В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Грачев: Поскольку я по профессии экспериментатор, то привык идти от фактов Назад
Иван Грачев: Поскольку я по профессии экспериментатор, то привык идти от фактов
Иван Дмитриевич, Министерство финансов готовит предложение по корректировке бюджета текущего года. Об этом сообщил Алексей Кудрин. Он отметил, что это не связано с изменением цен на нефть. Речь идет о замещении некоторых выпадающих в этом году бюджетных доходов за счет экономии при выплате долгов и перевыполнении большинства остальных доходных статей. При этом есть недобор по отдельным статьям в этом году. Кудрин заметил, что о возможности недобора депутатов предупреждали, но они все равно завысили отдельные статьи. Как оценивать эту инициативу правительства?

Поскольку я по профессии и образованию экспериментатор, то привык идти от фактов. Факты по прошлому году такие: отклонение реальных сборов от прогнозов примерно +30%. Может быть чуть меньше. Это означает, что погрешность прогнозов у нынешнего правительства примерно такова, плюс-минус 15-20% по среднему квадратичному отклонению. Это означает, что в пределах этих ошибок прогнозов, а они, кстати сказать, и в прошлые годы имели место, примерно такие же, все отклонения, изменения, не являются статистически значимыми, и любой квалифицированный специалист сказал бы, что эту шелуху надо просто в сторону отбросить и ей не заниматься. Она не имеет никакого значения с точки зрения реальной погрешности прогнозов федерального бюджета страны. Поэтому я полагаю, что суетиться не нужно. Никаких серьезных оснований считать, что изменения и отклонения бюджета превышают погрешность прогнозов, нет в природе. Следовательно, отношусь я к такого рода заявлениям, как к необоснованной суете.

То есть в принципе бюджет вообще корректировать не надо?

Я полагаю, что его можно было бы корректировать, но из соображений какой-то стратегии. Если мы говорим, что у нас появилась какая-то стратегия развития, допустим, мы наконец-то определились с отраслями, которые действительно являются для страны значимыми, которые мы в рамках ВТО будем защищать, тогда да, тогда его можно было бы пересматривать. Но если по существу, то стратегически никаких новых идей не вносится.
Эти корректировки должны быть просто согласованы с точностью прогноза. Любой нормальный исследователь в мире так делает. То есть погрешность прогнозов, погрешность измерений оценивает, и все, что внутри этой погрешности, он считает незначимым и этим не занимается. Ничего в этом смысле отличного от других прогнозов нет, с моей точки зрения.

Недобор предполагается по таким статьям, как продажа международных финансовых активов и возврат выданных регионам ссуд.

То, что возврат выданных регионам ссуд всегда будет с недобором, это вещь известная, потому что есть такие регионы, как Дагестан. Скорее всего, они ее не вернут. То есть, тут ничего нового для прогнозов вообще нет.
С точки зрения деталей, связанных с выплатой долгов, с курсами, то тут штука вот какая: они совершенно неточно и занижено прогнозируют инфляцию и на этот год и на следующий почти наверное. Инфляция будет не такая, как они прогнозируют. Поскольку они инфляцию не учитывают ни в каких индексациях, там же нет автоматической индексации в случае превышения инфляции над прогнозом, это означает, что по рублям в номинальном исчислении у них будут все доходы значительно выше, процентов на 10%, чем то, что они прогнозируют. Я полагаю, что относительно курса это тоже проблема эффективного регулирования.
Моя точка зрения, что они плохо, неэффективно, неправильно регулируют курс рубля по отношению к доллару. Надо подумать о схеме более разумного регулирования.

А сейчас можно уже говорить о том, правы были депутаты или не правы, когда по некоторым статьям завышали сумму?

Без всякого сомнения. Депутаты требовали увеличить ВВП на этот год, потому что они в прогнозах закладывали ВВП старинный, а не тот, что по факту будет в конце года. Совершенно очевидно, что депутаты были правы. Инфляция другая, ВВП, значит, будет существенно выше, чем в их первоначальных прогнозах и оценках, на которых строился бюджет. Можно с вероятностью 99% утверждать, что инфляция не будет 10%, а будет, как минимум выше 15, а я думаю, что и выше - 20% будет реальная инфляция в следующем году. Особенно, если цены на нефть снизятся.
Поэтому я полагаю, что по большинству ключевых позиций депутаты были правы, и ничего тут особенно нового не произошло.
Относительно же цен на нефть, моя точка зрения не очень изменилась. Если Россия договорится с ОПЕК, то можно преспокойно выдержать $25 за баррель, плюс-минус не $3 уже, допустим, а $6. Несколько разброс надо увеличить - это вопрос опять же разумной политики. Приезжал недавно Чавес, просил поддержать их снижение поставок нефти на мировые рынки, Россия пока этого не сделала. А ведь могла бы.

8 ноября 2001

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=17298

Док. 340915
Перв. публик.: 19.01.02
Последн. ред.: 19.07.07
Число обращений: 214

  • Грачев Иван Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``