В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Караганов: мир на Ближнем Востоке можно только навязать Назад
Сергей Караганов: мир на Ближнем Востоке можно только навязать
Недавно Великобритания поменяла своего "рулевого". Тони Блэр, более 10 лет занимавший пост премьер-министра, официально ушел в отставку, уступив кресло Гордону Брауну. Правда, безработным теперь уже бывший глава кабинета оставался недолго. Его кандидатуру тут же утвердили на пост спецпредставителя ближневосточного "квартета". О том, как изменится внешняя политика Британии и сумеет ли Тони Блэр установить мир на Ближнем Востоке, в интервью российскому информационному каналу "Вести" рассказал глава Совета по внешней и оборонной политике России Сергей Караганов.

- Тони Блэр назначен спецпредставителем ближневосточной "четверки" по урегулированию арабо-израильского конфликта. Как вы считаете, это правильный выбор?

- Блэр - очень умелый политик, блестящий дипломат и располагающий к себе человек. Выбор, конечно же, очень хороший. Сам Блэр имеет вес, он один, без поддержки "четверки", может что-то сделать. Другое дело, что миссия его на первое время обречена. На Ближнем Востоке не проглядываются контрмеры.

- И все-таки, насколько он самостоятельный политик? В Интернете уже появились шутки про то, что он является "пуделем Буша". Причем президент США отреагировал на это следующим образом, я процитирую: "Блэр для меня никогда не был пуделем. Это не так. Он значит намного больше". Ну, мы понимаем, что хотел сказать президент.

- Да, он сказал, конечно, крайне неловко. Блэр совершенно сознательно строил британскую политику так, чтобы она была дружественна Соединенным Штатам Америки. Во-первых, он считал, что это правильно. Во-вторых, он считал, что таким образом, являясь ближайшим партнером и другом наиболее мощной страны в мире, увеличивает влияние Великобритании и в Европе, и мире.

- То есть это был осознанный выбор? Не под давлением?

- Это был абсолютно осознанный выбор. Я практически исключаю давление на него. Он делал то, что считал выгодным для Великобритании, и даже пошел за Соединенными Штатами Америки в Ирак. И там проиграл вместе с Соединенными Штатами Америки, потому что он считал, что это правильно. Он мог бы не идти.

- Если подводить итоги его правления, то помимо провала в Ираке, какие еще были промахи и достижения?

- Вы знаете, кроме этого я не помню ни одного серьезного промаха Тони Блэра. Ну, кроме того, что, конечно, он не выдал по нашему требованию двух людей, которых Россия требовала выдать - Березовского и Закаева. И в первую очередь из-за этого испортились, и надолго, казавшиеся еще 8 лет назад блестящими российско-британские отношения. А что же до его достижений, то они существенны. Великобритания при нем обрела новую экономическую и социальную динамику. Несмотря на то, что он был социал-демократом, он проводил довольно либеральную политику. Развязал руки британской экономике. Он пришел в страну, которая по европейским меркам была еще довольно отсталой, а уходит с поста премьер-министра страны, которая является одним из признанных лидеров Европы.

- Ну, кто такой Блэр, уже более-менее понятно, а что из себя представляет Гордон Браун? Как изменится политика Великобритании с его приходом и кто он на самом деле - друг или соперник Блэра? В последнее время в "Индепендент" писали, что он был чуть ли не врагом Блэра.

- Естественно, они соперничали, потому что Браун был вторым человеком в партии и, конечно, всегда хотел быть первым. Но они, тем не менее, близко дружили, поэтому однозначно ответить невозможно. Скорее, все-таки, теперь, когда он выиграл, он будет другом.

- Блэр всегда обещал вернуть Великобританию в центр европейской политики. Насколько это удалось Блэру, и что сможет сделать Браун, который уже заявил, что Великобританию ждут великие перемены?

- Безусловно, Блэр усилил позиции Великобритании в Европе. Он занимал особые позиции, как и любой британский премьер, но сблизил Британию с Европой, хотя не на столько, чтобы погрузить Лондон в Брюссель. А европейские лидеры потеряли на этом существенную часть влияния своих стран. Блэр остался руководителем мощной и быстро растущей страны, но при этом страны более европейской, чем ранее.

- Блэр и Браун - однопартийцы. Как вы сказали, Блэр - очень независимый человек, он многие решения принимал самостоятельно. Идти за Америкой - это, как вы сказали, был осознанный выбор. Браун продолжит это движение?

- Я думаю, что по психофизическим качествам Браун тоже самостоятельный человек. Пойдет ли он дальше за Америкой, например, в Ираке? Думаю, уходить полностью он не будет, конечно, потому что это был бы плевок в свою собственную страну. Конечно, он будет сокращать, насколько может, британское присутствие там. Все уже поняли, что из Ирака предстоит стремительный уход, если не бегство, поэтому любой премьер Великобритании постарается уменьшить присутствие страны в Ираке, но бежать он не будет.

- Перейдем к другим темам. Как вы думаете, как скажется визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова на Ближний Восток на урегулирование палестино-израильского конфликта, и существует ли способ запустить мирный процесс на Ближнем Востоке?

- Я не думаю, что Сергей Викторович может реанимировать процесс мирного урегулирования. Кроме различия между палестинцами и израильтянами, появилось еще одно чудовищное различие внутри палестинского лагеря - идет гражданская война. Делать что-то надо, но думаю, что, к сожалению, этот конфликт может быть урегулирован только навязыванием силы. То есть тогда, когда внешние державы согласятся на фактическое установление контроля над воюющими сторонами. Только тогда можно надеяться на урегулирование конфликта.

- То есть, грубо говоря - я заранее оговорюсь, что моя позиция может не совпадать с позицией канала - когда "четверка" договорится, тогда и будет мир на Ближнем Востоке?

- Когда "четверка" договорится и когда "четверка" решится на то, чтобы послать свои войска - под эгидой ООН или еще под какой-то эгидой - для того, чтобы они навязывали мир. Сами стороны - к сожалению, это трагедия и для палестинцев, и для израильтян - пока добиться мира не могут. Они, скорее, удаляются от него. Хотя мир был очень близок еще несколько лет тому назад, перед тем, как начался новый виток конфликта. Но сейчас он только усугубляется.

- Каково влияние России на Ближнем Востоке? Я задаю этот вопрос в связи с тем, что Сергей Лавров пообещал приложить все усилия для освобождения Гилада Шалита и других израильских солдат, которые находятся в плену у боевиков. ХАМАС и "Хесболла" прислушаются?

- У нас есть довольно серьезные моральные, политические и даже экономические возможности для этого, которые мы начали восстанавливать. Правда, мы сейчас играем не в одну сторону, как играл Советский Союз. Тогда мы, грубо говоря, поддерживали палестинцев против Израиля, а сейчас играем сразу на всех шахматных досках. У нас есть возможности, но вопрос заключается в том, есть ли возможность контролировать ситуацию у наших партнеров. Я не очень уверен, что, договорившись с руководством ХАМАС, можно будет освободить кого-то.

- И все-таки в этом сеансе одновременной игры Сергей Лавров принял решение не встречаться с представителем ХАМАС. Насколько эта позиция правильная в данной ситуации?

- Оставим это право за министром иностранных дел. Это тактический ход. Мы попытались легализировать ХАМАС, и ничего из этого не получилось. Они начали резню.

28.06.2007

http://www.vesti.ru


Док. 341868
Перв. публик.: 28.06.07
Последн. ред.: 22.07.07
Число обращений: 429

  • Караганов Сергей Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``