В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Арсен Каноков: Оттепель не ограничится одним годом Назад
Арсен Каноков: Оттепель не ограничится одним годом
- Уважаемый Президент, Вы уже год возглавляете нашу республику. Что Вы считаете главным или наиболее значимым результатом первого года своего пребывания на посту Президента Кабардино-Балкарии?
- Одно из главных достижений прошедшего года - это финансовая стабилизация. В частности, погашение 800 млн. рублей долгов по зарплате в бюджетной сфере, уменьшение на 740 млн. долгов по банковским кредитам, на 134 млн. - агрокредитов. Достигнута договоренность с "Газпромом" на пятилетнюю реструктуризацию 600 млн. рублей долга за газ, еще миллиард будет погашен за счет передачи "Газпрому" газовых сетей. Впервые за много лет республика вышла на стопроцентное погашение текущих платежей за энергоносители. Сегодня о Кабардино-Балкарии говорят с большим уважением, крупные монополисты воспринимают республику как ответственного делового партнера, отвечающего за свои слова и платящего по счетам. Второе - кадровая ротация, начало выстраивания эффективной системы власти. Мы сменили почти на 80% правительство, но процесс подбора кадров еще не закончен, система будет выстраиваться до тех пор, пока не будет найден оптимальный вариант, дающий высокий эффект. И третье - это определение стратегии развития республики, выбор правильных ориентиров. Может, за год не успели достичь каких-то глобальных успехов, но очень важно, что намечены тенденции к позитивному изменению во всех важных направлениях. Думаю, это чувствует и население Кабардино-Балкарии.

- Хотелось бы затронуть некоторые проблемы КБР из ряда "острых", прежде всего земельный вопрос. Земля у нас станет предметом рыночных отношений, как во всем мире?
- Для обсуждения этого, в самом деле, сложного вопроса привлекается общественность - при Президенте КБР создана комиссия по земельным вопросам, занимается этой проблемой и общественно-консультативный совет. Безусловно, необходимо передать землю эффективному собственнику, она должна стать рыночным инструментом. Другой эффективной формы использования земли не существует. Другое дело, как это лучше сделать? Надо изучить опыт регионов, уже прошедших через земельную реформу. Когда будем уверены, что это на самом деле благо, поймем, как при передаче земли в собственность не создать каких-то новых сложностей, приступим к реализации. Думаю, затягивать с решением вопроса не будем.

- Земельный вопрос имеет еще один аспект. Это - проблема так называемых межселенных территорий, против чего возражает часть населения республики, в частности - в Эльбрусском районе, Хасанье, Белой Речке. Каким Вами видится решение этого вопроса, учитывая, что налицо явные попытки политизировать его?
- Мы постарались максимально расширить границы территорий муниципальных органов, чтобы дать больше возможностей для налогового пополнения местных бюджетов. Но пока решили - горы, пастбища, национальный парк на первом этапе оставить в ведении государства. Скажем, развитие рекреационной зоны на должном уровне в соответствии с международными стандартам не под силу муниципальным органам. Поэтому на данный момент целесообразней оставить ее в ведении республики. При этом доходы от туристических зон, поступающие в республиканский бюджет, будут затем перераспределяться в местные. Кроме того, я поставил перед юристами задачу на перспективу - в рамках федерального законодательства дополнительно расширить территории муниципальных образований. В дальнейшем мы предполагаем вообще отказаться от межселенных земель. К сожалению, жителям республики данные вопросы не всегда преподносятся в верном свете. Кто-то пытается политизировать эту тему, заработать на этом себе политические дивиденды, хотя это чисто экономический вопрос.

- К острым вопросам в адрес власти относится безработица и неудовлетворительное состояние бюджета КБР. Уже много лет в плановых цифрах бюджет выглядит красиво и многообещающе, а деньгами наполняется чуть больше чем на половину. Когда республика получит, наконец, бюджет развития, а занятость населения станет реальностью?
- Надо признать - об успехах в этих вопросах говорить пока рано. Сейчас идет процесс оздоровления экономики и поиск инвесторов. В следующем году планируется двукратное увеличение сумм субсидий на развитие бизнеса. Если сюда придет бизнес, улучшится инвестиционный климат, появятся новые производства, а с ними - рабочие места. Кроме того, в Нальчике построен первый на Северном Кавказе бизнес-инкубатор, где на льготной основе предоставляются площади молодым предпринимателям. Это также весомый вклад в обеспечение занятости. Что касается бюджета, сейчас задача - сделать бюджет-2007 максимально реалистичным. В нем не должно быть дутых цифр, как в прежние годы, когда ради того, чтобы выглядеть лучше перед федеральным центром, шли на обман.
Да, бюджет может "поплыть" в цифрах, - и по ВВП, и по доходам. Показатели, может, даже ухудшаться, по сравнению с сегодняшними. Но мы больше не можем себя обманывать. И, конечно, мы должны постепенно уходить от дотационности, увеличивать его наполняемость. В следующем году мы планируем серьезный прорыв в финансовой сфере - увеличение объема собственных доходов на 30%. Бюджет республики на 2007 год составит 11,5 млрд. рублей, что на 45% больше, чем бюджет КБР на 2005 год. На 23,5% увеличиться сумма трансфертов из федерального центра, а это дополнительные 945 млн. рублей, что позволит уделять больше внимания социальным вопросам. Кроме того, по федеральным адресным программам мы планируем получить более чем 1,5 млрд. рублей.

