В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Грачев: Почему же у нас нельзя? Назад
Иван Грачев: Почему же у нас нельзя?
Иван Дмитриевич, на банковской конференции в Сочи Вы делали доклад по ипотечному кредитованию. Действительно ли у российских банков есть заинтересованность в предоставлении ипотечных кредитов? Какие проблемы возникают в связи с этим?

У региональных банков интерес есть, несомненно. Эти вопросы обсуждались рядом банков, в частности Тверь, Новосибирск, еще несколько региональных банков, и, безусловно, есть заинтересованность у тех, кто собирается торговать этими ценными бумагами. То есть ММВБ и другие биржи.
Что им мешает? Я свою точку зрения в виде четырех утверждений заявил.
Первое - обвальная девальвация вероятна. Я уже неоднократно говорил, почему.
Второе - инфляция, скорее всего, не будет подавлена. Из этих двух утверждений следует, что, во-первых, нужны государственные гарантии. Государство хочет все-таки развивать массовую, а не одиночную ипотеку, и нужна определенная работа в условиях высокой инфляции. Грубо говоря, даже если при инфляции 25% накинуть 5% и получится кредит под 30%, то большинство сограждан его субъективно не воспримут как возможность приобретения жилья. Следовательно, нужны специальные компенсационные механизмы, которые позволяют обычным гражданам на приемлемых условиях в эти программы войти.
Третье - налоговой реформы нет, следовательно, теневые доходы у наших граждан будут составлять как минимум половину. Сколько сегодня, столько и завтра будут. Это означает, что большинство из тех 30%, которые могут быть участниками ипотечных программ, не смогут доказать это своими белыми бумагами. Следовательно, нужны какие-то накопительные системы, системы предварительного накопления денег, чтобы доказывать по факту.
Вот собственно то, что я считал нужным сделать. Насколько я понял, банкиры нормально отнеслись к этим заявлениям и утверждениям.

Банкиры готовы вводить ипотечное кредитование, но насколько готово население пользоваться этим? У нас предпочитают, как правило, накопить определенную сумму и купить квартиру сразу.

Вот там, где регионы компенсируют процент, то есть там, где действуют компенсационные программы из местного бюджета, очереди сразу становятся на уровне 10-15% от всех семей. Причем даже в таких бедных регионах, в частности, в Пензе пробовали эти схемы. То есть очереди будут на уровне 10-15% от общего числа населения. А из них только 2/3 нуждаются в квартирах на самом деле.

То есть, это изменение психологии населения? Наши люди начинают понимать, что можно жить в кредит?

В значительной степени да. Я беседовал с выпускниками ВУЗов, в частности, хорошо зарабатывающими. Они в принципе имеют возможность платить 15% в валюте. Это то, что сейчас по факту на рынке существует. То есть их доходы достаточны, чтобы расплачиваться по такой ставке. Но пока они эту программу, поскольку на финише практически две цены платить приходится, принимают, как нечто неприемлемое. Поэтому и нужны на старте при высокой инфляции какие-то компенсационные схемы. Чтобы человек это воспринимал не только, как гипотетическую возможность приобрести жилье, но и как приемлемую субъективно возможность.
А при развитии массовой ипотеки реально процентов до 10 в валюте довести кредитную ставку. Так, как это произошло в Восточной Европе. Бог с ним с Западом! Но в Восточной Европе довели, и в Чехии, и в Польше до уровня 10%! Почему же у нас нельзя?

11 сентября 2001

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=15187

Док. 341240
Перв. публик.: 20.09.01
Последн. ред.: 20.07.07
Число обращений: 207

  • Грачев Иван Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``