В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Левитин: Пилот-стажер довел самолет до штопора Назад
Игорь Левитин: Пилот-стажер довел самолет до штопора
Межгосударственный авиационный комитет обнародовал результаты расследования катастрофы самолета Ту-154 Пулковских авиалиний под Донецком, которая произошла в августе 2006 года. Тогда погибли 170 человек. Комиссия МАК выяснила, что техника был исправна, но при попытке подняться над грозовым фронтом командир вывел самолет на запредельный угол атаки. Второй пилот, в кресле которого сидел стажер, в этот момент не предупредил его о критическом падении скорости, в результате машина вошла в штопор. Почему в России за штурвалами пассажирских самолетов оказываются люди, которые не научились толком летать? И какие выводы делает из этой ситуации руководство отрасли?

Так запланировали специально: оглашать результаты своего расследования члены Межгосударственной комиссии приехали в северную столицу. Большинство погибших в той трагедии под Донецком - именно петербуржцы.

Заключение - всего-то три печатных абзаца. Но в них - сенсационные выводы. Комиссия признала основной причиной катастрофы человеческий фактор. В момент, когда самолет стал подниматься над грозой, рядом с командиром находился пилот-стажер. И его неопытность в итоге сыграла роковую роль. "Отсутствие контроля за скоростью полета послужила одним из факторов перехода ситуации в катастрофическую. В данном случае контроль за скоростью должен был осуществлять второй пилот", - сообщил заместитель председателя МАК, руководитель департамента по расследованию авиационных происшествий Алексей Морозов.

Как произошла трагедия, специалистам известно по секундам. Поднимаясь над грозой, самолет попал в зону турбулентности. Командир, отключив автопилот, резко взял штурвал на себя. Второй летчик не сказал о критическом падении скорости, самолет стало трясти, и он свалился в плоский штопор. В формулировке комиссии все это назовут "неудовлетворительным взаимодействием экипажа". Это подтвердят и расшифровки бортовых самописцев.

К трагедии привели и другие факторы - о них тоже говорится в докладе. Пилотов не обучают, как вести себя в критической ситуации на запредельной высоте. Нет и тренажеров, способных смоделировать то, что произошло под Донецком.

Техническое состояние упавшего Ту-154 уже признали удовлетворительным. Но, по мнению российского Министра транспорта, сама модель морально устарела, и постепенно нужно от Ту-154 отказываться. "Самолеты Ту-154 и Ту-134 будут выводиться из парка авиакомпаний, которые занимаются перевозками пассажиров, - заявил министр транспорта РФ Игорь Левитин. - Но у них еще есть срок службы около 5 лет. Для того чтобы их заменить одномоментно, а в России их - около 270, нам нужен парк самолетов, которого у нас нет. Заменить их нечем. У нас нет другого пути, как выполнение всех рекомендаций МАК".

Комиссия опровергла и некоторые предположение. Например, недостатки в работе диспетчеров и метеорологов - и с украинской, и с российской стороны были. Но они не повлияли на падение самолета. Командир экипажа прекрасно знал, что впереди грозовой фронт. По результатам расследования, техническая комиссия вынесла порядка 40 рекомендаций к авиационным службам России и Украины. Среди них - в два раза увеличить часы налетов для летчиков, модернизировать существующие тренажеры.

Но с выводами комиссии согласились не все. Два особых мнения приложены к докладу. Одно - от конструкторского бюро "Туполев", там не согласны, что не хватает инструкций для летчиков. Другое - от представителя "Ространснадзора". Его озвучил Алексей Морозов: "К трагедии привело недоведение до экипажа информации о наличии грозообразующих облаков со стороны харьковских диспетчеров".

Сегодня еще раз подтвердили, что в Петербурге сумма компенсаций родственникам погибших составила 500 тысяч рублей. Но известно, что несколько семей все же обратились в суд. Правды о той трагедии они ждут не от комиссии, а от суда.

По сути, Межгосударственная комиссия сегодня рассказала о том, что привело к трагедии. А вот кто виноват? Ответ на этот вопрос, возможно, найдет прокуратура. И на Украине, и в России сейчас ведутся уголовные дела по факту гибели.

Николай Булкин

17.02.2007
vesti.ru


Док. 340891
Перв. публик.: 17.02.07
Последн. ред.: 19.07.07
Число обращений: 370

  • Левитин Игорь Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``