- На начальном этапе своей деятельности Вы часто поднимали вопросы экономической стратегии КБР и перспектив социально-экономического развития республики. На Ваш взгляд, эти перспективы уже прояснились?
- Мы сейчас накапливаем опыт, ищем пути развития, анализируем макроэкономику. Подписаны соглашения с тремя финансовыми компаниями, которые специализируются на разработках стратегии социально-экономического развития регионов. До конца года документы должны быть готовы, также готовит программу наше министерство экономического развития. Но программы - это не догма, жизнь быстро меняется, и по ходу действия ежегодно в них будут вноситься необходимые корректировки.

- Обществу импонирует идея диалога власти и общества, которая заявлена Вами с первого дня пребывания на посту Президента КБР. Но создалось впечатление, что Вы возлагаете главные надежды на президентский Интернет-сайт. Не ощущаете необходимости выстраивания и других каналов, например, на основе развития структур гражданского общества?
- Сайт - одна из форм выстраивания диалога, такое свободное окно, через которое напрямую ко мне может обратиться любой человек. Однако далеко не единственное средство связи с обществом. Я нередко встречаюсь с населением в поездках по районам, говорю с людьми на волнующие их темы. Планирую и в дальнейшем продолжить эту практику, а также устраивать встречи с целевыми аудиториями - молодежью, интеллигенцией, работниками сельского хозяйства, здравоохранения, образования... Активно работаем с Общественно-консультативным советом при Президенте, который поднимает вопросы, волнующие граждан республики. Считаю немаловажным общаться с населением и через средства массовой информации. Кроме того, много писем приходит в мою приемную по обращениям граждан. Персонального приема пока не могу себе позволить: слишком жесткий график работы, а это схема не позволяет принять много желающих, отнимая при этом массу времени.

- Сегодняшнее время в КБР называют "оттепелью", люди стали свободнее высказывать свои суждения. Будет ли продолжение демократизации?
- Если это так, думаю, тому способствовали все наши усилия в комплексе: кадровые изменения в правительстве, в правоохранительных органах, открытый диалог с населением, экономические подвижки. Думаю, оттепель не ограничится одним годом. Для дальнейшей демократизации, защиты прав и свобод граждан в КБР создается институт уполномоченного по правам человека, для этого уже внесены поправки в Конституцию республики. Власть станет доступнее, а ее деятельность еще прозрачнее. Но демократия не означает вседозволенность, она должна осуществляться в рамках закона.

- Что за идея - создать "молодежное правительство КБР"? Каких результатов Вы ожидаете от ее реализации?
- Идея не нова, и уже опробована в некоторых регионах. Смысл в том, чтобы молодые инициативные люди стали дублерами министров и председателя правительства. Мне хочется услышать их независимую оценку ситуации в республике, их мнение о путях развития экономики, стратегии и тактики управления. Молодость, как вы знаете, отличается свободой суждений, способностью генерировать оригинальные идеи. Этим молодым людям завтра созидать, руководить республикой, где они еще смогут получить практику, если не у нас.

- Как известно, "кадры решают все", значит - новые задачи требуют новых кадровых решений. Почему все усилия нового Президента по реорганизации системы местного самоуправления завершились "новым приходом старых кадров"?
- Считаю нельзя делить руководителей республики на черных и белых, на старых и новых. Мы будем использовать, и старые кадры, и подбирать новые. Нельзя же вот так поменять всех сразу! Сейчас налицо кадровый голод. Много способных работников не допускали к ключевым постам, держали на вторых- третьих ролях. Но их очень трудно сразу вытягивать до ответственных должностей. Ведь и Президент страны В.Путин сменил не всех, когда пришел к власти. С самого начала я сосредоточился на решении самых сложных ключевых кадровых вопросах. Они решены. Надеюсь, все понимают, как это было не просто. Что касается глав администраций, здесь прошло обновление где-то на 30%. Но не может быть скорых решений, надо разобраться в людях, среди них много достойных. Нельзя на половине принятого бюджета все менять - коней на переправе не меняют. Мы выдали на год мандат доверия главам администраций местного самоуправления настолько, насколько нам было делегировано законом с учетом того, что не мы их назначали. Что касается деятельности глав советов местного самоуправления - в следующем году выборы.

