В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Макаров: Не пустые слова Назад
Андрей Макаров: Не пустые слова
Впервые за последние годы в эти жизненно важные для каждого из нас сферы государство обязуется направить огромные суммы. При этом расчет и правительства, и Государственной думы строится на том, чтобы бюджетные деньги были направлены в "нужные места", чтобы не столько количественно, сколько качественно изменить ситуацию. О том, реально ли воплотить задуманное, наш корреспондент беседует с депутатом Государственной думы от Кузбасса, заместителем думского комитета по бюджету А.М.МАКАРОВЫМ .

Приоритетные национальные проекты, предложенные российским президентом и направленные на оздоровление ситуации в здравоохранении, образовании, жилищной сфере и на селе, в конечном итоге нацелены на то, что мы наконец-то должны реально ощутить повышение качества и уровня жизни в своей стране.

- Андрей Михайлович , судя по письмам и телефонным звонкам в редакцию, кузбассовцев очень волнует, подкреплены ли предложения президента финансово, заложены ли соответствующие средства в федеральный бюджет 2006 года?

- Начнем с того, что бюджет 2006 года имеет очень важную особенность, которая значительно отличает его от предыдущих. Если до этого мы говорили, что главный для страны финансовый документ Госдума только принимает, а разрабатывается он в недрах министерств и ведомств, то формирование нынешнего бюджета кардинальным образом отличалось: наконец-то состоялось так называемое нулевое чтение, завершившее работу специально созданной трехсторонней комиссии, в которую вошли представители Госдумы, правительства, Совета Федерации. В течение всего лета эта комиссия отрабатывала тот бюджет, который по Бюджетному кодексу и был внесен на рассмотрение в Думу 26 августа. И то, с чем выступил 5 сентября В.В.Путин, для нас неожиданностью не было: при подготовке бюджета озвученные президентом позиции уже проговаривались. Потому между этими датами прямая связь, которая позволяет назвать бюджет-2006 не просто бюджетом для людей, но и реально обоснованным документом.

Президент подтвердил мысль, которую изначально высказал А.Г.Тулеев, всегда утверждавший: страна не может считаться богатой и счастливой при таком количестве бедных людей. И здесь, мне кажется, очень важно, что В.В.Путин высказался о необходимости золотой середины между этими противоречиями: бедный народ в богатейшей стране.

На мой взгляд, найти эту золотую середину удалось: суммы, выделенные на национальные приоритеты - здравоохранение, образование, доступное жилье и село, реально просчитаны, мы на самом деле все лето занимались этими расчетами. Добавлю к тому же: таких денег на названные цели государство никогда не выделяло.

- Давайте эти цели еще раз обозначим...

- В первую очередь, повышение качества и уровня жизни россиян. Эта задача должна быть решена до 2008 года. Кстати, помните, что "Единая Россия" так и планировала - к 2008 году довести минимальный размер оплаты труда до уровня прожиточного минимума! И с 1 мая 2006 года, как и было запланировано 2 года тому назад по реальному графику, первый разряд единой тарифной сетки у нас вырастет до 1100 рублей.

Задача же, обозначенная президентом в бюджетном послании, - за три года повысить зарплату работникам бюджетной сферы в 2 раза, а в реальном выражении в полтора, означает - рост зарплаты должен в полтора раза ПРЕВЫШАТЬ темпы роста инфляции. Что предлагается сделать по этому поводу в будущем году? Направить 146 млрд. рублей на выплату пенсий, пособий, компенсацию военнослужащим, пожизненное содержание судей и прокуроров (без создания нормальной судебной системы, системы юстиции, определяющих защищенность людей, невозможно построение правового государства). Кроме того, направить средства на повышение средней заработной платы, на проведение индексации за счет средств федерального бюджета. Для этого в федеральном бюджете уже предусмотрено 260 млрд. рублей.

Теперь - о здравоохранении. Только вдумайтесь в цифру: расходы на медицину, предусмотренные в бюджете-2006 по отношению к 2005 году, увеличатся на 73 процента! Это же не просто слова, это - реальные деньги, которые заложены в бюджет. И сейчас наша задача - четко прописать в бюджете, на что конкретно они пойдут. К примеру, в 1,5 раза увеличится финансирование высокотехнологичных видов медицинской помощи, в 2 раза - централизованных закупок медикаментов и медицинского оборудования, в 2 раза - прикладных и научных исследований, почти в 4 раза - расходов инвестиционного характера. На нужды первичной медицинской помощи будет направлено 63 млрд. рублей, и в основном эти средства пойдут на увеличение зарплаты. На 25 проц. возрастет финансирование предоставления населению высокотехнологичных видов медицинской помощи.

- Андрей Михайлович, разъясните читателям, почему приоритеты отданы именно первичному звену? Это стало сильным раздражителем для медиков, занятых в иных сферах.

- Надо постараться понять, что, безусловно, есть еще очень много вопросов, которые требуют огромного количества денег. В этом и была самая большая сложность для президента - определить то, что позволит снять самую острую проблему, кричащую. Если сюда не бросить средства, это приведет уже к необратимым процессам. Первичное звено медицинской помощи - уровень, с которым сталкивается буквально все население. Участковые врачи, педиатры, врачи общей практики - тот первый этап общения с медициной, который должен обеспечить качественную охрану здоровья. Ведь что такое здравоохранение? Это охрана здоровья. Она и должна стать приоритетной. Дальше - уже идет лечение больного. Нам нужно несколько сместить приоритеты - с лечения уже больного человека на предупреждение заболеваний, на ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ еще серьезно не заболевшего человека. Потому сделан акцент на диспансеризацию, профилактику заболеваний. А это и есть задача первичного звена. Что оно у нас сегодня представляет? Укомплектованность поликлиник такими врачами - 56 процентов, треть врачей участковой службы не проходила специализацию более 5 лет, износ медицинского оборудования, санитарного транспорта составляет 65 процентов и т.д. Проект "Здоровье" и предусматривает введение системы материального стимулирования по результатам работы, полное укомплектование медицинскими кадрами участковой службы, повышение уровня квалификации врачей, снижение износа медоборудования и сантранспорта с 65 до 15 процентов и т.д. И в каждое из перечисленных направлений вкладываются конкретные суммы. Это первое.

