В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Грачев: Нынешняя Госдума не в состоянии привести в порядок налогообложение в России Назад
Иван Грачев: Нынешняя Госдума не в состоянии привести в порядок налогообложение в России
Иван Дмитриевич, вчера думский подкомитет по налогам в очередной раз обсуждал налог с продаж. В конечном итоге они решили, что налог с продаж должен взиматься только с тех товаров, которые продаются за наличный расчет. Предполагается, что это будет способствовать скорейшему переходу на безналичную форму оплаты. Будет ли ожидаемый эффект?

На эту тему Партия развития предпринимательства даже заявление сделала. Смысл такой: есть налог с продаж, есть реальные проблемы, связанные с этим налогом. Во-первых, он велик, а у нас НДС при этом еще присутствует, что, вообще говоря, не свойственно нормальным странам. Стран, где и НДС и налог с продаж присутствуют, почти нет в мире, а точнее, нет вообще. Есть только отдельные территории в Канаде, которые так работают. Отсюда вытекает первая проблема - надо НДС снижать, либо уничтожать, либо налоги с продаж снижать, либо уничтожать.
И вторая проблема - база налога с продаж у нас совершенно не соответствует тому, что принято в мире. Самый характерный пример - это индивидуальные частные предприниматели, мелкий опт. На стадии мелкого опта предприниматель платит этот налог, и потом еще раз он платит его на стадии розничных продаж. Эти проблемы надо решать.
Но власти решают совершенно иную проблему. Я думаю, что тут лоббистские какие-то структуры отработали и в Минфине, и в бюджетном комитете. Они богатых освобождают от этого налога, то есть тех, кто обороты свои ведет через карточки, а для бедных сохраняют его в полном объеме со всеми его недостатками и проблемами. Поэтому, конечно же, они, опираясь на решение Конституционного суда, который требовал навести порядок с налогом с продаж, в частности двойное налогообложение ликвидировать, по факту лоббируют идею вредную большинству населения России.

С вашей точки зрения, как быстро удастся добиться отмены налога с продаж?

Мне представляется, что полной отмены налога с продаж добиться уже не удастся, что бы они там ни писали. Поэтому я бы сосредоточился на наведении в нем порядка, чтобы он был нормальным, а не 2-3 раза взимаемым. И я бы сконцентрировался на постепенном подавлении НДС. Потому что налог с продаж, если он цивилизованный, не так плох. Кстати сказать, и налог с оборота не так плох, если он подъемный. По крайней мере, это лучше, чем налог на добавленную стоимость. Я считаю, что надо налог на добавленную стоимость в том виде, в каком он в России есть, уничтожать.

А как в таком случае выглядит в цивилизованном мире налог с продаж?

Это не фиксированный налог. То есть по нему могут быть разные ставки в определенных пределах, например, в разных штатах тех же США. В других странах он тоже не является железно заданным, но, тем не менее, он всегда распространяется исключительно на розницу, не важно, как ее оплачивают, наличными или безналичными.

То есть в конечном итоге налог с продаж платят покупатели?

На самом деле и по современным налоговым теориям и по моим представлениям все налоги, где бы они ни собирались, всегда платит население страны. То есть, есть такая теория, она называется "перераспределение налогов". Налог на самом деле всегда перераспределяется по всей цепочке от производства до потребления. Поскольку человек же не свободен в установке цен, не свободен в части изменения цен и требований поставщикам, следовательно, налоги всегда перераспределяются.
Для страны важна на самом деле общая интегральная налоговая нагрузка, все остальное - это уже второстепенно. Общая интегральная нагрузка должна быть до 30% в валовом внутреннем продукте страны. Тогда да, тогда налоговая система нормально работает. А если 60% ВВП, значит, куда ты эти налоги ни вставляй, это неприемлемо, невозможно, недопустимо.

Каков Ваш прогноз, как скоро удастся отменить НДС и привести налог с продаж в цивилизованный вид?

К сожалению, общий опыт, начиная с 93 года, с тех пор, как я в Думе, показывает, что по налогам мы непрерывно ухудшаем ситуацию для ведения бизнеса в России. Всякие разные сказки рассказываются каждый раз: как мы сейчас улучшим налоговую систему, проведем реформу.
Конкретный пример - налог на прибыль. Снизили ставку с 35% до 24%, и даже, по-моему, президент Буш сказал Путину, как здорово, что вы налоги меняете. А по факту для предпринимателей увеличили нагрузку. И они признали это в бюджете. То есть если в бюджете посмотреть, разница между отменой налоговых льгот и изменением ставки, то у предпринимателей налоговая нагрузка увеличилась. Правительство говорит, что банки выиграли. Я спрашиваю конкретные банки: выиграли? Нет, проиграли - говорят мне. Потому что они переходят на уплату налога методом начисления, то есть, кредитуют государство.
Те банки, которые на себя все это примерили, они проигрывают в результате, в лучшем случае ничего не выигрывают. Вот и вся налоговая реформа. То есть, к сожалению, при нынешнем соотношении сил в Государственной Думе и в правительстве никакой особой надежды на улучшение налоговой ситуации у меня нет. Есть отдельные победы, отдельные достижения, но очень редко.
Состав несколько иной Государственной Думы должен быть для того, чтобы действительно провести полноценную налоговую реформу. То есть делегированных предпринимателями и зависящих от предпринимателей, а не от своего личного бизнеса, людей в Думе должно быть побольше.

20 сентября 2001

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=15550

Док. 341219
Перв. публик.: 20.10.01
Последн. ред.: 20.07.07
Число обращений: 216

  • Грачев Иван Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``