- После Второй мировой войны в Японии и Германии к новой власти не был допущен ни один человек, кто при прежнем режиме занимал какой-либо пост. То же произошло после падения коммунистического режима в Чехии...
- Это примеры кризисных и революционных ситуаций. Я пришел к власти не в результате революции и, соответственно, революционными методами действовать не собираюсь. Мой метод - взвешенная ротация власти. Неспособные к управлению уходят, способные остаются. Чиновникам дается возможность проявить себя в новых условиях, в то же время приходит много новых людей. Я не сторонник радикальных мер. Весь первый год своей работы постоянно искал новые кадры во всех звеньях власти. Пока их недостаточно. Но, в целом, кадровая работа идет интенсивно.

- Какие цели ставились в ходе нынешней реорганизации власти и управления в КБР? Они достигнуты? Кстати, поговаривают об увлечении нового Президента республики "кадрами извне", о появлении "новых родственных связок" на высоких инстанциях власти...
- Цель одна - чтобы во власть пришли компетентные порядочные люди, умеющие решать сложные вопросы. В какой мере этого удалось добиться, сказать трудно. Наверное, об этом можно судить по итогам года. Не согласен с вашим тезисом об увлечении кадрами извне. Их всего двое, и привлечены они из принципов профессионализма и порядочности. Другие - жители КБР, проявившие себя вне республики и вернувшиеся домой. Если нужно будет в интересах республики, привлечем еще кого-нибудь. Я заявлял, что не допущу клановости, но это не значит, что я буду мешать представителям моей фамилии или не допускать их карьерного роста. Но это возможно только в случае, если у них есть соответствующие профессиональные и человеческие качества. Я жестко предупредил: фамилия налагает двойную ответственность. Одна из эффективных форм подбора кадров - назначение проверенных, близких по духу людей. Клановость - это объединение для узурпации власти и самообогащения, я же собираю команду единомышленников, которая будет работать во благо жителей республики.

- Вы назвали свою фирму "Синдика", построили мечеть, на практике заявляя о своих национальных и религиозных принципах. Но, став президентом, Вы пока не предприняли государственных мер для национального и религиозного возрождения.
- Да, кое-что сделано и делается: в Нальчике началось строительство православного храма, откроется два молитвенных зала для верующих мусульман, и мы также намереваемся выделить средства на ремонт синагоги. Но я государственный чиновник и мои прямые действия в этом направлении могут быть расценены неоднозначно. Подобные инициативы должны исходить от общественных организаций. На деле, именно они должны пропагандировать необходимость более качественному обучению родным языкам, или идеологически ориентировать молодежь на традиционную культуру и обычаи. Не знаю, что мешает лидерам "Адыгэ Хасэ", "Алан", "Вече" и др. выступить с подобными инициативами. Их прямая функция, как раз заключается в возрождении традиций и языков. Подобные идеи в свое время предлагались именно лидерами этих организаций. Иначе, для чего они существуют?

- Получаете ли Вы полную информацию о том, что происходит в республике?
- У меня несколько независимых каналов получения информации. Я в курсе всех действий последователей и противников преобразований в республике.



- Как Вы относитесь к оппозиции?
- Сейчас она неэффективна. У нас есть или крайние или слишком умеренные партии и общественные организации. Я бы не возражал, чтобы какой-нибудь влиятельный политик возглавил сильную оппозицию и объективно критиковал власть. Даже оппозиция может во многом выполнять подобные конструктивные функции. Но она становится деструктивной, когда одиозными националистическими заявлениями компрометирует республиканскую власть, наши народы перед руководством страны, перед российской и мировой общественностью.

- Как воспринимаете необъективную критику? Обычно, чем искреннее хочешь сделать добро, тем обиднее неблагодарность.
- Нельзя позволять себе реагировать на критику болезненно. Нужно действовать еще решительнее, если тебя критикует недоброжелатель. Он рассчитывает найти твое слабое место. И если ты отказался от своих действий из-за необъективной критики, значит, противник достиг своей цели. Нельзя запрещать критиковать. Если начать затыкать рот всем неугодным, так можно в диктатора превратиться. И везде будут мерещиться заговоры. На самом же деле, наличие здоровой критики считаю признаком сильной власти.

- Как на Вас действует то, что люди связывают с Вами большие надежды?
- Знаю, что люди надеются на меня. Это меня вдохновляет. Правда, в политике и экономике чудес не бывает, не бывает быстрых результатов. Это хорошо понимают противники перемен и играют на этом, утверждая, что ничего не происходит. Но все видят, что многое уже изменилось. И будет меняться дальше.

- Какие пожелания Вы хотели бы высказать нашим читателям?
- Моя родная республика, да и вся страна, переживает сейчас не лучшие времена. Надо объединиться, сплотиться и работать, чтобы добиться для себя и своих детей достойной жизни. Наша задача, задача власти и жителей республики - сделать для этого все возможное. Я хочу пожелать всем гражданам КБР оптимизма и усердия, взаимопонимания и взаимоподдержки. Вместе мы сумеем преодолеть все трудности.

Суфьян Жемухов,
"Кабардино-Балкарская правда"


Док. 342212
Перв. публик.: 29.09.06
Последн. ред.: 23.07.07
Число обращений: 556

  • Каноков Арсен Баширович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``