Вторая задача - создание современных медицинских центров, хотя бы одного на регион, оснащенных новейшим оборудованием. Это позволит приблизить квалифицированную высокотехнологичную медпомощь к каждому человеку. Я не буду пересказывать проект полностью, это займет слишком много времени. Скажу только, что каждая строка, обозначающая проблему, задачу и конечную цель, подкреплена финансово. К примеру, в 2006 году на оснащение муниципальных медицинских учреждений современным оборудованием будет направлено 14,3 млрд. рублей, в 2007 г. - 15,4 млрд. рублей.

И третье - бесплатная медицинская помощь, совершенствование системы ОМС. Количество денег, которое вбрасывается сюда, поможет за предстоящие два года довести увеличение числа сложных бесплатных операций в 3 раза, потому что больные ждут операций годами, а то и умирают, не дождавшись.

В подобном же порядке просчитаны и проекты "Образование", "Доступное и комфортное жилье", "Развитие АПК".

- Что касается доступного жилья, то Дума приняла соответствующий пакет законов?

- Этот пакет законов действительно принят и должен заработать. Но главное, на что делается упор, - это доступность кредитов. Дополнительное финансирование агентств ипотечного кредитования позволит сделать кредиты более доступными: в течение 2006-2007 годов на это будет направлено 38,2 млрд. рублей, еще столько же - на рост объемов жилищного строительства и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры. Вот цифры: за прошлый год было выделено всего 40 тысяч кредитов. Понятно, это абсолютно не решает проблемы. Задача - в самое ближайшее время довести количество кредитов до 1 миллиона. Если первоначально это планировалось сделать до 2010 года, то, учитывая суммы, которые предполагается направить в будущем году, вероятно, произойдет это гораздо раньше.

Еще очень важный момент: механизм ипотечного кредитования, который сейчас закладывается, должен подстегнуть развитие строительной индустрии, стройматериалов, потому что пока, к сожалению, решение проблемы сдерживают высокие цены на жилье. А изменения в законе и должны перенаправить денежные потоки на развитие стройиндустрии. Понятно, что без увеличения строительных мощностей вбрасывание денег совершенно бессмысленно. Весь этот комплекс мероприятий в конечном итоге должен привести к снижению ставки по кредитам. Увеличено и финансирование сноса ветхого жилья. Разработана программа, в рамках которой за счет средств федерального бюджета в течение 2006 года планируется переселить из ветхого и аварийного жилья более 150 тысяч семей.

- Андрей Михайлович, почему в своем выступлении на пленарном заседании Госдумы вы обратили особое внимание на необходимость прозрачности бюджета?

- К сожалению, структура расходов бюджета и материалы к проекту бюджета не позволяют простому человеку увидеть средства на реализацию четырех приоритетных национальных проектов, определенных российским президентом. И наш комитет действительно считает это одной из важнейших задач - все расходы по национальным приоритетам должны стать абсолютно прозрачными, чтобы не только правительству, но и любому человеку было понятно, сколько, куда, на что и каким образом будут распределяться бюджетные средства. Обеспечение четкого отражения в бюджете указанных расходов должно стать важнейшей задачей Госдумы при рассмотрении бюджета во втором и третьем чтении. В свою очередь, через газету "Кузбасс" я постараюсь и в дальнейшем разъяснять кузбассовцам некоторые особо сложные моменты, потому что считаю: без взаимопонимания и доверия достичь повышения качества и уровня жизни - главной цели, поставленной президентом, - невозможно.

Дополнительные расходы федерального бюджета на реализацию приоритетных национальных проектов

Проекты

2006 год, млрд. руб.

2007 год, млрд. руб.

Итого, млрд. руб.

Доступное и комфортное жилье - гражданам России,

48,4

61,8

110,2

в том числе гарантии

26,5

33,5

60,0

Здоровье

58,1

87,7

145,8

Образование (без учета доплат за классное руководство)

14,0*

27,3*

41,3*

Развитие АПК

14,2

16,7

30,9

Всего

134,7

193,5

328,2

в том числе гарантии

26,5

33,5

60,0

Итого (без учета гарантий и доплат за классное руководство)

108,2*

160,0*

268,2*

Расходы на здравоохранение по сравнению с 2005 годом впервые за последние годы увеличатся на 73 процента, на образование - на 26 процентов. На субсидирование процентных ставок по кредитованию сельхозто-варопроизводителей будет направлено 13,4 млрд. рублей, что на 8 млрд. рублей больше, чем в 2005 году. Кроме того, в проекте федерального бюджета на 2006 год предусмотрено почти трехкратное увеличение расходов на развитие жилищно-коммунального хозяйства, что составит 31,6 млрд. рублей, а это на 267,4 процента выше утвержденного объема 2005 года.

* - уточняется цифра за классное руководство, включая учителей начальных классов.




Сми: Кузбасс, Город: Кемерово
Дата: 12 Октября 2005





Док. 341417
Перв. публик.: 12.10.05
Последн. ред.: 20.07.07
Число обращений: 386

  • Макаров Андрей Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``