В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Грачев: Может, где-нибудь в тайных лабораториях что-то и готовится... Назад
Иван Грачев: Может, где-нибудь в тайных лабораториях что-то и готовится...
Иван Дмитриевич, Вы сказали, что критерии устойчивого роста экономики - это рост количества бизнесов, а также степень их свободы и государственное регулирование собственности. Вы считаете, что ни по одному из этих пунктов особых успехов нет. Так?

Безусловно.

А вот президент высказывает несколько иную точку зрения. Он считает, что за последние два года малый и средний бизнес "встал на ноги", а государство очень многое делает для укрепления законодательной составляющей работы малого и среднего бизнеса. На чем основано Ваше мнение и на чем мнение президента?

Чем обосновывает президент свое мнение, я не знаю. Думаю, что в первую очередь желанием получить голоса избирателей из сферы малого бизнеса. Но, правда, один аргумент есть в его пользу, это то, что касается законов о дебюрократизации. В частности, о защите прав предпринимателей при проверках.
Но я бы для точности еще раз зафиксировал, что это не более чем искаженная и ухудшенная интерпретация сделанного нами закона о защите прав и интересов предпринимателей, о защите прав и законных интересов предпринимателей. Разница в том, что нынешний закон пришел из правительства с опозданием на два года, он не всех проверяющих касается и не содержит материальной ответственности проверяющего в части нарушения прав бизнесмена. Допустим, пришли, проверили - неправильно. Обанкротили предприятие, а ответственности не несут. По нашему закону человек должен был нести ответственность в этом случае. Государство, прежде всего, а потом оно с чиновником должно разбираться.
Если пойти в целом по ситуации, то должны быть какие-то объективные критерии улучшения. Критерий первый - это численность малых предприятий. Никаких данных, доказывающих, что численность изменилась в лучшую сторону нет. Более того, последний доклад Южанова показывает, что там изменение было в отрицательную сторону. Правда, он приводил данные чуть-чуть отстающие, не текущие, а, наверное, месяцев на 9 назад. Тем не менее, никаких других данных нет, более новых. А те данные, которые были, показывали, что тенденция к уменьшению функционирующих малых предприятий сохраняется.
Если, допустим, нам статистика не нравится в качестве критерия, то тогда есть 4 большие, ключевые проблемы, от которых зависит жизнь малых предприятий. Это те проблемы, которые они сами называют наиболее значимыми для эффективного развития и роста: налоги, отношения бизнес-власть, отношения собственности и доступ к финансовым ресурсам начинающих предприятий, начинающих и растущих малых предприятий.
По части доступа к ресурсам подвижек никаких. То есть, банковская система никак не изменяется по отношению к малому бизнесу.
По части отношений собственности никакого упорядочения не происходит. Как, допустим, государственная собственность была подвержена разграблению, так она и подвержена разграблению без нарушения закона и до сих пор.
По части пункта бизнес-власть улучшения есть. Действительно пакет дебюрократизации - это шаг в том направлении. Но улучшение очень незначительное и оно существенно меньшее, чем предлагалось предпринимателям через наш закон.
И по ключевому пункту номер один, по налогам, ситуация ухудшилась. То есть, предприниматели платили по прибыли в среднем 17%, теперь будут платить 24%, а по НДС они в большинстве своем либо не платили, либо имели 10%. Теперь все 20% за исключением самых маленьких и ничтожных предприятий.
Таким образом, по первому пункту ситуация ухудшилась. По второму пункту чуть-чуть улучшилась, но не перевешивает, безусловно, негатива первого пункта. По пунктам 3 и 4 ситуация без изменений. Плюс, по специфическому факту не растет число малых предприятий, функционирующих в стране.

Сейчас по статистике в малом бизнесе занято 8 млн. человек...

А вот статистика на 95-96 год, когда мы делали закон о господдержке малого предпринимательства - тогда было 14 млн. занятых. Там разная была статистика, от 10 до 14 млн., но никак не 8. И количество предприятий было 960 тыс. Сейчас количество предприятий 750-800 тыс., и число занятых 8 млн. То есть, несомненное ухудшение.

Владимир Путин так же сказал, что готовится пакет законов по развитию малого и среднего бизнеса. Что это за пакет, и стоит ли от него ожидать серьезного улучшения ситуации?

По налогам мы сделали упрощенную схему налогообложения для малого предпринимательства, действительно решающую существенную часть проблем. Если я правильно понимаю, правительство эту схему не поддерживает. Что-то свое на эту тему они вроде бы обсуждают, но ничего готового я не видел. По дебюрократизации. Надо делать либо полностью кодекс административных процедур, либо потихоньку править те законы, которые уже сделаны. Никаких поправок, ужимающих чиновников и расширяющих свободу бизнеса, я пока не вижу со стороны правительства. По проблеме бизнес-власть ни один из законов не принимается. По части отношений собственности, я не вижу у них в правительстве ни одного закона, который ситуацию улучшает, а наши законы они блокируют. По части банковской системы я также не вижу развернутой системы законов, годящихся для малого бизнеса. Или, к примеру, законов о микрофинансировании, годящихся для малого бизнеса. Следовательно, никакого пакета на эту тему нет. Может в тайне, где-нибудь в тайных лабораториях, что-то готовится, но я этого не вижу.

16 октября 2001

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=16498


Док. 341193
Перв. публик.: 20.01.02
Последн. ред.: 20.07.07
Число обращений: 180

  • Грачев Иван Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``