В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Левитин: О чем молчат оранжевые шары Назад
Игорь Левитин: О чем молчат оранжевые шары
Следствие не торопится с выводами по поводу катастрофы Ту-134 и Ту-154. Ответ будет дан лишь после анализа всех данных. В арсенале экспертов - компьютерное моделирование, исследование обломков и главное - расшифровка бортовых самописцев.

"Черные ящики", на которые после любой авиакатастрофы у экспертов столько надежд, как известно, вовсе не черные и совсем не ящики, а оранжевые шары. Яркие, чтобы везде заметить, и круглые, для того, чтобы могли срикошетить в момент удара.

Нос и хвостовая часть самолета - места стандартного расположения "черных ящиков", или по-научному - "систем автоматической регистрации параметров полета". Разнесены друг от друга как можно дальше, чтобы в момент катастрофы хотя бы один остался цел.

Найти на месте крушения бортовые самописцы для всякой комиссии по расследованию - едва ли не главное. В Тульской и Ростовской областях нашли. В Ту-134 были установлены один речевой самописец и другой, который фиксировал технические параметры полета. В Ту-154 - те же два плюс один аварийный. Всего пять - столько работы одновременно Межгосударственному авиакомитету выполнять еще не приходилось.

Работа идет медленно еще и по другой причине. "Не все самописцы в состоянии, в котором бы их сразу можно было прочитать. С ними сегодня и завтра будут работать, чтобы можно было ленту привести в то состояние, когда можно прочитать, что произошло", - рассказал председатель государственной комиссии по расследованию причин катастрофы Игорь Левитин.

У специалистов масса технологий, позволяющих восстановить поврежденные носители информации. Тонкие металлические ленты или проволоку отмачивают в специальных растворах и часто собирают по частям, данные оцифровывают, и речь, превращенную в графики, обрабатывают уже на компьютере. Иногда, чтобы расслышать слова пилота, работают неделями. "Слышишь последние слова, и обидно: из-за таких глупостей подчас погибают", - говорит начальник отдела научно-технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета Николай Виноградов.

На месте катастрофы, говорят специалисты, имеет значение все - как далеко разбросаны обломки, как они лежат по отношению друг к другу, что от чего оторвалось и в каком порядке.

Важнейший этап расследования - так называемая "выкладка". По отсутствующим деталям можно определить, что воздействовало на самолет перед катастрофой, по характеру разломов - где произошло разрушение, в воздухе или на земле.

"Раскладывают практически поскелетно, как археологи находят мамонта - точно так же по схеме раскладывают эти остатки", - говорит заслуженный летчик-испытатель герой России Магомед Толбоев.

Едва ли не самый известный в современной России летчик-испытатель Магомед Толбоев - один из немногих в мире, кто сажал Ту-154 с полностью остановленными двигателями. Он часто сам привлекался к расследованиям и уверен, что имеющийся ныне материал позволит выяснить причину двойной катастрофы.

Восстановить картину полета помогает еще и специальный компьютер. В него закладываются все параметры, включая кривую самолета с монитора диспетчера, и все совмещается во времени. Поэтому, был ли причиной катастрофы взрыв, плохая погода или технические проблемы, в принципе можно выяснить, даже если "черные ящики" вообще будут молчать. Правда, в речевых самописцах главное - последние слова и эмоции экипажа. Иногда только их и достаточно, чтобы понять, что произошло на самом деле.

Андрей Кондрашов

26.08.2004
vesti.ru


Док. 341534
Перв. публик.: 26.08.04
Последн. ред.: 20.07.07
Число обращений: 417

  • Левитин Игорь Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``