В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Левитин: Госсовет задумался о вечном Назад
Игорь Левитин: Госсовет задумался о вечном
Российское бездорожье ежегодно съедает 6 процентов национального ВВП. Об упущенной на ямах и ухабах экономической выгоде Владимир Путин заговорил в пятницу на президиуме Госсовета, который собрался в Ярославле для того, чтобы обсудить наболевшее - положение дел в дорожном хозяйстве. Россия - страна колоссальных расстояний, и содержание ее автомагистралей - это вопрос триллионов рублей. В Министерстве транспорта есть предложения, откуда взять деньги на строительство дорог и мостов.

Древний Ярославль - центр европейской части России, ее жемчужина и узел, которому экономически развиваться самим географическим положением велено. Граница с шестью областями, Волга, железнодорожная сеть, наконец - трасса, соединяющая Москву с Севером. Но извечная вторая российская беда и здесь - десятилетия сдерживающий фактор. С начала 90-х город задыхался от пробок из грузовиков, не едущих, ползущих по единственной нитке, связавшей почти полвека назад два берега реки. Новый мост здесь называли строительством века. И оно сегодня завершилось.

Мост с незатейливым, но точным названием "Юбилейный" - не просто подарок Ярославлю к 1000-летию, это настоящее спасение для федеральной трассы "Москва - Архангельск". Старая переправа через Волгу стала в буквальном смысле узким горлышком, сквозь которое каждый день пытаются пробиться по 25 тысяч машин. Новое сооружение, длиной в 733 метра и высотой в 16, способно пропускать уже вдвое больше.

Министр транспорта схему новой развязки Владимиру Путину демонстрирует с нескрываемой гордостью. Мост через Волгу - не просто единичный объект, это первый пример принципиально нового подхода к финансированию дорожного строительства - когда средства не распыляются по тысячам проблемных точек, а аккумулируются на десятке важнейших. Резко увеличив федеральную помощь, мост смогли возвести в рекордные для России сроки - за 5 лет.

Успешное решение одной проблемы - всего лишь красивый фон для обсуждения сотен других, что копились годами. На заседании президиума Госсовета звучат цифры почти пугающие. В приличном состоянии в России - только треть федеральных трасс. Если оставить существующий подход к содержанию и строительству дорог, через три года останется пять процентов, а так называемый "недоремонт" достигнет 0,9.

"Из-за плохих дорог государство и национальная экономика несут серьезные убытки - до 6 процентов ВВП страны в год, - отметил Владимир Путин, - а более 12 миллионов российских граждан до сих пор не могут круглогодично пользоваться автотранспортом. Бездорожье тяжким бременем ложится на село. В неразрешимую проблему превращается посещение ближайших районных центров, больниц, школ".

Товаропроизводители в России в бесконечных дорожных ямах оставляют 20 процентов затрат на производство. Нигде в Европе транспортная составляющая цены не высока настолько, максимум - процентов 6. Если бы только в деньгах дело - российские дороги вывели страну на печальное первое место в мире по числу погибших в ДТП.

Об этом говорил и российский президент: "Преждевременный уход из жизни значительного количества людей в достаточно молодом возрасте, особенно мужчин, это в том числе не в последнюю очередь - гибель на дорогах. И это зависит также от качества наших дорог. Это вечная проблема России. По большому счету, за нее браться - это себе дороже, такое неблагодарное дело. Но мы с вами не имеем права уходить от острых и насущных проблем нашей страны. Жилищная проблема - тоже не менее важная. Но если мы все время будем обходить острые углы, будем бояться до них дотрагиваться и приступать к их решению, мы никогда их и не решим".

России необходимо довести общую протяженность дорожной сети до полутора миллионов километров. Срочный ремонт их большей части - это триллионы рублей и кардинально новые схемы финансирования и содержания. Сдавать в аренду крупным строительным корпорациям дороги в эксплуатацию минимум на 6 лет. Источники финансирования тоже должны стать долгосрочными. И пусть больше платит тот, кто сильнее разбивает дорожное полотно.

"Рабочая группа предлагает пересмотреть порядок взимания транспортного налога, изменив налогооблагаемую базу, положив в основу не мощность двигателя, как на сегодняшний день, а полную массу транспортного средства и нагрузку на ось - как основные факторы, определяющие степень воздействия на дорожное покрытие и основание автомобильной дороги. Замечу, что во многих странах применяется именно такой порядок", - сообщил Олег Морозов, первый заместитель председателя Госдумы.

Рабочая группа, готовившая предложения к заседанию президиума Госсовета, полагает, что пренебрегать нельзя и теми источниками, что незначительны на первый взгляд. Министр транспорта Росси Игорь Левитин готов предложить уже и плату за проезд в центральные кварталы городов: "Предлагаю на федеральном уровне разработать норматив, дающий право руководителям субъектов вводить ограничения или плату за въезд в центры городов. Данная норма должна носить унифицированный стандарт. А также предлагается распространить эту норму на использование автомобилей, несоответствующих требованиям национальных экологических стандартов".

К 1 марта следующего года все предложения должны быть суммированы в закон, вносимый на рассмотрение Госдумы. Это требование президента. Если не поторопиться, в ближайшее время экономические потери страны от транспортного хаоса увеличатся уже вдвое. Но успеть еще можно. Тем более технически к этому готовы. Прямо в центре Ярославля сегодня развернули выставку современной российской дорожной техники. Бульдозеры, грейдеры, даже тончайшие оптоволоконные системы, способные определять давление колеса на покрытие в любой точке трассы, - было бы, где измерять.


Максим Киселев

13.10.2006
vesti.ru


Док. 341454
Перв. публик.: 13.10.06
Последн. ред.: 20.07.07
Число обращений: 352

  • Левитин Игорь Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``