В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Грачев: Ничего рыночного в налоговом кодексе нет Назад
Иван Грачев: Ничего рыночного в налоговом кодексе нет
Иван Дмитриевич, вчера правительство рассматривало вопрос о налоге на прибыль предприятий. Правительство считает, что ставка этого налога должна быть 35%. Касьянов же заявляет, что до конца весенней сессии Госдумы налог на прибыль будет принят, и налоговую реформу можно будет считать завершенной к концу года. Адекватно ли представление правительства о налоге на прибыль, и обоснованы ли надежды премьер-министра?

То, что примут налог на прибыль и все остальные, это, я думаю, правда. А то, что в этом есть налоговая реформа, это неправда. Если по существу, логика должна быть такая, с моей точки зрения: мы говорим, что инвестиционный климат плохой, деньги из страны убегают - это первый постулат. Второй - спрашиваем потенциальных инвесторов и наш бизнес, что в этом инвестиционном климате хуже всего. Они скажут, уродская налоговая система. Третье - значит надо ее реформировать. Наверное, есть и пункт номер четыре - если эта реформа предлагается, то надо у бизнеса спросить, улучшает она его положение или ухудшает, или совершенно индифферентно. То, что делает правительство и по НДС, и по прибыли предприятий для самого крупного бизнеса безразлично, поскольку они в бюджетном комитете все отрицательное для себя почистили, им без разницы, что есть, что нет. Для среднего бизнеса, вредно, но не сильно. Вредна, прежде всего, выплата по отгрузке. Грубо говоря, еще никакой прибыли нет, в России от отгрузки до прибыли довольно длинная дистанция по времени, а платить налог уже надо. То есть ухудшается положение среднего бизнеса, но не очень сильно.
А для малого бизнеса катастрофическое ухудшение положения. По налогу на добавленную стоимость все льготы отняли, теперь по налогу на прибыль все льготы отняли.
С точки зрения философии, я думаю, что тоже ничего рыночного в этом налоговом кодексе нет. Я вам простой пример приведу: ведущий одной телепередачи взял и спросил меня, а вот если я пиджак свой продам, это будет моя прибыль, доход? С точки зрения шаталовского налогового кодекса, да, это предпринимательский доход, а сточки зрения нормальных рыночных отношений, это никакого отношения к прибыли не имеет. Это просто изменение формы. У меня был пиджак, а теперь у меня деньги вместо этого пиджака. То есть, я нигде никакой добавленной стоимости не создал, никакой предпринимательской деятельности не было, следовательно, никакой прибыли нет.
У правительства в этой части совершенно иное представление о мире. Особенно оно в рамках оборота недвижимости начинает давить людей, давить бизнес. Поэтому я полагаю, что ни о какой реформе здесь речи нет. Это просто несколько ухудшенная редакция того, что было.

То есть получается, что если человек имеет квартиру и продает ее, то он предприниматель?

Совершенно верно. Исходное построение этого налогового кодекса не соответствует гражданскому кодексу изначально. Оно не соответствует довольно прилично сделанному гражданскому кодексу, который определяет, что такое предпринимательская деятельность, что такое коммерческие организации, что такое некоммерческие организации. Вот вы, наверное, слышали, что очень много споров идет по грантам, по некоммерческим организациям, их начинают облагать налогами. Люди сейчас почувствовали на себе в частных примерах эту саму неверную философию налогового кодекса. То есть, понимание прибыли, понимание того, что такое рыночная цена, в нем полностью антирыночное. Например, что такое рыночная цена по этому налоговому кодексу - это цена отчисленная чиновниками, а не цена сделки. Правильное решение - цена сделки есть рыночная цена, если она не мошенническая. Если она мошенническая, пойди в суд, докажи, что люди на самом деле провели мнимую притворную сделку, и поручи независимым профессиональным оценщикам дать настоящую цену, настоящую оценку. А у них подход совсем другой, они говорят, что нет, вы все сделали неправильно, а вот чиновник из Минфина или налоговой службы, он знает настоящую рыночную цену. Это налоговый кодекс, который в принципе построен на нерыночной философии, и по оценкам предпринимателей, а, следовательно, и по моим оценкам, он для крупного бизнеса ничего не меняет, для среднего - слегка ухудшает, а для мелкого- сильно ухудшает налоговую ситуацию.

Но правительство заявляет, что вследствие введения этого налога на прибыль для предприятий, налоговая нагрузка сократится на 100 млрд. руб. Из чего они исходят?

Я расчетов не видел. Но, насколько я понимаю, когда в бюджетном комитете проверили, там оказалось не на полтора, не на 1,7% от ВВП, а в лучшем случае на 0,4% от ВВП налоговых поступлений. На старте я этот документ обсчитывал, когда только-только появился этот налоговый кодекс. У меня было превышение процента на полтора над тем, что было раньше, за счет как раз массовой отмены льгот.
А можно и на жизнь посмотреть, они 46% ВВП собрали, даже хвастались. 40-46% - фантастическая цифра, которая в полтора раза больше, чем оптимальная, даже по факту сбора.

6 апреля 2001

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=12105

Док. 341329
Перв. публик.: 20.04.01
Последн. ред.: 20.07.07
Число обращений: 193

  • Грачев Иван Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``