В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Гость программы `Подробности` Андрей Макаров Назад
Гость программы `Подробности` Андрей Макаров
В: Добрый вечер. В эфире "Вести. Подробности", в студии Эрнест Мацкявичюс. Сложные взаимоотношения российских граждан с налоговыми органами в скором времени должны наладиться. Ну, или как минимум стать более понятными. По крайней мере, этого попробуют добиться депутаты Думы, которые уже до конца этого месяца займутся изменением налогового кодекса. Каких ждать перемен? Об этом мы поговорим с заместителем председателя Комитета Думы по бюджету и налогам Андреем Макаровым . Андрей Михайлович, добрый вечер.

-Добрый вечер.

В: А как вы считаете, вообще, возможно гармония во взаимоотношениях между теми, кто налоги собирает и теми, кто их платит?

А. МАКАРОВ : - Ну, наверное. Во всяком случае, соблюдение закона, наверное, должно быть и теми, и другими. И теми, кто платит, и теми, кто собирает налоги. Если обе стороны будут стремиться к одному и тому же, я думаю, что гармония теоретически возможна.

В: Вы знаете, еще в апреле во время своего послания парламенту президента Владимир Путин, формулируя задачи, которые стоят перед теми, кто осуществляет налоговую политику, заявил, что налоговые органы должны вести себя, ну, более сдержанно. Давайте напомним, что сказал тогда глава государства.

ВЛАДИМИР ПУТИН: - Фискальные органы не должны проходить мимо нарушения закона. Ни в коем случае не должны проходить мимо нарушения законов. Вместе с тем должны быть найдены такие формы погашения налоговой задолженности прошлых лет, которые обеспечивали бы интересы государства, но не разрушали бы экономику и не загоняли бы бизнес в тупик. Налоговые органы не вправе терроризировать бизнес, многократно возвращаясь к одним и тем же проблемам.

В: Вот какие требования к налоговикам и налогоплательщикам, на ваш взгляд, должны быть четко прописаны в кодексе?

- Давайте попробуем чуть-чуть с другого начать. Вот мы говорим: совершенствование налогового администрирования. А что это такое? Для людей, в общем, непонятно в основном, что такое налоговое администрирование. Вот обратите внимание. На сегодняшний день налоговые органы, вообще правоприменительные органы, становятся реальной экономической, а то и политической силой. Как минимум фактором. Ведь обратите внимание. Сегодня одно заявление неосторожное любого налогового инспектора может обрушить фондовый рынок страны так, что потом ни одно заявление совместное, там министра экономики, министра финансов, когда они будут выходить, ... говорить, что вы, у нас все хорошо, все замечательно. Не поможет. Т.е. и вот проблема на сегодняшний день взаимоотношений налогоплательщика и налогового ордена, т. е. атмосфера доверия граждан. Налогоплательщики - это граждане страны, к своему государству, к налоговым органам - вот что стоит во главе вот этой проблемы. Вот, что самое главное.

В: Каким конкретным образом эту атмосферу улучшить?

- Вот каким образом улучшить? Наверное, первое - это та задача, которая была поставлена непосредственно президентом. Т.е. соблюдение закона. Президент сказал: не надо говорить о налоговом администрировании как средстве пополнения бюджета. Налоговые органы должны проверять, соблюдается ли налоговое законодательство и ничего больше. Вот это первая задача. А второе. Он сказал: прекратить террор налоговыми органами налогоплательщиков. Вы представляете, до чего поднялась проблема, какой стал уровень этой проблемы, если об этом заговорил глава государства. Посмотрите, вот последняя неделя, не надо далеко ходить.

Сначала там в "Балчуге" берут чиновника Федеральной налоговой службы с миллионом долларов в портфеле, хотя там сумма взятки 5,3 млн. Кстати, у меня такое

ощущение, что служба собственной безопасности ФНС взяла его в "Балчуге" исключительно для того, чтобы не увидеть, кому же он эти деньги понесет, потому что в его компетенцию решение этих проблем не входило. Или другая проблема. База данных вот, то, что мы называем налоговой тайной. То, на что должен и может рассчитывать каждый налогоплательщик, сохранение в тайне тех данных, которые он передает о себе государству. Стало достоянием, просто выброшено на рынок. Опять никто не отвечает, никаких ответственных нет. Кстати, вот извините, просто приведу пример. Получил в качестве спама, в качестве спама на электронную почту все мы получаем, вот я, в частности, получил, пожалуйста, мне тут предлагают за 3000 рублей получить информацию о всех фирмах и частных предпринимателях Московского региона. Вот, пожалуйста. Указывается телефон, куда надо позвонить. А вот виновных опять не находят. Я позвонил по этому телефону. Пожалуйста, мне сказали, оставьте ваш телефон, мы вам завтра привезем все эти данные. 3000 рублей, вот, пожалуйста, никаких проблем. Я говорю телефон: 589-44-17. Если правоохранительные органы не знают, где искать концы, пожалуйста, вот сегодня идет на каждый компьютер. Но опять же никто ни за что не отвечает.

В: А какой, Андрей Михайлович, может быть ответственность налогового органа за его неправоверные решения, которые могли нанести конкретной компании довольно ощутимый финансовый ущерб?

