В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Грачев: Суммарный налог на предприятия должен быть в России не более 30% Назад
Иван Грачев: Суммарный налог на предприятия должен быть в России не более 30%
Иван Дмитриевич, Ирина Хакамада заявила, что на весенней сессии Думы приоритетными будут вопросы налогообложения. Предстоит рассматривать поправки к налогу на прибыль, к налогу на пользование недрами, поправки в первую часть налогового кодекса и применение налога на прибыль в части раздела продукции. Одновременно с этим Путин дал поручение экономическим министрам добиться снижения порога единого социального налога до 30 тыс. в год. Это надо воспринимать, как начало полномасштабной налоговой реформы?

Это все разговоры. Та же фракция СПС голосовала за то, чтобы отобрать налоговые льготы у малых предприятий, которые были по налогу на прибыль. И в бюджетном комитете они стоят на том, что не надо возвращать налоговые льготы малым предприятиям, которые их раньше имели. Это первый факт.
Второй факт - в предложениях правительства, которые фракция Ирины Хакамады поддерживает, идет изъятие налогов по отгрузке. То есть не по факту получения реальной прибыли будет поступление денег, а по факту отгрузки. Это процентов на 10% для средних предприятий, да и для крупных тоже, увеличивает налоговый пресс. Таковы факты по налогу на прибыль.
Относительно налога на природные ресурсы, насколько я понимаю, наши сырьевые компании никакого удовольствия по поводу этого тоже изменения не выражают. То есть они считают, что нагрузка налоговая скорее растет, чем ослабляется.
Относительно амортизационных отчислений, которые рекламирует правительство. Изменение технологии амортизационных отчислений для малых предприятий - отрицательный фактор, потому что там было право проводить при необходимости двойное ускорение амортизации. Сейчас его нет, его отобрали. И обычные предприятия - крупные и средние не видят никакого особенного прогресса в части этих самых амортизационных отчислений.
Суммируя, это означает, что для среднего бизнеса налоговая ситуация ухудшается, для малого бизнеса очень сильно ухудшается, а у крупного бизнеса к этому индифферентное отношение.
По подоходному и социальному налогу я не берусь судить. Вроде бы пока никакого особенного влияния на людей эти регрессивные шкалы не оказывают. Плоская шкала небольшое влияние оказывала, то есть это была разумная мера в части налогообложения, с моей точки зрения.

А регрессивная шкала в социальном налоге пока пользы не принесла?

Пока никакого влияния не было. Потому, что ее выполнить довольно сложно. Для этого надо какие-то обманные мероприятия проводить, концентрировать зарплату на отдельных людях. Без этого подавляющее большинство наших людей не подходит под этот регресс. Все у нас идет через людей. То есть, если предприятие выплачивает большую зарплату, тогда начинаются регрессивные социальные вычеты. Пока же этот процесс не пошел, вот когда пойдет, и оценвать будем.

А что с вашей точки зрения надо было бы сделать с единым социальным налогом, чтобы добиться эффективных результатов достаточно быстро?

Суммарный налог на реальный доход предприятия должен быть в России не более 30%, лучше 20%. Вообще говоря, если мы хотим иметь систему без перекачек, то налог на доход гражданина должен быть такой же суммарный. Пока никакого приближения к этой цифре в 30% реально не наблюдается. Следовательно, влияния на людей это оказать особенного не может. Грубо говоря, человек 20% от дохода готов платить без особых проблем. Он расстанется с такими деньгами, как правило, без слез. До 30% он терпит, а после 30% он начинает скрывать доходы активнейшим образом.
Причем здесь, что чрезвычайно важно, и что, мне кажется, не очень понимают правительственные экономисты - мелкими шагами увеличить реальную собираемость нельзя. То есть это надо показывать на моделях: продвижение в сторону увеличения и в сторону уменьшения налогового пресса, оно идет по разным кривым, существенно по разным схемам. Можно объяснять, почему, но это довольно долго. Когда обратно с заведомо более высокого пресса начинаешь возвращаться, то мелкие шаги не влияют в положительном смысле на ситуацию.
Надо делать кардинальные шаги. Например, переход на плоскую 13% шкалу, это кардинальный шаг, который влияет на ситуацию.

А насколько горячим будет рассмотрение всех этих налоговых вопросов в Думе?

Я думаю, восстановление некоторых поправок будет обсуждаться горячо. Например, мы будем по жилью обязательно поправки вносить, с тем, чтобы льготы, которые имели предприятия, строящие жилье, остались. Мы будем обязательно вносить поправки, связанные с ипотекой, о том, что если деньги вкладываются в ипотеку, значит, предприятие может вынуть их из прибыли. Вернее не из прибыли, а до налогообложения прибыли.
Мы будем обязательно восстанавливать поправки малого бизнеса, то есть льготы, которые они имели, чтобы, по крайней мере, не ухудшать ситуацию. Я думаю, что вокруг этого споры будут большие. А остальное мне кажется не очень существенным.

26 апреля 2001
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=12568

Док. 341324
Перв. публик.: 20.05.01
Последн. ред.: 20.07.07
Число обращений: 208

  • Грачев Иван Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``