В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Грачев: Что уж нам так сильно заботиться о мире? Нам о себе надо заботиться! Назад
Иван Грачев: Что уж нам так сильно заботиться о мире? Нам о себе надо заботиться!
Иван Дмитриевич, Всемирная организация труда прогнозирует, что уже в следующем году безработных может стать на 24 млн. больше. Причем 97% этого роста придется на развивающиеся страны. Россию пока относят к развивающимся странам. Насколько сильно безработица затронет нас?

Население мира - 6 млрд. Работников примерно чуть более трети, то есть, 2 млрд. Безработица - примерно 15% в развивающихся странах, ну, может быть 20%, это значит, 300-400 млн. человек.
В России, если вступление в ВТО пойдет обвально, то, конечно, безработица будет очень большая. Я думаю, безработица будет выше 20% трудоспособного населения, не с учетом того, что скрытая безработица большая, а по факту.
У нас от трети до двух третей предприятий, вообще говоря, банкроты при открытии рынка и при применении нормальных рыночных законов. Вообще говоря, вступление в ВТО предполагает, что по каждому пункту будут требовать применения рыночных правил, как только ты вступаешь в контакт с мировым рынком. Это значит, что наши предприятия из потенциальных банкротов становятся реальными банкротами.
Это значит, что наобум в ВТО вступать нельзя. Это значит, что если мы хотим в ВТО вступить, то мы должны ультимативно некоторые требования выставить. У нас же нет отчаянной необходимости вступать в ВТО в один год, в два года, в три года. У нас нет такой внутренней продукции, которая миру была бы не нужна, и мы ее пропихиваем изо всех сил. Нефть, газ, энергетическое сырье - потребности будут расти независимо ни от какой рецессии, потому что раз в 7-10 лет удваивается потребление энергии во всех развитых странах. Для того чтобы поддерживать нынешние темпы роста, никаких источников серьезных нет, кроме арабской нефти, нашего газа, нашей электроэнергии. Запад обязательно будет это покупать, независимо от того, вступили мы в ВТО, или не вступили.
То же касается и продукции первого передела. Ясно, что это очень грязные и производительные территории развитых стран, там уже большое количество стали, и они такие производства все равно будут выпихивать из своих стран. Это значит, что здесь все равно все купят, независимо от нынешних антидемпинговых процедур.
А продукции серьезной, высокотехнологичной мы почти не поставляем, оружие это штука специфическая, она к ВТО прямого отношения не имеет. Поэтому у нас нет отчаянной необходимости туда немедленно стремиться.
А вот у них есть. Например, были совершенно характерные переговоры с Зелликом - это американский переговорщик по ВТО с Россией. Он приехал и заявил: "О-о, мы вас отчаянно поддерживаем, мы хотим, чтобы вы вступили в ВТО!". Но при этом выдвинул ультимативное требование - откройте рынок для наших Боингов, снимите для них таможню. Ну, все понятно!

В ближайшее время высвободится огромная рабочая масса, сможет ли мир ее переварить?

Что уж нам так сильно заботиться о мире? Нам о себе надо заботиться. А мы свою переварить можем. Для этого надо просто четко и ясно понять, что капиталоемкость создания одного рабочего места в России приемлемая только в малом и среднем бизнесе. Это означает, что надо четко сосредоточиться на быстром и решительном создании рабочих мест в малом бизнесе.
Кстати сказать, есть очень интересные статистические данные. Госкомстат готовился к заседанию Госсовета, посвященного малому предпринимательству, и дал картинку - реальное соотношение фонда отдачи, производительности труда, наукоемкости, фондоемкости в малом бизнесе. Так вот: фондоотдача втрое выше, производительность труда вдвое выше, капиталоемкость ниже существенно. Поэтому я полагаю, что перед Россией стоит проблема выбора правильной стратегии для того, чтобы быстро освоить все наши рабочие руки.

А в каких секторах высвободится рабочая сила, прежде всего?

Если мы сталкиваемся с ВТО в чистом виде, понятно, что вылетит опять наша фармацевтика, вылетит наша пищевка, вылетит вся продукция не второго передела, те же телевизоры, которые мы хоть чуть-чуть начали опять производить. Вылетит автомобильная промышленность, в значительной степени вылетит авиационная промышленность. Раз движков у нас хороших нет, то и самолеты наши в целом неконкурентоспособны. А они будут нам предлагать часть хвоста к их какому-нибудь самолету производить.

То есть получается, что без работы, в основном, останутся люди с узкой квалификацией?

Безусловно. Из тех, на кого можно рассчитывать в будущем, я думаю, не вылетят программисты, я думаю, не вылетят наши математики, не вылетят те, что метазнания производят, не просто знания, которые быстро превращаются в товар, а знания, которые превращаются в знания и только затем в товар. Такие выдержат.

А каким образом людей с узкой квалификацией приспособить в малом и среднем бизнесе?

Это штука не простая. Я считаю, что надо защитить и нашу аэрокосмическую промышленность, и нашу фармацевтическую и пищевую промышленность. Надо попытаться вступать в ВТО так, чтобы они не вылетели в трубу.
А с точки зрения квалифицированных рабочих рук и квалифицированных инженеров путь тоже известен - это зоны типа силиконовой долины, типа Кембриджской зоны в Англии, типа индийских зон на побережье, где делают и компьютеры, и программный продукт. То есть, нужны специальные налоговые преференции тем, кто знания превращает в товар. Это должны быть преференции отчетливые ясные и очень значительные, не меньше, чем в какой-нибудь Коста-Рике или Ирландии. Ничего другого-то, по-моему, не придумали в мире.

5 ноября 2001

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=17196

Док. 340916
Перв. публик.: 19.01.02
Последн. ред.: 19.07.07
Число обращений: 216

  • Грачев Иван Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``