А.МАКАРОВ : Вы знаете, ведь, во-первых, здесь одна проблема. Вот ответственность налоговых органов и налогоплательщиков должна быть одинаковой. Соразмерной. Налогоплательщик сегодня реально несет ответственность. Если он там утаил свои доходы от налогов, он может понести и уголовную ответственность и материальную. Это ответственность реальна. А налоговые органы... Где эта ответственность. В Налоговом кодексе прописано, что они несут ответственность в соответствии с федеральным законом. Когда эта норма прописывались, думали, что будут внесены изменения в Уголовный кодекс, в Административный. Не внесли. И в результате получилось, что сегодня сотрудник налогового органа будет отвечать, только если он, пожалуй, изнасилует бухгалтера какой-нибудь фирмы. А вот если он своими незаконными действиями доведет до банкротства, по существу убьет налогоплательщика, экономически убьет. Никакой ответственности за это не наступит.

В: Поправки, которые Вы предлагаете, предполагают решение этой про....

А.МАКАРОВ : Безусловно. Мы предлагаем внести уголовную ответственность, во-первых, за превышение полномочий, превышение власти чиновником налоговых органов, которые повлекут за собой ущерб для налогоплательщика. А во-вторых, просто ответственность за заведомо незаконные решения налоговых органов. И поверьте, как только первый налоговик сядет в тюрьму за то, что он причинил своими действиями, незаконными действиями ущерб налогоплательщику, ситуация изменится кардинально.

В: Андрей Михайлович, а будет ли в Кодексе сохранена презумпция невиновности налогоплательщика.

А.МАКАРОВ : Вы знаете, на самом деле это один из самых острых на сегодняшний день вопрос.

В: Да, потому что сейчас разрешено досудебное взыскание штрафов. До 5 тыс. рублей с физ. лиц и до 50 тыс. рублей с юридических лиц.

А. МАКАРОВ : Давайте мы с вами договоримся. Поскольку все-таки я автор презумпции невиновности налогоплательщика в нашем законодательстве, мне бы хотелось сказать одну вещь. Очень много политических спекуляций. Презумпция невиновности налогоплательщика - это не первомайский лозунг. Это те процедуры, которые должны быть прописаны в законе однозначные процедуры, которые позволят налогоплательщику эффективно защищать свои законные права и интересы. И вот сейчас в законе нам и предстоит эти процедуры прописать. Мне хотелось бы обратить внимание на необходимость таких процедур, процедур, которые исключат возможность двоякого толкования норм налогового законодательства чиновникам налогового ... Мы говорили достаточно давно. Я бы хотел вспомнить сейчас заявление того, что когда-то было названо либеральным крылом Единой России, которая поставила эти вопросы, говоря о том, что сегодня происходит в налоговом ведомстве, недопустимо, потому что рушит инвестиционный климат страны. Кстати, в послании президента, которое вы сейчас цитировали, эта проблема не только было согласие президента с нами, эта проблема была поднята на еще более высокий уровень.

В: Андрей Михайлович, ну, президент РСПП А. Шохин, например, сказал, что только половина предложений бизнес-сообщества в результате дошло до конкретных поправок к Налоговому кодексу, и это очень печально. Вот что сказал А. Шохин.

АЛЕКСАНДР ШОХИН, президент Российского союза промышленников и предпринимателей: - Вы знаете, в танго есть такое понятие, прогрессивный боковой шаг, два шага вперед, потом два вбок. Вот мы делаем немножко специфический такой танец. Шаг вперед, два шага вбок, потом может быть шаг назад и т. д. Не знаю, какой рисунок танца получиться, но такое впечатление, что он во многом носит ритуальный характер. Потому что подвижки по одним вопросам перекрываются явным усилением административного начала во взаимоотношениях с налогоплательщиками по другим вопросам. Поэтому в целом, баланс сил сохраняется, и реального улучшения жизни налогоплательщиков может не произойти.

В: Ну, вот поправки, которые мы сейчас с вами обсуждаем, на них настаивает либеральное крыло партии "Единая Россия" в Государственной думе, а когда вопрос будет поставлен на голосование в парламенте, парламентское большинство поддержит эти ваши предложения?

А. МАКАРОВ : - Это интересный вопрос. Но все-таки мне бы хотелось сказать главное, первое: президент сказал, прекратите террор налоговых органов. Налогового террора нет в налоговом кодексе. А чиновники как на это ответили? Они ответили, ...... внесем изменения в Налоговый кодекс. Проблема не в Налоговом кодексе, не в налоговом законодательстве, а в правоприменении. И поэтому это не либеральный или консервативный взгляд, это проблема, которая должна быть решена для всей страны, это проблема доверия налогоплательщика и налогового органа. Все поправки, необходимые для того, чтобы вот эта атмосфера доверия в Налоговом кодексе реально была не только установлена, но и гарантирована подготовлена.

- Я глубоко убежден, что "Единая Россия", которая неоднократно вся высказывалась о том, что должны быть созданы все необходимые условия и для развития бизнеса, и для налогоплательщика, я глубоко убежден, что и, кстати, и ГД, и другие фракции, эти поправки, безусловно, поддержат.

В: Андрей Михайлович. И очень коротко последний вопрос. Сохранится ли 13%-ная шкала подоходного налога? Потому что поговаривают, что уже пора ее делать прогрессивной и доводить до 20%.

- Я хочу лишь сказать, что .... шкала подоходного налога принесла реальные положительные результаты. Каждый год у нас растет собираемость налогов. И поэтому предложение отказаться от нее сегодня, как минимум, несвоевременно.

В: Спасибо, Андрей Михайлович. Я напоминаю, что гармонизация отношений между гражданами и фискальными органами мы говорили с зам. предом Комитета Думы по бюджету и налогам А.Макаровым. Это были "Вести. Подробности". Счастливо.




Сми: Ртр # Вести. Подробности, Город: Москва
Дата: 15 Ноября 2005





Док. 341409
Перв. публик.: 15.11.05
Последн. ред.: 20.07.07
Число обращений: 363

  • Макаров Андрей Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``