого удастся достичь к 2011 г, надеются в Минтрансе. При этом необходимо будет довести точность определения местонахождения до стандартов GPS - 1-1,5 м. Сейчас она на порядок ниже.
Что ж, спутниковая навигация - дело нужное и полезное, но вот сможет ли ГЛОНАСС бороться со своими конкурентами - заполонившей весь мир GPS и европейской Galileo? На 2007 г бюджетные расходы на систему ГЛОНАСС запланированы в объеме менее 10 млрд руб. В связи с запуском системы ГЛОНАСС Роскартография намерена завершить до 2010 г создание цифровых навигационных карт /они будут находиться в открытом доступе/ масштабом 1:50000 и 1:100000 для всей территории России. Однако далеко не факт, что все эти затраты и благие намерения помогут довести эту технически сложную систему "до ума". В качестве сравнения на ум приходит только печально знаменитая ЕГАИС. Шуму вокруг нее было тоже много, да и финансов она поглотила немало. Однако при том, что цели ЕГАИС преследовала благие - избавить Россию от контрафактного спиртного и наладить контроль за перемещением по стране буквально каждой бутылки - результат выглядит довольно грустно. У многих еще свежи воспоминания об алкогольном кризисе прошлого года, когда с прилавков исчез практически весь ассортимент напитков. Из-за технических накладок и сбоев ЕГАИС до сих пор не действует в полной мере.
К тому же получается, что автомобилистов лишают право выбора: пользоваться ГЛОНАСС, GPS или Galileo. Между тем, этот вопрос должен решаться ими самими. Так же, как и вопрос о необходимости такой траты. Ведь человек может купить машину исключительно для того, чтобы ездить на ней по родному поселку где-нибудь в Сибири, и даже не думает добираться до Европы. А 200 долл в глубинке, между прочим, до сих пор немалые деньги.