В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Грачев: Правительство поступает нечестно Назад
Иван Грачев: Правительство поступает нечестно
Иван Дмитриевич, судя по всему, позиции правительства и Госдумы по вопросу дележа дополнительных доходов бюджета сближаются. Появился альтернативный вариант, одобренный Комитетом по бюджету. Этот вариант действительно снимает часть вопросов?

Если я правильно понимаю, существо альтернативного варианта - взять и написать дополнительных доходов миллиардов 40 и дополнительных расходов миллиардов 40, что, вообще говоря, никаких особенных проблем не создает, за исключением одного момента. Если вот эти 40 млрд. дополнительных будут в основной части, а социальные расходы уже после этих 40 млрд., то это депутатам проблемы, конечно, создаст.

Не совсем понятна вообще логика правительства, которое делит с депутатами некие виртуальные деньги. А если вообще не будет никаких дополнительных доходов?

Дополнительные доходы - это деньги, вырученные за счет экспорта энергоресурсов, определяемые ценой на основной товар - нефть. Мир прогнозирует ее цену, если я правильно понимаю, $22-28 за баррель. Среднее значение - 25, но, видимо, оно будет несколько выше, судя по тому, как действуют ОПЕК и все остальные производители. Наш Минфин прогнозирует в районе $20-21, то есть, ниже минимума. Вообще говоря, я привык всегда по среднему значению строить оценки и расчеты, затем уже при отклонениях от среднего, прописывать жесткие правила, что будет, как будет секвестироваться ситуация, если отклонения в нижнюю сторону, и как используются дополнительные доходы, если отклонение в большую сторону. Но, к сожалению, в правительстве не хотят таким честным образом поступить, они заведомо ниже среднего закладывают и знают, что у них миллиардов 100-110 рублей гарантировано дополнительных доходов, плюс, инфляцию заниженную дают, опять там дополнительные доходы почти гарантированы. Это создает с моей точки зрения проблемы для бюджетного процесса.

Кстати, экспортные пошлины у нас снижены более чем в два раза, то есть часть доходов казны уменьшается.

Это вопрос лоббизма экспортеров. Моя собственная точка зрения, что налоги надо снижать, они чрезмерны для всех, в том числе, для нефтяных компаний, которым не хватает денег на внутренние инвестиции.
Что касается доходов казны, тут надо разобраться. Смотрите, положительный баланс экспорта-импорта - $60 млрд. по прошлому году. С точки зрения страны неважно, кстати, кто продал, частник, или государство в целом. То есть система в целом продала товаров за доллары больше, чем купила на $60 млрд. Это значит наш потенциал по оплатам, по увеличению жизненного уровня граждан вот эти самые 60 млрд. дополнительно. Их вполне достаточно, чтобы расплачиваться спокойно с долгами, без особых проблем и наращивать реально уровень жизни, социальные программы. Но мы делаем не так. Мы говорим, что это все в стороне, а вот мы начнем профицитный бюджет делать, сворачивать социальные программы. Правительство так, скажем, предлагает. И дальше начинает мучаться с дополнительными доходами, думать, как их мобилизовать и поделить. То есть они не хотят спокойно и нормально оценивать ситуацию из тех же законов сохранения, нормально работать с социальными программами, нормально расплачиваться с долгами, выдумывают искусственные схемы, потом из-за этих искусственных схем приходится придерживать рубль, непонятно зачем, из-за этого начинает сворачиваться экспорт, увеличиваться импорт. По лекарствам, например, уже вышли на уровень "до 1998 года", то есть в принципе импортозамещение закончили.
В этой связи мне кажется, что стратегические представления у правительства и ЦБ ошибочные о том, что надо делать.

То есть, Вы уверены, что дополнительные доходы будут обязательно?

Мы знаем результаты за прошлый год по части дополнительных доходов. Мы знаем, что при нормальном естественном течении событий похожие результаты будут и в этом году. В прошлом году допдоходов было 300 млрд. руб. Поскольку цены на нефть, они предположительно, будут такими же, а инфляция будет превышена примерно в таком же размере или даже больше, чем в прошлом году. Поэтому каких-либо оснований считать, что их не будет, по-моему, нет. То есть, это надо так отработать, настолько плохо, что даже нашему правительству это, наверное, не под силу.

16 февраля 2001

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=10817

Док. 341356
Перв. публик.: 20.02.01
Последн. ред.: 20.07.07
Число обращений: 217

  • Грачев Иван Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``