В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Болотов: мы поставим вузы на место Назад
Виктор Болотов: мы поставим вузы на место
Единый государственный экзамен эффективнее традиционного, считает руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов. Как не допустить злоупотреблений при проведении ЕГЭ и как быть, если вуз отказывается принимать результаты единого госэкзамена, Болотов рассказал в интервью каналу "Вести".

- Виктор Александрович, здравствуйте. Начнем, наверное, с такого важного вопроса: в этом году кого больше - двоечников или отличников?

- К счастью, "четыре" и "пять" у нас больше по всем предметам, исключение - математика. С математикой у нас 20% двоек, как и в прошлом году.

- Математика не дается, да?

- И стандарты завышены, и много детей не хотят и не могут осваивать математику на этом уровне. Поэтому есть предложение вводить экзамены двух уровней - базового и профильного. Грубо говоря, математика для гуманитариев и математика для тех, кто выбрал инженерные или мехматовские специальности.

- Виктор Александрович, давайте вернемся к тому скандалу, который был. В СМИ он вызвал очень большой резонанс. Как стала возможной такая утечка информации?

- Был украден пакет с экзаменационными материалами, решены задания в самой простой части - А и В, то есть их хватает только на "тройку", и вывешены в Интернете. Мы планировали даже возможность аннулирования результатов экзамена по этим вариантам, которые были вывешены в Интернете. Но анализ статистики, анализ части С, самой сложной части, не дал нам оснований для аннулирования результатов. Аннулировали результат только у мальчика, он сдал, кстати, в резервный день и сдал на "четыре".

- Скажите, пожалуйста, вот эта история как-то может отразиться на том, что вузы как-то будут меньше доверять результатам ЕГЭ, или как-то они будут перепроверять эти результаты?

- Нет, конечно. Все ведущие вузы России, кроме Московского государственного университета, используют результаты ЕГЭ в качестве вступительных экзаменов.

- А как министерство образования планирует совершенствовать систему ЕГЭ, чтобы не допустить подобных утечек? Я понимаю, что это трудно.

- Нет, есть реальные подходы, которые мы отрабатывали с коллегами в регионах, потому что утечка в регионах происходит. Я думаю, на будущий год мы будем свободны от таких правонарушений. Дело в том, что все остальные экзамены прошли, а их было 12, без этих ЧП.

- Ну вот еще один ЕГЭ позади. Были замечены какие-то нарушения в этот раз?

- К сожалению, да. Около 500 результатов мы вынуждены были аннулировать.

- А из-за чего?

- Ну, это длинный разговор. В частности, работают "двойняшки" - две работы, которые полностью совпадают друг с другом. Мы аннулируем обе работы. Ну, есть еще некоторые тонкости, когда мы аннулируем все работы в пункте проведения единого экзамена, поскольку там статистика в 2 раза лучше, и никто не может объяснить, почему. Это означает, что помогали взрослые детям. Но мы с этими проявлениями боролись, боремся и будем бороться.

- А такие случаи можно как-то выявлять?

- Конечно, конечно. Современными технологиями. Мы знаем средний балл в каждом пункте проведения единого экзамена, и тут же посылаем, как только кто-то превышает средние показатели, запрос в субъект Федерации: прокомментируйте. И одно дело, если это элитная гимназия, и другое дело, когда там никто не может объяснить, почему там в 2 раза лучше.

- А в элитных гимназиях такого не может произойти?

- Там все-таки отборные дети. И средний (балл) там, конечно, (выше). Вот если в элитной все работы (на 100 баллов) - мы перепроверяем.

- А вот что делать школьнику, если он не согласен с той оценкой, которую ему дали по итогам ЕГЭ?

- Каждый школьник знает, что у него есть два режима апелляции. Первый режим апелляции - на процедуру: ему мешали, ему не дали ручку - в тот же день прямо в месте проведения ЕГЭ. Вторая апелляция - в течение двух дней после получения результатов единого экзамена можете обратиться с вопросом по апелляции. Около 20 тысяч апелляций было. Всего экзаменов у нас миллион 800 тысяч - 20 тысяч апелляций. Удовлетворено меньше трети.

- Бывают, наверное, такие ситуации, когда вуз отказывается принимать результаты ЕГЭ? Что тогда делать?

- Сразу к нам, в Рособнадзор. Наши телефоны горячих линий есть на сайте Рособрнадзора, и мы поставим вуз на место.

- А за последнее время такие случаи были?

- К сожалению, были. Работа проведена с этими вузами, вузы осознали свои ошибки.

- А вот по каким критериям, по каким причинам вуз все-таки может не принимать результаты единого госэкзамена?

- Ни по каким. Сегодня не работают с материалами ЕГЭ Московский государственный университет и ряд вузов силовых министерств. Все остальные обязаны принимать результаты ЕГЭ. Если есть информация, или там есть родители, абитуриенты, у которых не приняли, я еще раз говорю, вуз будет поставлен на место.

- А почему вот эти вузы не приняли эту систему?

- МГУ? Ну, это позиция Виктора Антоновича Садовничего. И пока эксперимент, МГУ может не работать. Но в 2009 году все вузы России будут работать. Силовые вузы - у них немножко другие сроки приемных испытаний.

- А вот сейчас идут такие разговоры: единый госэкзамен - хорошо это или плохо? Многие сейчас говорят как бы в поддержку того, чтобы по старинке сдавать экзамены, с вытягиванием билетов.

- Вы знаете, по старинке никто не говорит, что хорошо. Критикуют иногда по делу, чаще без дела, единый экзамен. Каждый год мы совершенствуем эту технологию. Я думаю, что в регионах, которые работают в едином экзамене больше двух лет, сторонников ЕГЭ гораздо больше, чем противников.

- В СМИ сейчас широко обсуждается приговор, который вынес суд Петербурга по трагической гибели восьмиклассника Ромы Лебедева. Классную руководительницу мальчика признали виновной в доведении школьника до самоубийства, ей 4 года лишения свободы условно дали. Как всю эту историю и вердикт воспринимают в Минобразования?

- Конечно, трагедия, конечно, трагедия, но, к сожалению, не первая. Суициды бывают у школьников фактически каждый год, и, безусловно мы считаем, что нужно развивать психологическую службу поддержки детей в школах.

- Она сейчас в каждой школе есть, психологическая служба поддержки?

- Далеко (не в каждой), к сожалению. Это проблема, которую мы решаем вместе с регионами. Школа - это все-таки ответственность субъектов Федерации. Тут можно делать внешкольные психологические службы, вот такие есть в каждом регионе, межшкольные психологические службы. И второй момент - поборы в школах. Ведь причина самоубийства было, что учительница его оскорбила (из-за отсутствия у него денег)... Вот в любой нормальной школе эта семья была бы освобождена от всяких дополнительных уплат. Поэтому - управляющий совет, и тогда мы снимем вопрос поборов.


http://www.vesti.ru/doc.html?id=130120

13.07.2007


Док. 341781
Перв. публик.: 13.07.07
Последн. ред.: 22.07.07
Число обращений: 368

  • Болотов Виктор Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``